Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мясковский 5 симфония ре мажор 1917-18гг.
Первая советская симфония. Мясковский основоположник советского симфонизма. Это самая лирическая из всех 27 симфоний. До революции были 4 симфонии, не имевших успех. Очень демократичная симфония, с ярким национальным колоритом. Практически лишенная драматизма, лирико-эпическая. Народно-жанровые элементы, картинность, поэтическое изображение природы, образы, исполненные величавой простоты, душевного здоровья и мужественности. Яркое скерцо, где использована народная мелодия галицинская колядка. 1 часть Allegro amabile ре-мажор, сонатная форма. Главная тема напоминает пастушечий свирельный наигрыш – кларнет, флета. Побочная партия – иной мир образов, контрастных главной. Она состоит из четырех тематических элементов, частично родственных друг другу. Основу составляют первый и третий элементы (см. пример 98а, в), выдержанные в хоровом складе, аккордовой фактуре и грузной инструментовке (духовая группа). Своей суровостью, величавостью они напоминают «богатырские» русские темы Балакирева, Бородина, Глазунова. Два других тематических элемента «прослаивают» вышеназванные. Один — таинственно-настороженного (б, фа-диез минор), другой — тревожно-порывистого характера (г, до-диез минор, средняя часть, цифра 7). Оба они «будоражат» побочную, а в дальнейшем — разработку сонатного allegro. Несмотря на разнохарактерность элементов побочной партии, они берут свое начало в исходном элементе а. Это придает теме внутреннюю органичность II часть (Lento Quasi Andante, си-бемоль минор) носит глубокий, лирико-драматический характер и отличается яркой картинностью. Автор поставил своей задачей выразить «затаенность, фантастичность, образы ночи». Вся часть построена на контрастном сопоставлении двух образов и представляет трехчастную форму. Суть композиционного замысла среднего эпизода заключается в создании непрерывного динамического и звукового нарастания и обострения экспрессии до высочайшего напряжения путем постепенного вовлечения новых голосов оркестра. III часть — скерцо (Allegro burlando — скоро, шутливо, соль минор) — можно было бы озаглавить соответственно названию единственной включенной в симфонию народной темы — «Симфоническая рождественская колядка» IV часть (ре мажор, рондо-соната) содержит наибольшее комиссию ii'M по сравнению с другими частями симфонии. О ха-l.iMcpe музыки говорит авторская ремарка в партитуре — Allegro risoluto е con brio, то есть быстро, решительно, с воодушевлением. Интонационное единство, так отчетливо проявившееся в Пятой симфонии, придает сочинению большую стилистическую органичность. Оптимистичность идейно-художественного замысла, народно-жанровая основа многих тем, цельность, четкость характеристики образов, ясность музыкально-драматургического построения — свидетельство глубокой связи композитора с реалистическими традициями русского симфонизма. Последнее содействовало плодотворным творческим исканиям Мясковского и в дальнейшем. Весь творческий путь Мясковского послереволюционного периода был направлен к одной цели: найти наиболее совершенное воплощение в музыке дыхания нашего времени. Последующие симфонии Мясковского — Двенадцатая, Шестнадцатая, Двадцать первая, Двадцать седьмая и другие, в которых советский слушатель найдет отражение чувств, исполненных лиризма и жизнеутверж-дения, отмечены особенностями, которые дали знать о себе в Пятой симфонии. В этом и заключается ее значение для истории советской симфонии.
|