Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История создания. С момента приезда в СССР Прокофьев хотел написать оперу на советский сюжет






 

С момента приезда в СССР Прокофьев хотел написать оперу на советский сюжет. «Здесь новые люди, новые чувства, новый быт, и потому многие приемы, свойственные, например, классической опере, могут оказаться чуждыми и непригодными», — полагал композитор. Он стремился найти новый мелодизм, а одновременно подыскивал подходящий сюжет. Внимание его привлекла повесть известного советского писателя В. Катаева (1897—1986) «Я — сын трудового народа» (1937), повествующая о событиях гражданской войны на Украине, рассказанная, разумеется, в духе официальной идеологии. В 1938 году на сценах театров шла авторская обработка повести под названием «Шел солдат с фронта». Прокофьев обратился к писателю, который и стал вместе с ним работать над либретто. Вероятно, кроме прочего, композитора привлекла и возможность использовать воспоминания детства, проведенного в украинской усадьбе, в частности, в его памяти всплывали особенности украинского говора.

В основу либретто новой оперы легли прозаические диалоги повести Катаева, а в качестве стихотворных текстов были использованы «Заповiт» Тараса Шевченко и стихи некоторых народных песен. Создание музыки пришлось на 1939 год

Первые три акта были сочинены менее чем за два месяца: 26 марта Прокофьев закончил сцену встречи Семена с односельчанами, 8 апреля был готов II акт, 15-го — 1-я картина I акта, 5 мая — весь III акт, 16 июня — IV акт и, наконец, 28 июня опера в клавире была полностью закончена. Вся работа проходила в тесном общении с либреттистом и режиссером. Правда, между Прокофьевым и Катаевым, который хотел видеть в опере народные танцы, песни в украинском духе и несложные небольшие арии, не раз возникали конфликты, но композитор твердо следовал своему замыслу, и писателю пришлось подчиниться. Прокофьев указывал, какие куски повести должны войти в текст оперы без изменений, некоторые драматургические решения были также предложены Прокофьевым. Поэтому в окончательном варианте оперы указаны два либреттиста — и Катаев, и Прокофьев. Премьера состоялась 23 июня 1940 года в московском театре им. Станиславского.

Сюжет

Улица перед бедной хатой Котко. С фронта после четырехлетнего отсутствия возвращается солдат Семен Котко. Его радостно встречает мать. Услышав о возвращении земляка, в его хате собираются односельчане, заводят беседу. Приходит и невеста Семена Софья, хотя ее отец-кулак запретил дочери и думать о бедном парне. Фрося советует в качестве сватов послать к Ткаченко председателя сельсовета Ременюка и матроса Царева: таким уважаемым людям он не посмеет отказать.

У себя дома Ткаченко, расстроенный приездом Семена и тем, что дочь не забыла его, хочет спрятаться от приближающихся сватов. Однако они застают его, и приходится принимать непрошеных гостей. Пришедшие величают жениха и невесту, но веселье внезапно прерывается: являются немецкие лазутчики. Их спаивают и обезоруживают. Положение серьезное, и Ременюк приказывает коммунистам уйти из села. Ткаченко торжествует: он с нетерпением ждал немцев, скрывая в доме бывшего помещика.

Ночью на сельской улице гуляют влюбленные пары — Семен и Софья, Любка и Царев, Фрося и Микола. Ткаченко окликает Софью и велит ей возвращаться домой. Теперь-то он может отменить помолвку! Внезапно село окружают немцы и гайдамаки. Они хватают и казнят Царева и Ивасенко; лишь Семен с Миколой успевают скрыться. Ткачен- ко, помогавший захватчикам, взбешен тем, что Семену удалось уйти. В селе вспыхивает пожар. Крестьяне пытаются спасти пожитки от огня, Любка, увидев любимого на виселице, теряет рассудок.

В лесу Семен и Микола приходят на встречу с Ременюком, ставшим командиром партизан. Партизаны клянутся до конца бороться за народное счастье, отомстить за страшную гибель своих товарищей.

В партизанском стане Семен обучает крестьян солдатскому ремеслу. Прибегает Фрося и рассказывает, как безобразничают в селе немцы, а так же о том, что Софью выдают замуж за прятавшегося у Ткаченко Клембовского. В отряд приходит приказ выступить на соединение с частями Красной Армии, а сначала произвести разведку в тылу врагов. Семен и Микола отправляются первыми.

Сельская площадь перед церковью. Софья с Клембовским должны сейчас обвенчаться, но Семен с Миколой успевают вовремя и освобождают девушку. Гайдамаки хватают их и ведут на расстрел. В село врывается партизанский отряд и освобождает своих товарищей. Народ празднует.

Музыка

Прокофьев в «Семене Котко» пошел по пути, освоенному им еще в ранней опере «Игрок» и восходящему к традиции «Женитьбы» Мусоргского — омузыкаливанию живой речи, использованию средств музыкальной декламации. Он динамизировал оперную форму, приблизив ее к драматической пьесе, сохранив, однако, ведущую, определяющую роль музыки. Широко применены композитором песенные национально-характерные интонации. Использована двуплановость действия, например, в сцене сватовства, когда одновременно разворачиваются церемонные подходы сватов и, в другой части хаты — лихорадочные сборы Софьи, или в конце II акта, когда на фоне радостного свадебного хора сельчане разоружают немецкий отряд. Красочные бытовые зарисовки сочетаются в опере с трагедийными моментами, достигающими огромного накала, но иногда, к сожалению, приводящими к мелодраматизму.

Ариозо Фроси из 2-й картины I акта «И шумит и гудит» основано на подлинной народной мелодии лирической песни «Ой, не пугай, пугаченьку». Во II акте чередуются частушечный наигрыш, веселые возгласы, скороговорка, распевные интонации, злые окрики Ткаченко. Свадебный хор «Что вы, старосты» сменяется близким по настроению народным украинским темам хором «Рано-раненько», мелодия которого звучала в увертюре. III акт начинается лирическими сценами, после которых возникают жестко-экспрессивные, с подчеркнуто диссонантными звучаниями и резкой ритмикой. Многократно повторяющиеся монотонные фразы потерявшей рассудок Любки «Нет, нет, то не Василек, нет, то не Василек» завершаются повторением их в полном звучании хора и оркестра. Грозный набат завершает действие.

 

Опера новаторская и по содержанию и по музыке. Много речитативов. Значительное место отведено великолепным народным песням и хорам. Речитативы позволили передавать движение на сцене, арии бы останавливали его. Прокофьев: «Одно дело арии Ленского или Игоря, они являются неотъемлемой частью опер Чайковского и Бородина. А ария председателя сельсовета может привести в недоумение. Сюжет новый, жизнь новая, поэтому и приемы для их изображения должны быть новыми.

Первая постановка в 40г в театре Немировича-Данченко. Вызвала большую дискуссию – «большая ошибка большого художника». Время окончательно утвердило Семена Котко в число классических пр-ий советской оперы. В Большом в 70г ее поставил Покровский, в 73 была включена в репертуар гастр.театра в Милане. Вызвала восторг у неискушенных итальянцев.

5 актов, 1 и 4 по 2 картины. Временные и географические рамки оперы тесны? От первой до последней картины проходит несколько месяцев. 1д – перед хатой Котко, 2д – в хате Ткаченко, 3д – на улице и в саду возле хаты Ткаченко, 4д – уход из села в лес, где скрывается партизанский отряд, 5д – на площади у церкви, родное село героев оперы.

Увертюра небольшая. Идейно смысловой эпиграф, экпонируется ведущий лейтмотив оперы. Трехчастная форма. 1 часть – светлая тема, образ природы, деревенский пейзаж. 2 часть – тема обрядов хора «Рано, раненько». 3 часть – 1 и 2 объединяются контрапунктически.

Первый акт. Первая картина – та начальная ступень экспозиции драмы, на которой дается первичная экспозиция образа героя. Уже здесь образ Семена показан многосторонне. Тема возвращения характеризует его душевные стремления. – к родной земле, в крестьянский дом.

Вторая картина – к дому Котко собрались односельчане. Диалогический ансамбль. Ариозно-монологический эпизод экспонирует образ Фроси. Следующая драматическая веха этой картины- встреча Семена с невестой Софьей. На заднем плане появляется отец Софьи. Первая тень на светлой вершине сцен, мимолетное явление злой силы. Софья прощается с Семеном «И с тем досвиданьичка». Песенка дуэтино Софья и Фрося. Сцена Фроси, ее песня «И шумит и гудит», лирико-комический дуэт с Миколой.

Опера микроформ. Вся из ячеек.

Во 2 картине – 10 сцен, в 1 карт. – 2 сцены.

Экспозиция всех образов=персонажей требует большого пространства, сюжетного разворота, поэтому экспозиция оперы не укладывается в 2 картины первого акта. Экспозиционным явяется почти весь второй акт. Здесь возникают новые немаловажные образы (Ткаченко, его жена Хивря, работник идр.). к концу 2 акта отчетливо намечается группировка борющихся сил и происходит завязка основного идейного конфликта. Сцена распадается на 4 группы. Первые 5 сватовство, 6-7 народно-хоровые, обряд обручения, 8-9 – появление немцев, 10- переход от внезапно прерванного праздника к боевым действиям. Приход немцев первый перелом в развитии действия, точка, на которой заканчивается экспозиция. Острая реакция у всех действующих лиц. Ткаченко едва скрывает радость – он надеется на скорое избавление от ненавистной ему советской власти и Семена. Весь этот эпизод образует одну сцену 10. Во 2 акте новаторство – развивающаяся в одновременности две сцены. Соединение двух самостоятельных действий. В одной комнате Царев, в другой Софья с Хиврей. Сватовство и одевание Софьи.

Семен простившись с друзьями поет одну фразу «Эх ты жизнь моя, жизнь! Жизнь солдатскя!» эта фраза ариозно-распевная. Цитата из укр.народной песни «Ой, не пугай, пугаченьку», которая фигурировала в песни Фроси. Она несет на себе функцию и драм.нагрузку арии или ариозо, а занимает всего 16 тактов.

После перелома возникает новая линия – героика борьбы.

Драматургическая структура первых 2х актов сразу выделяет своебразную двухжанровость оперы.

3 акт. Содержит 14 сцен. Начало – ноктюрн, звучит яркая лирическая сцена, происходит 3 свидания, как рефрен тема ноктюрна – рондальность. Софья и Семен, Царев и Любка, Фрося и Микола. Далее Царева повесили и матроса. Все переходит в трагическую сторону.

4 акт не очень удачный. В партизанском отряде, стихотворение Шевченко. Эпизод довольно большой, Семен учит стрелять из пушки, не оперная сцена, довольно скучно. Ариозо Фроси о злодеяниях, которые происходят в селе, что Софью выдают за Климовского.

5 акт. На площади у церкви. Выгоняют немцев и идут воевать за советскую власть.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал