Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шостакович «Катерина Измайлова» 32г
Премьера 22.01.34г в малом театре с успехом, как и в москве с Немировичем-Данченко. В 36г разгромная статья. Решил создать трилогию о жизни женщины, начиная с катерины, однако после разгрома больше не писал оперы. Советские говорили, что Ш выбрал в главные героини «купчиху, да еще и убийцу». Но сам Ш говорил, что она «луч света в темном царстве», она живет в страшном мире одна живая. Она любит, она готова ради любви на все. В опере снято убийство мальчика, убийство Сонетки переиграно. У Ш. она погибает от бремени совести, а не от страха каторги, как у Лескова. Ш вводит идею ее совести. В 4 картине – убийство свекра, а в 5 уже приходит призрак, она уже здесь мучается. В 6 картине, она стоит у сарая, где она зарыли Зиновия Борисовича. В последнем монологе она уже не говорит о Сергее, только о своей черной совести. Затем глумливый дуэт Сергея и Сонетки, но Катерина их уже не видит, она уже не может жить. Сонетка ей мешает и катерина смахивает ее в воду. Вокальный стиль монологов катерины близок русским традициям ариозно-речитативного стиля (слиты песенность и декламационность). У Сергея нет собственного музыкального портрета. Хор народно-эпического склада (похож на Хованщину и Бориса). А вот оркестр носитель авторской позиции, чутко реагирует, содержит коментарии автора (особенно в антрактах), например между 4 и 5 актом суровая пассакалья – раздумья автора над трагическим смыслом людского бытия. Показывает обреченность героев, ставших на путь преступления против закона, а особенно моральных норм, запрещающих лишать жизни людей. Все антракты проникнуты скерцозностью. Хренников «В бурю» В БУРЮ — опера Т. Хренникова в 4 д. (6 к.), либретто А. Файко и Н. Вирты по мотивам романа Н. Вирты «Одиночество». Премьера 1-й редакции (в 4 д., 8 к.): Москва, Музыкальный театр им. Немировича-Данченко, 10 октября 1939 г., под управлением Е. Акулова, режиссер В. Немирович-Данченко. В этой редакции опера была поставлена в Ленинграде, Киеве, Саратове, Харькове (1939), Ташкенте (1941). После Великой Отечественной войны автор осуществил новую редакцию оперы. Она была поставлена в Москве, в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, под управлением П. Славинского (премьера — 12 октября 1952 г.), а затем в Свердловске (1952), Донецке, Казани, Вильнюсе (1954), Горьком, Алма-Ате (1956). Роман Вирты «Одиночество» рисует одну из страниц истории гражданской войны в России — восстание против большевиков в 1918 г. Авторская инсценировка романа под названием «Земля» обошла многие сцены Советского Союза. В либретто соединено несколько сюжетных линий. Мы находим здесь противостояние коммуниста Листрата и богатого крестьянина Сторожева, предводителя восставших Антонова и крестьян села Дворики; образы Леньки и Натальи, сначала далеких от классовой борьбы, но затем определяющих свое место в гражданской войне — на стороне большевиков; образ Фрола, находящего поддержку у Ленина. Произведение Хренникова занимает видное место в истории советской оперы. Ценность его обусловлена достоинствами музыкальной драматургии, воздействующей на зрителя-слушателя открытой эмоциональностью, воплощением социальных и личных конфликтов. Характеризуя музыку композитора, Б. Асафьев прежде всего выделял простоту, непосредственность, лирическую песенность и драматизм взволнованного человеческого чувства. Конфликтность, контраст — основа решения лучших сцен оперы. Такова, например, 2-я к. — столкновение Сторожева и Леньки, еще верящего своему хозяину, с большевиком Листратом. В музыкальном диалоге выражена напряженная борьба чувств. Превосходное трио-вокализ (Мать, Ленька, Листрат) силой музыки, без слов, ясно говорит о сдвиге в сознании Леньки. Одна из драматических вершин оперы — 4-я к.: Наталья, ждущая ребенка от Леньки, но поверившая клевете Сторожева и любовницы Антонова Косовой, хочет покончить с собой. Ревность, ненависть к «изменнику» переполняют ее сердце. И когда Ленька, тайно пробравшийся в село, занятое антоновцами, приходит к Наталье, она сначала хочет его выдать. В финале сцены Леньке удается убедить любимую в своей невиновности, успокоить ее. Эти острые ситуации выражены с большой эмоциональной силой. Монолог Натальи ярок и драматичен. Интонации скорби сменяются исступленными вскриками отчаяния. Превосходно воплощена в музыке встреча Натальи с Ленькой, завершающаяся примирением, просветленной колыбельной, которую Ленька напевает засыпающей Наталье. Эта и некоторые другие сцены принадлежат к высшим достижениям советского оперного искусства. Подлинный дар музыкального драматурга позволил композитору найти выразительные средства для передачи конфликтных положений. Музыка органически вырастает из народной и массовой революционной песни, хотя прямых цитат в ней нет. Автор впервые вывел на оперную сцену В. И. Ленина, но не дал музыкального воплощения его образа. Из многих постановок оперы Хренникова лучшая принадлежит Немировичу-Данченко — инициатору и вдохновителю создания оперы. Ему она и посвящена. Опера шла в ГДР, Чехословакии, Болгарии и других странах. Одна из последних постановок — в ленинградском Театре им. Кирова под управлением А. Дмитриева (премьера — 20 февраля 1976 г.). Партия Леньки принадлежит к ярким достижениям Н. Печковского. Опера в 4 действиях, 8 картинах; либретто по мотивам романа Н. Вирты «Одиночество» написано А. Файко и Н. Виртой. Действующие лица:
|