![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели и задачи психологического консультирования
1. Психологическое консультирование — это область практической психологии, в которой посредством различных процедур решаются проблемы психически здорового человека, связанные с такими сферами жизни, как его профессиональная деятельность, семья, брак, межличностное общение, совершенствование личности, профессиональная помощь психолога клиенту в поиске решения проблемной ситуации. Понятие психологического консультирования зародилось в 1940—1950-е гг. в гуманистическом направлении в психотерапии, основателем которого является Карл Роджерс. Главной предпосылкой возникновения психологического консультирования как отдельного направления в психологической работе была все более нарастающая социальная потребность в оказании психологической помощи психологически здоровым людям, не имеющим клинических нарушений, но испытывающих трудности в повседневной жизни. 2. Психологическое консультирование осуществляется в форме индивидуального или группового взаимодействия профессионального консультанта с клиентом в позиции " личность — личность". Цель этого взаимодействия — помощь клиенту в понимании и осознании им себя, происходящих с ним изменений, умении делать выбор, ставить цели, а также в разрешении проблем эмоционального и межличностного характера. Психологическое консультирование — это непосредственная работа с людьми через особым образом построенную беседу, и главная цель этой работы — оказание помощи в решении большого спектра психологических проблем, основными из которых являются трудности личностного и межличностного характера. 3. Понятие психологического консультирования содержит в себе следующие основные положения: • помощь клиенту в выборе и действиях по собственному усмотрению; • возможность обучения новому, более адаптивному и адекватному типу поведения; • влияние на развитие личности клиента; • развитие у клиента ответственности и способности принимать адекватные ситуациям решения, а также создание благоприятных условий для возникновения у клиента этих качеств личности; • ориентация на положения клиент-центрированной терапии, создателем которой является американский психотерапевт Карл Роджерс. Главные из них. • безусловная ценность каждой личности и безусловное ее уважение; · способность личности быть ответственной за себя, • право каждой личности на свои собственные ценности и принятие своих собственных решений. 4. В психологическом консультировании на сегодняшний день существует множество направлений, каждое из которых определяет свои собственные цели и задачи в работе с клиентом, основывая их на своих теоретических постулатах. Выделяются следующие теоретические направления в изучении личности: * психоаналитическое, ц ели которого: • перевод в сознание того материала, который посредством различных защитных механизмов был вытеснен в область бессознательного, • воспроизведение раннего детского опыта и анализ вытесненных конфликтов и переживаний; • реконструкция базисной личности; * адлерианское, выдвигающее следующие цели: • определение и трансформация жизненных целей клиента; • формирование социально значимых целей, • коррекция мотивационной сферы, устранение болезненного чувства неполноценности и чувства превосходств через формирование у клиента чувства равенства с окружающими людьми; * бихевиоралъное (терапия поведения), ставящее такие иели как: • исправление неадекватного поведения; · формирование эффективных паттернов через научение; * рационально-эмоциональная терапия А. Эллиса, выдвигающая следующие цели: • нивелирование неадекватного жизненного подхода клиента, направленного на саморазрушение, и формирование рационального и более толерантного подхода; • обучение клиента применению научного метода в решении повседневных жизненных проблем поведенческого и эмоционального характера; * клиент-центрированная терапия К. Роджерса, имеющая следующие цели: • создание в пространстве консультирования такого благоприятного климата, в котором клиент будет способен на исследование себя, своей личности, а также тех проблем и внутренних конфликтов, которые препятствуют его личностному росту; • развитие у клиента умения быть открытым для нового опыта; · развитие таких позитивных качеств личности клиента, способствующих его личностному росту, как чувство уверенности в себе и спонтанность; * экзистенциальная терапия ставит следующие иели консультирования: • помощь в осознании клиентом своих возможностей и своей свободы; • изучение и устранение тех личностных факторов, которые могут стать помехой для клиента на пути к осознанию и использованию им своей свободы; . выработка у клиента чувства собственной ответственности за происходящие в его жизни события и за его жизнь в целом. 5. Задачи в психологическом консультировании: • эмоциональная поддержка со стороны терапевта и искреннее внимание к переживаниях клиента; • расширение сознания и повышение психологической компетентности; изменение отношения клиента к своей проблеме от ощущения ее тупиковое™ к нахождению адекватного решения и его осуществления; • повышение стрессовой и кризисной толерантности клиента, развитие навыков преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями; • развитие гибкости в поведении и установках клиента, обеспечивающих его надежную социальную адаптацию в обществе и возможность испытывать удовлетворенность собой и своей жизнью независимо от накладываемых социальных ограничений; • развитие реалистичности и лабильности мировоззрения; • повышение чувства ответственности клиента за свою жизнь; • развитие у клиента умения самостоятельно и адекватно принимать жизненно важные решения, совершать самостоятельные поступки, уметь анализировать свои внутриличностные конфликты, установки, стереотипы и паттерны поведения, оценивать черты и качества своей личности; • развитие умения творчески осваивать действительность; • развитие межличностных и коммуникативных способностей клиента, обучение более гибкому и адаптивному построению межличностных отношений.
|