![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные принципы психологического консультироьипил.
• безоценочность и доброжелательность; • ориентация на систему ценностей клиента; • осторожность с советами; • анонимность; • разграничение личных и профессиональных сторон в работе; • активная позиция клиента. 2. Безоценочность консультанта по отношению к своему клиенту означает такое поведение консультанта, которое обеспечило бы у клиента ощущение принятия его таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами. В частности, консультант не должен демонстрировать осуждение или свое личное отношение к тому или иному аспекту поведения клиента, некоторым чертам его личности, особенностям характера, взглядам, ценностям и установкам. Остается открытым вопрос отношения консультанта к асоциальным поступкам его клиента (грабеж, нанесение телесных повреждений другому лицу, суицид, употребление наркотиков и т. п.), которые тот намеревается совершить. В данном случае консультант, во-первых, должен следовать этическим нормам консультирования и, во-вторых, должен помнить о том, что ему необходимо не оценивать, а обсуждать такого рода поступки с клиентом, анализируя механизмы и скрытые причины таких намерений. Доброжелательность консультанта по отношению к клиенту также обеспечивает необходимый терапевтический климат и означает не только элементарное следование общепринятым нормам поведения (отсутствие у консультанта скрытой агрессии по отношению к клиенту, хамства и т. п.), но и использование консультантом специальных профессиональных навыков: • умения слушать и слышать своего клиента и понимать его проблемы; • оказывать ему необходимую эмоциональную и психологическую поддержку. 3. Ориентация на систему ценностей клиента означает опору на систему жизненных ценностей и норм клиента и некритичное отношение консультанта к ней, что во многом обеспечивает эффективность психологического воздействия. Консультант не должен привносить в консультативное поле и навязать клиенту свою собственную систему ценностей, а также не должен подвергать сомнению ценностные ориентации клиента. Воздействие и коррекция системы норм и ценностей клиента возможны только в том случае, если сам клиент осознает их ненадежность и неадекватность и стремится к их изменению, а также если у клиента не сформированы жизненные идеалы и нормы. И даже в этом случае консультант не вправе навязывать клиенту свои установки, а должен лишь помочь найти именно те идеалы, которые близки самому клиенту. 4. Принцип осторожности с советами консультанту необходимо соблюдать, так как в противном случае, давая клиенту совет по тому или иному решению его проблемы (а часто сам клиент ожидает получить от консультанта совет), консультант полностью берет на себя ответственность за исход проблемы и не формирует у клиента чувства ответственности за свою жизнь и поступки, что противоречит целям консультирования и сильно вредит клиенту, оставляя его в зависимой и инфантильной позиции и не расширяя границ его опыта и умений. К тому же в случае неудачи клиента в выполнении данного консультантом совета последний рискует быть отвергнутым как профессионал, так как его совет " не помог" клиенту. Консультант должен уметь отслеживать свои внутренние мотивации на желание дать клиенту совет и обязательно прорабатывать их. 5. Анонимность и конфиденциальность означает, что информация, полученная консультантом от клиента во время сессий (сеансов психологического консультирования), не должна разглашаться им без ведома и разрешения самого клиента. Консультант не должен сообщать ни частным, ни государственным и общественным лицам ничего из того, что может как-то повредить данному конкретному клиенту. К такого рода информации могут быть отнесены, например: • персональные данные клиента; • его адрес; • диагнозы, поставленные другими специалистами или самим консультантом; • специфика проблем и жалоб этого клиента; • его личностные особенности и т. п. Исключением из этого правила являются ситуации, когда клиент намерен совершить или уже совершил какие-либо противоправные поступки, и эти ситуации четко прописаны в законодательстве. На основании этого консультант должен заранее, то есть перед началом совместной работы, проговорить с клиентом все свои полномочия и обязанности с юридической и моральной точек зрения и определить меру ответственности каждого из участников консультационного процесса. 6. Разграничение личных и профессиональных сторон в пространстве консультирования означает, что консультант не должен использовать клиента и работу с его проблематикой в целях удовлетворения своих личных потребностей, проработки своих проблем и внутриличностных конфликтов, а также на протяжении всей консультативной работы вступать с клиентом в какие-либо иные, кроме терапевтических, отношения (дружеские, сексуальные и т. п.). Также консультанту не рекомендуется консультировать своих родственников, друзей и знакомых, так как в противном случае существует опасность быть необъективным в понимании проблемы " клиента", из-за того, что у консультанта может быть свой взгляд на существующую проблему, то есть он уже не может сохранить некритичную позицию по отношению к клиенту. 7. Принцип активности позиции клиента базируется на подходе к психологическому консультированию как к взаимодействию консультанта и клиента в позициях " личность — личность". Это означает, что в процессе консультирования психолог должен стимулировать клиента к тому, чтобы он проявлял активную позицию в их взаимодействии, а не молча слушал все, что говорит ему консультант. Активность клиента в данном случае означает. • заинтересованность в беседе; • желание понять и проанализировать полученную информацию; • постоянную рефлексию своих чувств, эмоционального и физического состояния; • стремление клиента к осознанию своих внутриличностных проблем и конфликтов и т. п. Поощрение активной позиции клиента в пространстве консультирования имеет следующие терапевтические основания: • помогает консультанту в процессе сессии лучше понять и прочувствовать проблему клиента; • создает для консультанта обратную связь от клиента относительно своих интервенций, интерпретаций и правильности предпринимаемых им действий вообще; • способствует формированию у клиента активной жизненной позиции, а также способности лучше понимать и осознавать себя.
|