Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гештальт-терапия. 1. Исторически психологическое консультирование возникло из психотерапии, в русле которой и развивались основные теории личности
1. Исторически психологическое консультирование возникло из психотерапии, в русле которой и развивались основные теории личности. Большинство теорий личности, существующих в психотерапии на современном этапе, возникли из двух направлений: * психоаналитического, где главный упор делается: • на эмоциональную сферу как предмет изучения', • понимание эмоциональных, глубинных основ поведения человека; • поиск решения проблемы клиента через рациональный анализ глубинных причин; * бихевиорального, ориентированного: • на поведение как предмет исследования, без затрагивания глубинных слоев психики человека; · переобучение клиента более адаптивным техникам и способам взаимодействия с самим собой и окружающей средой; · поощрение, наказание и информацию как методы формирования правильного адаптивного поведения. В дальнейшем большинство теорий личности развивались либо как поддерживающие принципы одного их этих направлений либо как отвергающие. Выделяются следующие психотерапевтические направления, основанные на той или иной теории личности: • терапия поведения (бихевиоризм); • рационально-эмотивная терапия (РЭТ) А. Эллиса; • психоаналитическое направление; • юнгианское направление К.Г. Юнга; • адлерианское направление А. Адлера; • гуманистическое направление К. Роджерса; • экзистенциальное направление; • гештальт-терапия Ф. Перлза. 2. Терапия поведения (бихевиоризм) полностью поддерживает принципы бихевиорального подхода к пониманию личности и в консультативной работе ориентируется на коррекцию поведения. Терапия поведения опирается на следующие принципы: • предметом теоретического изучения и практической работы является поведение человека; • поведение человека формируется в процессе обучения через положительные и отрицательные подкрепления', • у личности есть побуждения, обусловленные психологически и складывающиеся в иерархию мотивов в результате социального научения; • в результате прошлого опыта положительного подкрепления у человека формируются ожидания; • неподкрепление или отрицательное подкрепление сформированных ожиданий может вызывать различного рода психологические проблемы; • неправильное поведение есть результат плохого, неправильного обучения; • человек формируется в среде, в которой находится, но способен ее изменить, изменяя свое поведение. Терапия поведения использует в качестве метода психологической работы, обучающего правильному поведению, подкрепление, которое определяется как воздействие на клиента, в результате которого формируется условная реакция и повышается или понижается вероятность повторения поведения. Подкрепление может быть: • положительным, когда в результате воздействия стимула поведение повторяется, так как стимул соответствует ожиданиям индивида; • отрицательным, когда то или иное поведение исчезает в ре-эультате несоответствия подкрепления ожиданиям индивида или когда индивид не получает никакого подкрепления, что также не соответствует его ожиданиям. 3. Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) А. Эллиса стоит на стыке психоаналитического направления, используя принцип анализа, и бихевиорального направления, ориентируясь на поверхностные слои психики. Раиионально-эмотивная терапия выдвигает следующие теоретические и практические принципы: • предметом исследования и работы в РЭТ являются установки человека; • человек от рождения склонен к принципу рациональности мышления; • присутствие у человека также и принципа паралогичности мышления; • проблема клиента есть результат его ошибочных иррациональных представлений, то есть не объективные события вызывают позитивные или негативные эмоции, а их внутреннее восприятие и оценка; • основа нормального адаптивного поведения — это ориентация на рациональное мышление и коррекция решений на основе принципа рациональности, то есть избавление от иррациональных установок. Метод работы консультанта в РЭТ — опознавание иррациональных установок, стремление к конфронтации с ними, их пересмотру и, наконец, к закреплению функционирования рациональных, уже гибких (а не первоначально абсолютистских) установок. 4. Психоаналитическое направление в психотерапии является одним из старейших, но ортодоксальный психоанализ, разработанный 3. Фрейдом, используется редко. Внутри психоаналитического направления развивается много течений, придерживающихся его главных принципов. В психоаналитическом направлении выделяются следующие теоретические принципы психотерапии, · предмет исследования — содержание бессознательном: - вытесненные конфликты; - эмоции; -переживания и т. п.; • бессознательное и его иррациональное содержание являются источником и причинами внешних особенностей поведения, проблем, различного рода патологий, возникающих у клиента; • сущность человека определяется энергией либидо, составляющей мотивационную сферу, и ранними переживаниями детства; • основное внимание сосредотачивается на изучении истории жизни клиента, а именно: - на его психосексуальном развитии; - специфике разрешения соответствующих каждой стадии комплексов; • нормальное развитие обусловлено своевременным прохождением всех стадий психосексуального развития и правильным разрешением комплексов, возникающих на каждой стадии; • анализ защитных механизмов личности, использование которых предохраняет индивида от осознания многих вытесненных в бессознательное конфликтов. В психоаналитическом консультировании для консультанта ставятся следующие задачи: • не сосредотачивать своего внимания на симптомах (защитных механизмах), а совместно с клиентом осуществлять поиск причин такого защитного поведения; • помочь клиенту найти такие способы выражения своих подсознательных стремлений, которые более приемлемы как с социальной точки зрения, так и с точки зрения удобства для самого клиента; • помощь в развитии психологической зрелости клиента через осознание им своих защитных механизмов и бессознательных импульсов и умение справляться с ними приемлемым образом; • ориентация не на глубинную трансформацию личности, а на поиск решений проблем, которые связаны с внутренними конфликтами и переживаниями, становящимися более или менее В психоаналитической психотерапии выделятся следующие методы работы: • свободные ассоциации, то есть анализ терапевтом тех представлений, мыслей, воспоминаний, которые свободно, спонтанно возникают у клиента в ответ на то или иное явление; • интерпретация, когда терапевт, анализируя поведение, действия или мысли клиента, разъясняет скрытые, не вполне осознаваемые им аспекты переживаний и действий; • анализ переноса, то есть тех чувств, испытывая которые к другим людям клиент неосознанно переносит на консультанта и думает, что испытывает их к консультанту; • анализ сновидений, то есть попытка понять скрытый смысл тех символов и образов, которые фигурируют в сновидении клиента и источник которых — бессознательное самого клиенту. 5. Юнгианское направление в психотерапии, основанное К.Г. Юнгом, зародилось в недрах психоаналитического подхода к пониманию личности. Будучи некоторое время учеником 3. Фрейду Юнг впоследствии из-за ряда разногласий со своим учителем отошел от психоаналитического направления, создав свою Теорию личности и основанный на ней психотерапевтический подход. Теория личности К. Г. Юнга и основанная на ней психотерапия используют следующие теоретические и практические принципы: • введение понятия общего коллективного бессознательного, в котором содержатся унаследованные от предков " архетипы", определяемые как комплекс универсальных мотивов поведения личности, данных ей изначально в качестве обобщенных образов от предков; • наличие у человека индивидуального бессознательного, представляющего собой вместилище его индивидуальных вытесненных особенностей и характеристик; • источником и причиной неврозов, внутриличностных конфликтов и проблем является раздробленность личности, когда нет согласованности между всеми архетипами, сознанием и бессознательным; • задача сохранения целостности личности ставится перед главным архетипом личности - самостью, которая определяется как центр личности, вмещающий в себя все ее составляющие; • психологически здоровая личность — это личность с целостной структурой Я, то есть с развитым архетипом самости; • подчеркивание уникальности человеческих мотивов и стремление каждого человека к индивидуальности', • задача и главная цель психотерапевта — помощь клиенту в выстраивании его " самости", в прохождении пути к своей " индивидуации", то есть пути к " самому себе", а также самореализации своего потенциала независимо от внешних источников, идей и обстоятельств. Методы работы: • метод словесных ассоциаций — использование теста словесных ассоциацией, суть которого заключается в том, чтобы пациент отвечал максимально быстро на слово-стимул первым пришедшим в голову словом, а цель этого теста — выявление у пациента комплексов бессознательного — ассоциаций, имеющих аффективную, болезненную природу и мешающих ему двигаться в направлении к самоактуализации; • анализ сновидений с точки зрения представленных в нем архетипов и образов коллективного бессознательного и подход к сновидению не как к явлению, наполненному вытесненными фактами бытия клиента, но как к сигналу бессознательного о том, что индивид отклонился от пути следования к своей " индивидуации"; • анализ переноса, вмещающего в себя не только сексуальные, но и другие эмоции и чувства, которые испытывает клиент по отношению к терапевту. 6. Адлерианское направление так же, как и юнгианское, уходит своими корнями в психоаналитический подход. Оно было основано другим учеником 3. Фрейда А. Адлером. Он разработал свою теорию личности, назвав ее индивидуальной психологией, и на основе этой теории разрабатывалась и концепция психотерапии, а впоследствии — и консультирования. Адлерианское направление в консультировании и психотерапии выдвигает следующие теоретические и практические принципы работы: • утверждение позитивной природы человека; • главенствующую роль в поведения человека играют мотивы достижения власти и стремление к превосходству, выступающие в качестве компенсаторного механизма чувства, а в патологическом случае и комплекса неполноценности, присущего человеку изначально; • социальный интерес, то есть стремление человека к себе подобным, также детерминирует поведение личности; • человеку свойственно формирование в раннем детстве своего индивидуального, уникального стиля жизни, основанного на двух главных личностных силах — социальном интересе и стремлении к превосходству; • в структуре индивидуального стиля жизни центральное место занимает целевая система личности — человек имеет определенные цели, к достижению которых стремится, и эти цели обусловлены уровнем развития социального интереса и стремлением к превосходству; · источником невроза и других патологий служат неадекватные цели индивида, построенные на основе неудачно сложившегося индивидуального стиля жизни, сниженный социальный интерес. В адлерианском направлении перед психотерапевтом ставятся следующие практические задачи: - помочь клиенту максимально глубоко осознать уникальность своего стиля жизни и использовать собственные ресурсы; - стимулировать социальный интерес клиента, добиваясь развития этой стороны личности и максимально полной адаптации в социуме; - уменьшить влияние на поведение и личность клиента его стремления к превосходству, подвести к осознанию равенства между всеми людьми; - уменьшить чувство неполноценности клиента; анализ и интерпретация жизненных целей и их корректировка. Психотерапия адлерианского направления использует следующие методы работы: - анализ ранних детских воспоминаний; - анализ сновидений и грез; - изучение семейной истории — порядка рождения ребенка в семье и протекания детства. 7. Гуманистическое направление в теории личности и основанная на нем клиент-центрированная психотерапия и клиент-центрированное консультирование разработаны Карлом Роджерсом. Гуманистическая психология является антагонистическим направлением по отношению к психоанализу и бихевиоризму и вступает в жесткую полемику с принципами этих двух направлений в теории личности. Гуманистическая теория личности выдвигает следующие теоретические и практические принципы: • человеку свойственно врожденное стремление к самореализации, то есть к развитию своего внутреннего творческого потенциала, силы и ресурсы для преодоления жизненных препятствий и роста заложены в самом человеке, так как его природа изначально позитивна, поэтому индивид сам ответствен за происходящие с ним изменения, а ответственность терапевта заключается в обеспечении атмосферы для изменений клиента; • реальность индивида — это в первую очередь то, что он воспринимает, и важность внешних событий реальности зависит от того, какую значимость они имеют в непосредственном переживании индивида; • в структуре личности существует реальное Я, то есть устойчивое представление о самом себе, формирующееся с раннего дет ства посредством индивидуального опыта, и идеальное Я, т» есть тот идеал, то идеальное представление о себе, к котором) стремится личность; • источником возникновения психических проблем является вытеснение некоторых фактов бытия, чувств и опыта в область бессознательного, отсутствие конгруэнтности - ощущения соответствия осознаваемого клиентом материала его личности и существующего опыта, а также сильный разрыв либо размытые границы между Я реальным и Я идеальным или разрыв между совершаемыми индивидом действиями и представлением о себе — реальном; • здоровая личность определяется как имеющая минимум расхождений между Я реальным и Я идеальным, активно стремящаяся к самореализации, использующая весь свой творческий потенциал и обладающая качеством спонтанности и конгруэнтности. то есть осознавания того, что выражаются именно те чувства, которые испытываются индивидом; • человека, обратившегося за помощью к консультанту (психотерапевту), принято называть клиентом, а не пациентом, так как это демонстрирует равенство позиций и уважение к личности клиента, который сам сделал выбор и обратился за помощью. Клиент-центрированная психотерапия и консультирование выдвигают следующие практические задачи в работе с клиентом: • создание в процессе консультирования (психотерапии) такой атмосферы или " взаимоотношений" между клиентом и консультантом, которые способствовали бы развитию творческой силы клиента и его движению по пути самоактуализации; • проникновение в мир восприятия клиента и принятие его системы ценностей, его внутренних установок через использование эмпатии, то есть сопереживания, — один из важнейших терапевтических факторов в клиент-центрированной терапии; • помощь клиенту в осознании и переживании важности своего субъективного мира; • помощь в формировании конгруэнтности клиента, то есть осознании своих чувств и того, насколько они соответствуют испытываемому опыту, и если это не так, то помощь в принятии этого несоответствия; • помощь клиенту на основе эмпатии и принятия в расширении своей Я-концепции, то есть интегрировании всех частей своей личности и своего опыта, включая и те, что ранее не осознавались, отрицались, искажались и т. п.; • повышение уровня ответственности клиента за себя и свое развитие. 8. Экзистенциальное направление, так же как и гуманистическое, явилось " третьей силой", противостоящей теориям личности психодинамического и поведенческого подходов. Идеи и принципы экзистенциальной психотерапии базируются на экзистенциальной философии. Идеологами и пропагандистами экзистенциального подхода в психотерапии выступают Р. Мей, И, Ялом, Дж. Бюдженталь, В. Франкл. Экзистенциальная психотерапия выдвигает следующие принципы работы: • упор на " свободную волю ", свободное развитие личности; • ведущая способность человека — это способность познавать свой внутренний мир; • исследование проблемы одиночества и отношений личности с другими, проблемы смерти и ее принятия человеком. Согласно экзистенциональному направлению: • основой мотивации личности является экзистенциальная тревога, которая ставит перед индивидом задачу поиска уникального личностного смысла в бессмысленном мире и обретения личностного смысла существования; • существует базисная тревога, основанная на переживании индивидом объективной угрозы существованию (смерь, болезнь, угроза своим ценностям и т. п.), и невротическая тревога, для которой свойственна неадекватная реакция подавления на объективную угрозу; • человеку свойственно переживание изоляции, которая может быть: - межличностной, когда человек переживает свое внешнее одиночество; - внутриличностной, когда у индивида заблокированы некоторые части личности и они не осознаются; - экзистенциальной, когда человек ощущает свою отделенностъ от мира независимо от наличия у него каких-либо социальных контактов; • основой психического здоровья является уникальность каждого человека; • причиной невроза являются не проблемы прошлого опыта (фиксации либидо, незавершенные стадии развития и т. п.), а те проблемы, которые индивид не может решить в настоящий момент. Экзистенциальная психотерапия ставит следующие практические задачи: • подведение к осознанию человеком ответственности за формирование собственного внутреннего мира и выбор своего жизненного пути; • освобождение от невротической тревоги через осознание базисной тревоги; • помощь клиенту в осознании и принятии конечности своего бытия, в примирении с неизбежностью смерти; • развитие творческих сил и потенциала личности; • помощь в осознании и проживании клиентом своей экзистенциальной и личностной изоляции, выработка адекватных способов проживания своей изоляции. 9. Гештальт-терапия как психотерапевтический подход и теория личности ведут свое начало от гештальт-психологии — немецкого направления в психологии, возникшего в период " открытого" кризиса, идеологами которого были К. Коффка, В. Келер, М. Вертгеймер, К. Левин, психоанализа, дзен-буддизма, принципы которых применялись Ф. Перлзом — основателем гештальт-терапии. Гештальт-терапия имеет тесную связь с экзистенциальным направлением в психотерапии. Гештальт-терапия выдвигает следующие теоретические положения: • цель организма — приведение своего существования в состояние покоя, гомеостаза, целостности для избежания напряжения, возникающего из-за дезорганизации и нестабильности; • гештальт (нем.) обозначает целостность и структурность, несводимую к частям; • организм определяется как единое целое, единый гештальт, то есть психическая и физическая жизнь индивида взаимозависимы друг от друга; • мотивационная система личности представлена как цикл возникновения и удовлетворения потребности, которая рассматривается как гештальт. Если потребность не удовлетворена — гештальт не завершен, и это приводит к возникновению напряжения, так как неудовлетворенный гештальт забирает энергию у организма; · фигура и фон — рассматриваются как соотношение актуальной потребности, являющейся для индивида фигурой, и окружающих ее потребностей, составляющих фон, именно эта потребность, выдвинувшись из фона, представляет для индивида наибольшую ценность и именно ее он стремится удовлетворить. Удовлетворение потребности ведет за собой завершение гештальта и возвращение его в фон; · причиной невроза являются незавершенные гештальты, забирающие энергию у организма, а также отход от собственной природы, когда индивид живет не в контакте с самим собой и своими чувствами, а ориентируется на внешние указания авторитетов; · поле окружающей среды — это то пространство, на границе которого происходит контакт индивида со средой и удовлетворение им актуальной потребности; без окружающей среды индивид не может удовлетворить потребность; · здоровая личность обладает способностью к аутентичности, которая определяется как обретение самого себя и способность быть самим собой, умение жить полной жизнью и в настоящем, стремление к своему уникальному неповторимому стилю жизни, не подражающему и не признающему никаких авторитетов и фигур извне; · условием жизни в настоящем и обретения себя является доверие к собственным чувствам и прорыв сквозь блокаду установок и стереотипов; · принцип ответственности личности за себя, свою жизнь и свои выборы, ориентация на установку " Я хочу", вместо " Я должен", то, как последний снимает с индивида всякую ответственность за поступок; · ощущение полноты жизни возможно только в том случае, если есть осознание, но не как понимание, а как переживание, чувствование; · контакт в терапевтическом пространстве между клиентом и консультантом (психотерапевтом) рассматривается как взаимодействие двух равных личностей. Гештальт-терапия выдвигает следующие цели и задачи: • помощь клиенту в осознании, проживании и завершении незавершенных в прошлом гештальтов (эмоций, чувств, поступков, потребностей и т. п.); • помощь клиенту в обретении им аутентичности, обретении самого себя и веры в себя, в свои чувства, в обретении собственных границ, в осознании своих потребностей; • помощь клиенту в расширении своего взгляда на мир и своей жизненной позиции, в открытости всему многообразию жизненных выборов и формированию ответственности за себя самого; • личность терапевта, его поведение, реакции, спонтанность, способность к самораскрытию рассматриваются как ключевой терапевтический фактор; • ответственность за изменения, происходящие с клиентом, всегда лежит на нем самом, а задача терапевта — обеспечить условия для развития и изменений и расширить зону осознавания; • задача гештальт-терапии не в том, чтобы выяснить, " почему" возникает проблема, а в том, чтобы понять, " как" она проживается человеком и как воздействует на него.
|