![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коммуникация. 1. Методологические основы психологического консультирования представляют собой те теоретические основания и программы
1. Методологические основы психологического консультирования представляют собой те теоретические основания и программы, которые обеспечивают консультанту теоретическую и практическую опору в процессе консультирования. В понятие методологических основ психологического консультирования входят: · механизмы, обеспечивающие достижение целей психологического консультирования; · теоретические принципы в определении сущности и природы личности. 2. Механизмы психологического консультирования определяются как продуктивные процессы, обеспечивающие достижение целей консультирования. Выделяются 4 основных механизма, каждый из которых является основополагающим в различных психологических подходах: * осознание; * спонтанность проявлений; * переживание; * коммуникация. 3. Осознание определяется как достижение клиентом глубокого понимания самого себя и своей психической жизни, а именно ее интрапсихического уровня: · ранее неосознаваемых конфликтов и переживаний; · особенностей мотивации и паттернов поведения; · эмоционального реагирования; · взаимоотношений с самим собой и окружающими. Осознание как механизм обеспечивает становление у клиента адекватного (конгруэнтного) понимания " образа Я" за счет выведения в область сознания тех элементов, которые ранее клиентом не осознавались. Заслуга выделения осознания в качестве продуктивного механизма терапии принадлежит 3. Фрейду — основателю психодинамического направления в психотерапии, который впервые подчеркнул его терапевтическое значение и использовал осознание в качестве одного из сильнейших терапевтических механизмов. Процесс осознания клиентом своих подавленных и вытесненных чувств, событий, конфликтов и т. п. имеет ряд характерных особенностей, которые используют практически все психологические направления, но в каждом из них эти особенности могут описываться и толковаться по-своему. Выделяются следующие характерные черты процесса осознания: * инсайт, который означает внезапное, до этого момента не существующее в сознании клиента понимание им: · причин проблемы; · особенностей ситуации; · своих внутренних конфликтов; · природы своего поведения; · скрытых мотивов; · ролей, которые он играет, и того, какую функцию эти роли выполняют в его жизни, мешая или помогая нормально функционировать; * катарсис, определяемый как эмоциональное потрясение, переживаемое клиентом, сопровождающееся аффективной разрядкой и возникающее в результате полученного им инсаита; * сопротивление, препятствующее осознанию и, следовательно, изменениям личности клиента, продуцируемое самим клиентом и не осознаваемое им. Подведение консультантом клиента к осознанию своего сопротивления является одним из факторов успешности психотерапевтической и консультативной работы. 4. Спонтанность означает умение быть свободным от стереотипов в поведении и мыслях и действовать творчески, каждый раз опираясь на себя и ситуацию и сбрасывая привычные роли, то есть спонтанность означает внутреннюю свободу человека. Термин был введен Я. Морено — основателем психодрамы — одного из подходов в групповой психотерапии, цель которого — создание для пациента всех необходимых условий, обеспечивающих спонтанное выражение чувств, связанных с наиболее важными для него проблемами. Спонтанность как механизм психологичес, состоит в том, чтобы побудить человека: • сбросить свои повседневные роли; • избавиться от стереотипов; • стать раскованным и творческим. Обучение клиента спонтанности как способу существования и функционирования является также целью психотерапевтической работы. 5. Переживание рассматривается в психологическом консультировании как принятие клиентом чего-либо не только и не столько через интеллект, сколько через эмоциональную сферу, в результате чего то, что переживает клиент (эмоция, проблема, осознание какой-либо своей части и т. п.), становится частью его самого, его внутренней феноменологии. Внутренняя феноменология — это все то, что вмешает в себя: • весь опыт; • все сферы его личности; • паттерны (образцы) поведения; • эмоции; • чувства; • телесная оболочка; • внешнее окружение, которое присутствует в нем в виде образов. Переживание непосредственно связано с механизмом осознания и не может происходить неосознанно. Переживание — это высшая степень осознания и принятия. Переживание является тотальным процессом, то есть захватывает ум, чувства, воображение, телесные реакции человека. Термин " переживание" был выделен в 60-е гг. психологами гуманистического направления в психотерапии — К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом. 6. Коммуникация определяется как способ построения терапевтических диалогов между клиентом и консультантом, то есть каким образом происходит общение — через метафору, образы, символы, обсуждение ситуации, представлений клиента и т. п.). Коммуникация может осуществляться как на вербальном, так и на невербальном уровнях общения". · вербальный способ коммуникации включает в себя беседу, которая служит основным способом осуществления консультативного процесса; • невербальный способ коммуникации представляет собой внесловесное общение, в процессе которого консультантом и клиентом используются внеречевые знаковые системы: - мимика; - жесты; - голос; - интонация; - взгляд и т. п.
|