![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модель эффективного психолога-консультанта включает в себя следующие составляющие.
• личностные качества; • систему ценностей; • профессиональные установки; • профессиональные навыки и умения. 3. Психолог-консультант (психотерапевт) должен обладать зрелостью личности, которая включает в себя два аспекта: - личностную зрелость; - социальную зрелость. Выделяются следующие качества зрелости личности психолога-консультанта, обеспечивающие эффективность терапевтического процесса: в области личностной зрелости: · аутентичность, подлинность, когда консультант является самим собой и, находясь в процессе общения с собой или с другими, не использует фасады и маски и не играет заданные и придуманные роли, позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности эмоциям, чувствам, поведению; · конгруэнтность, то есть соответствие внутреннего мира личности (чувств, эмоций, мыслей и т. п.) его внешним проявлениям и того, что он осознает, тому, каков его опыт; · сила личности и гибкость, умение в нужной ситуации быть твердым в своих убеждениях, знать, чего хочешь, и не поддаваться влиянию окружения и стереотипов и в то же время умение пересмотреть свои позиции и ценности, гибкость в поведении и понимании окружающих; · позитивность, включающая в себя как способность к позитивному восприятию жизни в целом, так и позитивное отношение к людям, в частности к клиентам; · открытость новому опыту, искренность в восприятии собственных чувств, эмоций, умение принимать и ассимилировать новый опыт, незацикленность на старых схемах и старом опыте, отсутствие сильной боязни, страха перед новым опытом; · адекватность, включающая адекватную оценку психотерапевтом себя, своих личностных и профессиональных качеств и способностей, а также способность к постановке реалистичных целей и принятие своей несовершенности; · рефлексия, самопознание — способность к постоянному изучению себя, своего внутреннего мира, высокий уровень самопознания и стремление к анализу себя, своих мотивов, чувств, эмоций, поступков, умение прорабатывать свои проблемы; · эмпатийность — способность понять эмоциональный мир другого человека, встав на его место и посмотрев на проблему " его глазами", побыв в его системе ценностей и оставив в стороне свои собственные предубеждения и не сравнивая ситуацию другого человека со своей собственной; · интернальность — внутренний локус контроля, то есть принятие ответственности за свою жизнь, поступки, действия и себя самого; · чувство юмора, избегание " тотальной" серьезности в отношении к различным вещам, умение взглянуть с юмором на ситуацию или проблему; в области социальной зрелости: · коммуникабельность, способность к налаживанию контакта с окружающими людьми, в том числе с клиентами, к построению продуктивных отношений, умение воспринимать и прислушиваться к мнению и чувствам других людей; · толерантность к неопределенности, умение быть уверенным в себе, сохранять чувство спокойствия и не испытывать чувства тревожности в ситуациях большой неопределенности, неясно-1сти, неизвестности, отсутствия четкой структурированности. Ориентация на свою интуицию; · национальная теплота, предполагающая неотъемлемый интерес к другим людям, к их жизни, демонстрация заинтересованности и отсутствие осуждения; · безусловность, безусловное принятие клиента, стремление видеть позитивную природу человека и принимать клиента, независимо от его поведения, мыслей и т. п., безоценочно; · этническая сензитивность, гибкость и безоценочностъ по отношению к представителям различных этносов, отсутствие национальных предубеждений и стереотипов, понимание и принятие других культур и обычаев, ценностей других народов. Особо вредными чертами для психолога-консультанта (психотерапевта) являются: - авторитарность и снобизм, уверенность в собственной непогрешимости и идеальности; - нетерпимость к недостаткам других; - пассивность жизненной позиции; - зависимость от стереотипов, установок и авторитетов; - замкнутость; - склонность использовать клиента для удовлетворения своих потребностей; - невротическая установка в отношении денег, когда деньги — цель существования, а не средство. 4. В ситуации консультирования перед психологом стоит задача нейтрального отношения к ценностям клиента, и в то же время ценностная система консультанта определяет исходные предпосылки консультирования. Психолог должен иметь собственную систему ценностей, но при этом не навязывать ее клиенту, а уметь обсудить ценностные приоритеты, так как есть проблемы, корни которых лежат именно в ценностных установках, и помочь клиенту выбрать те ценности, которые подходят именно для него. Ценности консультанта во многом зависят от его теоретической ориентации и оказывают влияние на процесс консультирования. В гуманистической психологии выделяются следующие ценности, необходимые для формирования терапевтического климата в пространстве консультирования: • человек и его мир как главная ценность; • оптимизм; • безусловная любовь; • вера в потенциал духовного и психического развития, заложенного в каждом человеке; • уникальность каждого человека; • позитивность природы человека, то есть любое поведение имеет позитивные намерения, а негативное, социально-нежелательное и тому подобное поведение есть результат неадекватного функционирования личности и ее защитных механизмов; • каждый человек имеет ресурсы для своего развития и Вселенная также располагает к развитию.
|