Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторы риска нарушения здоровья
1. Существует множество подходов к определению понятия здоровья, которые можно разделить на медицинские и психологические. На медицинском уровне выделяются следующие определения понятия здоровья: - определение ВОЗ: здоровье есть отсутствие болезней и физических дефектов и состояние полного социального и духовного благополучия, когда функции всех органов и систем человека уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения; - определение психиатрии: здоровье есть способность индивида реализовать естественный врожденный потенциал человеческого призвания. На психологическом уровне выделяются следующие определения здоровья, которые зависят от теоретической ориентации автора: · гуманистическая психология (К. Роджерс): здоровый человек — это подвижный, открытый, а не постоянно использующий защитные реакции, независимый от внешних влияний и опирающийся на себя. Оптимально актуализируясь, такой человек постоянно живет в каждый новый момент жизни. Этот человек подвижен и хорошо приспосабливается к меняющимся условиям, терпим к другим, эмоционален и рефлексивен; • гештальт-терапия (Ф. Перлз): психическое здоровье связано со зрелостью личности, проявляющейся в способности к осознанию собственных потребностей, конструктивному поведению, здоровой адаптивности и умению принимать ответственность за самого себя. Зрелая и здоровая личность аутентична, спонтанна и внутренне свободна; • психоаналитическое направление (3. Фрейд): психологически здоровый человек — это тот, кто способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности', • аналитическая психология (К.Г. Юнг): здоровый человек - это человек, ассимилировавший содержание своего бессознательного и свободный от захвата каким-либо архетипом; • телесная психотерапия (В. Райх): невротические и психосоматические нарушения здоровья являются следствием застоя биологической энергии, здоровое состояние характеризуется свободным протеканием энергии. 2. Понятие здоровья включает в себя ключевые характеристики: • интегративность, то есть включает в себя как внутренний мир личности, так и разносторонность взаимоотношений человека со своим окружением; • многоуровневость — наличие физического, психического, социального и духовного аспектов здоровья; • состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды; • осуществление наиболее полной реализации жизненного потенциала человека. 3. Выделяют три уровня рассмотрения и оиенки здоровья: • биологический (соматический) уровень, предполагающий совершенство саморегуляции в организме и динамическое равновесие всех внутренних органов, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде; • психологический уровень, рассматривающий индивида как психическое целое, включающий гармоничное развитие всех психических сфер личности и подразумевающий наличие у человека общей стратегии жизни человека; • социальный уровень, подразумевающий гармоничное влияние различных социальных связей на личность и наличие способности противостоять негативному влиянию со стороны социума и самому на свое окружение; а также трудоспособность, социальную активность и включенность личности, деятельное отношение человека к миру. 4. Значение выделения критериев психологического здоровья заключается в возможности разграничения нормы и патологии, анализ и структурирование системы критериев психического здоровья представляют собой трудную задачу, так как, во-первых, не существует единого основания для создания такой классификации и, во-вторых, ни одна классификация не выразит в достаточной мере понятие психологического здоровья. Выделение критериев психологического здоровья может проходить на основании: • специфики функционирования организма в целом; • трех существующих видов проявлений психического: - психических свойств; - психических состояний; - психических процессов. На основании специфики функционирования организма выделя ются следующие критерии психологического здоровья: • критерий психического равновесия, позволяющий судить о характере и специфике функционирования психики человека в различных ее сферах — эмоциональной, мотивационной, познавательной, волевой и др., и выявляющий аномалию как проявление дисгармонии личности и утраты ею равновесия с окружающей средой; • гармоничность организации психики, понимаемая как равномерность развития и функционирования всех сфер психики, а < также их тесное взаимодействие; • адаптивные возможности организма, под которыми понимается способность личности к адаптации в окружающей среде без I нарушения своего внутреннего равновесия. На основании трех существующих видов проявлений психического вы деляются следующие критерии психического здоровья: • свойства личности: - оптимизм; - отсутствие суетливости; - уравновешенность; - нравственность; - адекватный уровень притязаний, чувство долга; - уверенность в себе; - необидчивость (умение освобождаться от затаенных обид); - трудолюбие; - независимость; - непосредственность (естественность); - ответственность; - чувство юмора; - доброжелательность, терпимость; - самоуважение; - самоконтроль; · психические состояния: - самообладание (эмоциональная устойчивость); - адекватность зрелости чувств и биологического возраста; - совладание с негативными эмоциями (страх, гнев, жадность и др.); - свободное, естественное проявление чувств и эмоций; - способность радоваться; - сохранность привычного оптимального самочувствия; · психические процессы: - адекватность психического отражения, то есть максимальное - соответствие формируемых у индивида субъективных образов - объективной реальности; - адекватность в восприятии себя и своих особенностей; - способность концентрировать внимание на предмете; - способность к удержанию информации в памяти; - критичность мышления, " научная" форма умственной деятельности, направленной на поиск истины, а не слепая вера в авторитеты; - креативность, способность к творческому самовыражению и поиску новых нестандартных путей решения задач; - дисциплина ума, способствующая управлению мыслями. Выделяются критерии психологического нездоровья личности: · зависимость от вредных привычек; · уход, отрицание личной ответственности за себя и свою жизнь; · пассивность жизненной позиции; утрата веры в себя, свои возможности; · неадекватно заниженная или завышенная самооценка, · ослабленный или гипертрофированный самоконтроль, · беспричинная злость, вспыльчивость, нервозность, эмоциональная холодность; • эгоцентризм, враждебность, жестокость, асоциальное поведение; • гипертрофированное стремление к власти; • гипертрофированное стремление к покупке вещей; • ослабленная или гипертрофированная сфера инстинктов; • повышенная тревожность; • снижение когнитивной активности, алогичность, неорганизованность мышления; • жесткая приверженность стереотипам как в мышлении, так и в других сферах жизни, отсутствие или низкий уровень креативности; • повышенная внушаемость, некритичность мышления. 5. На возникновение риска различных нарушений здоровья влияет множество факторов. Выделяют следующие группы факторов: • биологические факторы, к которым относятся: - возраст матери, когда родился ребенок; - возраст отца; - особенности протекания беременности и родов; - физические характеристики ребенка при рождении; • социальные факторы, включающие в себя: - жилищные условия; - уровень материального обеспечения и образования; - состав семьи и т. д.; • психологические факторы как результат действия биологических и социальных факторов. К специфическим факторам риска нарушения здоровья относятся: • вредные привычки (курение, потребление алкоголя, наркотиков, неправильное питание); • экологические: загрязнение среды обитания, экологические " стрессы"; • " психологическое загрязнение", сильные эмоциональные переживания, дистрессы; • генетические факторы, наследственность, резус-конфликт и т. п.; • культура, выражающая меру осознания и овладения человеком своими отношениями к самому себе, к обществу, природе. Выделяют группы факторов, влияющих преимущественно на определенные составляющие здоровья — физическое, психическое, социальное и духовное здоровье, но рассматриваемых как общие для всей системы организма: • на физическое здоровье организма влияют: • система питания, дыхания; • физические нагрузки, занятия спортом, закаливания, общая физическая активность; • гигиенические процедуры, общая гигиена организма • на психическое здоровье воздействуют следующие факторы: . система отношений человека к себе, ! л. . стратегия построения отношений к другим людям; . отношение к жизни в целом; . жизненные цели и ценности индивида; . индивидуальные личностные особенности; • на социальное здоровье оказывают влияние: • соответствие личностного и профессионального самоопределения; • удовлетворенность своим семейным и социальным статусом; • гибкость жизненных стратегий; • соответствие установок, стратегий, ценностной системы социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям); • на духовное здоровье влияют такие факторы, как: • нравственность; • осмысленность и наполненность жизни; • творческие отношения и реализация своего творческого потенциала; • гармония с собой и окружающим миром; • чувство любви; • наличие веры в ценности, идеалы и т. п.
|