![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модели структуры психологического консультирования
1. Под структурой психологического консультирования понимается совокупность технических этапов, которые проходят консультант и клиент в процессе консультирования. Эти технические этапы не имеют жестких границ и представляют собой условное деление, цель которого — понимание всего процесса консультирования, а не указание на точное соблюдение установленного алгоритма действий. Каждый из этапов имеет свои отличительные особенности: • специфические цели и задачи; • временные аспекты; • приемы и техники работы консультанта, особенности его поведения; • особенности поведения и состояния клиента; • уровень эмоциональной наполняемости и глубина чувств. Свою структуру имеет как весь процесс консультирования в целом, подразумевающую динамику встреч в начале, в середине, и в конце консультирования, так и каждая отдельная сессия внутри консультирования. 2. Существует несколько подходов в определении и структурировании пространства психологического консультирования. Выделяются следующие модели структуры психологического консультирования: • эклектическая модель Р. Кочюнаса; • четырехступенчатая модель; • шестишаговая модель А. Блазера. Эклектическая модель включает в себя следующие технические этапы: • этап исследования проблем клиента, предполагающий: - установление контакта с клиентом, или раппорта, который определяется как присоединение консультанта к клиенту через отражение его эмоций, поведения, жестов, особенностей речи и т. п., происходящее, как правило, на интуитивном уровне; формирование климата обоюдного доверия', - поддержку и эмпатию со стороны консультанта и отсутствие критики; - поощрение клиента на выражение чувств и углубленное рассмотрение проблемы им самим; • этап двумерного определения проблем, включающий: - уточнение различных аспектов проблемы клиента до понимания сути проблемы консультантом и клиентом с одной точки зрения, то есть консультант должен понять проблему клиента так, как сам клиент воспринимает ее, и не вносить в это понимание своих интерпретаций и гипотез; - определение проблемы конкретным понятием, фразой, чтобы клиент согласился с таким определением; в случае возникновения трудностей в точном определении проблемы — возврат на стадию уточнения и прояснения; • этап идентификации альтернатив, включающий: - обсуждение всех возможных альтернатив решения данной проблемы совместно с клиентом; - побуждение клиента к самостоятельному продуцированию альтернатив, ненавязывание собственных решений проблемы; • этап планирования, содержащий: - сравнение, анализ и критическую оценку выбранных решений с точки зрения предыдущего опыта клиента и его внутренней, субъективной и объективной готовности к их осуществлению; - осознание сложности и нерешаемости некоторых проблем; - составление плана реалистичного решения проблемы; - разработку способов прогнозирования исхода проблемы при применении того или иного решения; • этап деятельности, включающий: - последовательную реализацию выбранного плана действий; - учет и анализ всех возможных факторов, способных оказать влияние на результат действий клиента: различные обстоятельства, временные и эмоциональные затраты; - обсуждение возможности частичной или полной неудачи и способов реагирования и действий клиента в этом случае, подведение клиента к осознанию неудачи как не конечного результата • этап оценки и обратной связи, включающий: - оценку клиентом совместно с консультантом полученного результата и уровня достижения поставленной цели; - обобщение достигнутых результатов; - анализ текущей ситуации и в результате принятие решения о завершении консультирования либо выявление возможных более глубоких проблем и возврат на предыдущие стадии работы. Четырехступенчатая модель психологического консультирования включает в себя следующие технические этапы: • установление раппорта, " присоединение" консультанта к клиенту; • ведение клиента в направлении изучения и кристаллизации проблемы; • терапевтическое завершение, то есть формирование у клиента мотивации на решение проблемы. Шестишаговая модель А. Блазера включает в себя следующие технические этапы: • этап установления раппорта, характеризующийся: - формированием доверия; - частичным проигрыванием терапевтом той роли, которой ждет от него клиент; «использованием этого приема только на данном этапе; • этап составления жалобы, включающий: - анализ типа жалобы, предъявляемой клиентом: непонятной, составной (когда можно увидеть отдельную жалобу за общим состоянием " все плохо"), явной, скрытой; - стратегию выявления типа жалобы клиента, включающую: - отражение консультантом истинного содержания жалобы через различные приемы в речи (резюме, перефразирование, повторение фразы); - отражение чувств клиента, но не с целью демонстрации эмпатии, а с целью выявления истинной природы жалобы и лежащих в ее основе эмоциональных переживаний (консультант: " Я чувствую, что когда вы это говорите, то ощущаете..."); - изучение установок клиента, его мировоззрения, внимание консультанта к тому, как говорит клиент, как объясняет свою проблему, в чем видит ее причины и суть, кого или что винит в возникновении этой проблемы, каково окружение клиента и ситуация в целом; • этап анализа проблемы, включающий: - наличие хорошего раппорта между консультантом и клиентом и атмосферы доверия, а в противном случае клиент вытеснит проблему и интерпретации консультанта и замкнется в себе; - анализ условий возникновения и протекания проблемы, эмоциональных, поведенческих реакций, когнитивной составляющей клиента; - анализ истории возникновения проблемы, то есть время возникновения, длительность протекания на данный момент, динамика проблемы, как решалась проблема клиентом и решалась ли она вообще до обращения за помощью; - функциональное значение проблемы для клиента, зачем она ему нужна, какая выгода содержится в проблеме, что в ней позитивного для клиента; - построение гипотез, их проверка и подтверждение; - вербальную активность консультанта, использование различных вопросов, техник " разговорения" клиента, побуждение клиента к осознанию своей проблемы; • этап формулирования проблемы, включающий: - подведение клиента к самостоятельному формулированию своей проблемы через присутствие в ней фразы " Я понял", а не к пассивному восприятию им интерпретаций консультанта; - выявление актуальной потребности клиента после осознания им истинной сути свой проблемы, использование вопросов типа " Чего ты теперь хочешь? ", детализация того, что конкретно хочет клиент; - конкретное и четкое формулирование ожидаемого результата, который должен быть в сфере компетенции психолога (например, покупка новой квартиры как решение конфликтов с родителями не входит в компетенцию психолога); • этап проработки проблемы, включающий: - " движение" клиента в проблеме, расширение взгляда на проблему, изменение отношения к проблеме, поиск решения или способа изменений; - использование различных методов и техник, которые подходят для данного конкретного клиента; - перенос результатов в реальность (мотивация клиента на осуществление тех действий, которые были задуманы в процессе консультирования); - обратную связь по поводу результатов; • этап завершения, характеризующийся " отсоединением" клиента в случае позитивного для него решения проблемы, когда консультант дает понять клиенту, что он должен теперь быть самостоятельным и обходиться без помощи специалиста.
|