![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Схема беседы в психологическом консультировании
1. Беседа — основная форма осуществления психологического консультирования. Главное отличие консультационной беседы от обычного разговора в том, что беседа: • имеет заранее определенную направленность, цели; • проводится в соответствии с планом, разделенным на технические этапы, на каждом из которых решается определенная задача или группа задач. 2. Во всем множестве моделей структуры процесса психологического консультирования можно выделить наиболее типичные и универсальные этапы работы. Универсальная и наиболее полная модель структуры процесса психологического консультирования включает в себя следующие технические этапы: • этап эмоционального отреагирования: • предоставление клиенту возможности выговориться и выразить свои чувства; • помощь в осознании своих целей, мыслей, чувств, эмоций, возможности действий; • помощь в интеграции, принятии отторгаемых аспектов личного бытия — " негативных" частей личности, мыслей, чувств и т. п.; • этап «движения» клиента в проблеме. • предоставление клиенту эмоциональной поддержки; • рассмотрение и анализ позитивных (но не " выгодных") аспектов проблемной ситуации; • формирование у клиента ресурсного состояния; • этап переформулирования проблемы. • осознание клиентом причин проблемы; • совместное переформулирование проблемы в альтернативы и цели; • этап заключения динамического контракта: • обсуждение организационных аспектов консультирования (время, место, количество встреч и т.п.) • доля ответственности клиента и консультанта: психолог отвечает за профессионализм своих действий, а клиент — за свои действия и за личный результат; • выявление и коррекция нереалистичных ожиданий клиента; • этап формирования регистра возможных решений: • поощрение клиента к самостоятельному продуцированию решений, ненавязывание своей точки зрения и своих решений; • помощь клиенту в четком формулировании вариантов решений, • проговаривании и их анализе; • критическая оценка каждого решения, прогнозирование дальнейшего развития ситуации при выборе того или иного способа решения проблемы; • этап выбора оптимальных решений проблемы характеризуется • выбором оптимального, наиболее подходящего решения с точки зрения клиента, а не консультанта; • этап закрепления мотивации представляет собой: • разработку плана осуществления выбранного способа решения проблемы; • детальное проговаривание всех шагов; • формирование уверенности в правильности сделанного выбора и ресурсного состояния; • завершающий этап консультирования предполагает: • в завершение одной сессии: - анализ актуального эмоционального состояния клиента к концу встречи; - обсуждение и планирование дальнейших действий консультанта и клиента (необходимость повторных встреч, организационные вопросы); - отсоединение; • при завершении процесса консультирования: - подведение клиента к осознанию им своей самостоятельности в решении проблем и личной ответственности за свою жизнь; - назначение катамнестической встречи (через месяц, год и т. п.) с целью проверки результатов консультирования; - отсоединение (прекращение тесного общения клиента и консультанта, после чего клиент берет ответственность на себя и начинает самостоятельно решать свои проблемы).
|