![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психотерапевтическая модель
1. Под моделью понимается процесс психологического консультирования, имеющий свои отличительные особенности. Критериями отграничения одной модели консультирования от другой являются следующие факторы: • характер жалобы (проблемы) клиента; • цели данного консультирования: долгосрочные, глобальные, направленные на изменение структуры личности клиента, или краткосрочные, ситуативные, ориентированные на принятие конкретных решений; • этапы работы консультанта в процессе консультирования и расставляемые им акценты на каждом из этапов; методы, используемые консультантом в психологической работе; уровни личности и насколько глубоко они затрагиваются в процессе консультирования. В зависимости от того, с каким личностным уровнем клиента приходится работать консультанту, выделяются следующие модели психологического консультирования: • консультационная модель; • психотерапевтическая модель. 2. Консультационная модель психологического консультирования имеет следующие характерные особенности: • носит характер информативности, когда необходимо помочь клиенту с выбором образования, профессии, конкретного места работы и т. п., то есть когда клиент нуждается в получении определенной информации; • не требует исследования и проработки глубинных, подсознательных слоев личности, хотя может затрагивать систему мотивации и установок личности клиента, в том числе и не вполне им осознаваемых; • от клиента требуется некоторый уровень способности к осознанию; целью является принятие конкретного решения по конкретному вопросу, с которым обратился к консультанту клиент; • короткий временной промежуток консультирования (до 2— 3 встреч). Консультационная модель консультирования включает в себя следующие этапы работы: • установление взаимоотношений доверия между консультантом и клиентом; • формулировка и проработка консультантом проблемы, с которой обратился клиент, оценивание того, насколько адекватен запрос клиента той модели, которую собирается применить консультант; • заключение динамического контракта между консультантом и клиентом; • обсуждение и анализ проблемы на основе беседы, сбора данных, изучения истории клиента, проведение тестирования, анкетирования, использование опросников; • анализ результатов тестирования и общая оценка клиента; • изучение клиентом информации о профессии, учебе и др.; • обсуждение и анализ данных тестирования клиента и информации о профессиях, учебе, учебных заведениях и т. п., полученных клиентом; • постановка целей: совместная с клиентом разработка плана действий, основанного на полученных в ходе тестирования и информирования клиента сведениях; • совместное с клиентом обсуждение действий, необходимых для выполнения намеченного плана; • проведение уточняющих процедур, предполагающих либо повторное тестирование с целью проработки выявленных в ходе планирования проблем, либо изменение целей, плана действий и проработка нового плана. 3. Психотерапевтическая модель психологического консультирования имеет следующие отличительные особенности: • большая по сравнению с консультативной моделью эмоциональная составляющая и более пристальное внимание консультанта к чувствам, эмоциям, ощущениям клиента; • меньшая четкость, ясность, логичность и структурированность процесса; • большое разнообразие проблем и индивидуальностей клиентов; • меньшая жесткость в следовании техническим этапам консультирования; • отсутствие или минимизация информативной составляющей; • ориентация на проработку глубинных слоев психики, неосознаваемых проблем и конфликтов клиента и на относительную структурную перестройку личности в целом; • более длительный процесс консультирования (от 5 и более встреч); • целью является не решение конкретной проблемы, а личностный рост самого клиента. Психотерапевтическая модель психологического консультирования имеет следующие этапы работы: • индивидуальная внутренняя работа клиента по осознанию наличия у него некоторой проблемы или симптома и оснований для обращения за помощью; • установление взаимоотношений между клиентом и консультантом на основе доверия, обеспечение консультантом безопасности в пространстве консультирования; • первичное выражение чувств, понимание клиентом собственного состояния, начальная проработка проблемы, прояснение консультантом запроса; • анализ консультантом проблем и чувств клиента и определение их глубины; • структурирование консультативного пространства, заключение динамического контракта; • выражение клиентом глубоких, ранее подавленных чувств, эмоций и т. п., работа с символическими образами, метафорами клиента, отражающими суть проблемы и помогающими консультанту и самому клиенту понять и прожить ее. Прохождение этого этапа зависит от того, какие цели ставит психотерапия и какие уровни бессознательного прорабатываются); • проработка чувств; • движение клиента к инсайту, постановка целей, разработка действий по разрешению проблемы; • ассимиляция опыта, работа по осуществлению целей или при необходимости коррекции плана действий или поставленных целей, завершение взаимоотношений. Консультант должен понимать необходимость использования психотерапевтической модели консультирования и осознавать всю меру ответственности за состояние клиента, а также за результат консультирования, знать ресурсные возможности клиента для структурной перестройки личности, а также понимать потребности клиента в этом.
|