![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Продолжительность психологического консультирования
1. Процесс психологического консультирования понимается как постоянные, непрекращающиеся изменения личности клиента и консультанта (терапевта). Процесс психологического консультирования, независимо от его общей длительности, имеет следующие составляющие: • временную протяженность, под которой понимается общая продолжительность консультирования, и ее планирование осуществляется психологом на начальном этапе; • оценивание проблем клиента, которое тесно связано с временным аспектом консультирования, так как оценка глубины предстоящей работы помогает спланировать общую продолжительность процесса консультирования, а также наметить канву предстоящего терапевтического взаимодействия; • терапевтические отношения консультанта и клиента, осуществляемые на протяжении всего процесса консультирования и включающие в себя весь спектр взаимодействий между участниками консультирования; • оценивание результатов психологического консультирования, основанное на анализе изменений, произошедших с клиентом в процессе психологического консультирования. Общая структура консультирования включает в себя начало, середину и конец процесса, и консультант должен знать, как вести себя в этом пространстве, на что ставить акцент в каждом из этапов, с помощью каких средств увеличивать или уменьшать интенсивность и повышать продуктивность этого процесса. 2. Планирование процесса психологического консультирования это сложный механизм, в котором и консультанту и клиенту предстоит совместная активная работа, предполагающая их общее творчество и узнавание друг друга. Планирование процесса психологического консультирования включает в себя: - анализ первой встречи с клиентом; - сбор психологического анамнеза; - оценку проблем клиента, вероятность осуществления или отказа от консультирования. 3. Первая встреча с клиентом представляет собой важнейший этап терапевтического процесса, так как на этой стадии консультант и клиент должны принять ряд важных решений: - установление целей психологического консультирования; - заключение динамического контракта; - выявление и анализ ожиданий от предстоящей терапии; - осуществление консультирования или отказ от него. Для консультанта первая встреча представляет собой кладезь информации о клиенте и в то же время ставит перед консультантом следующие важнейшие задачи: - снятие страха и тревожности клиента; - создание ощущения безопасности для клиента с первых минут знакомства. Несколько общих фраз, представление друг другу могут помочь снизить первичную тревожность клиента; внимание и анализ поведения клиента в первые минуты:, как клиент входит в кабинет, что говорит и т. п.; - активность консультанта во время первой встречи помогает клиенту адаптироваться к ситуации консультирования, часто вызывающей тревогу, консультанту принадлежит право первого вопроса, подталкивающего клиента к началу рассказа о своей проблеме; - соблюдение консультантом баланса между активностью и предоставлением клиенту самому проявить активность, то есть консультант не должен спрашивать слишком много, чтобы не приглушить инициативу клиента; - выяснение мотивации клиента на работу, обеспечивающей целесообразность дальнейшего взаимодействия; - поддержка клиента, предоставление возможности " выговориться" и отреагировать, выразить свои чувства; - предоставление необходимой клиенту информации о консультировании: • в чем заключается суть процесса консультирования; • как проходит консультирование, какие процедуры существуют;. в чем заключается разница между болезнью и проблемой; • от чего зависит успешность процесса консультирования; «в чем заключаются задачи консультанта и клиента; • объяснение того, что консультирование — это совместное действие двух людей; • подчеркивание общей ответственности за результат консультирования и активности клиента, выступающего как равная личность, а не как пациент в этом процессе; - внимательное выслушивание клиента и определение круга проблем и основных трудностей, с которыми придется работать, выявление связей между разрозненными, на первый взгляд, фактами из рассказа клиента; - демонстрация консультантом безусловного уважения и безоценочности по отношению к поведению и проблемам клиента; - подведение клиента к принятию ответственности за те проблемы, которые у него существуют, и признанию его личного авторства этих проблем. 4. Если консультантом совместно с клиентом в ходе начального подготовительного этапа было принято решение об осуществлении психологического консультирования, перед консультантом встает задача планирования продолжительности процесса психологического консультирования. Существуют следующие факторы, влияющие на продолжительность психологического консультирования: • главнейший фактор — характер и глубина проблемы клиента; • мотивация и потребности клиента, то есть ориентация на то, что нужно самому клиенту — долговременная терапия с проработкой глубинных слоев личности или решение краткосрочных задач без кардинальной перестройки личности; • ресурсность клиента, то есть наличие у клиента необходимых внутренних сил и ресурсов (помимо его личной готовности) для того, чтобы решать задачи более глубинного характера, а также его актуальное состояние, способствующее или препятствующее долгосрочной терапии; • теоретическая ориентация консультанта: психоанализ — длительные регулярные встречи, рационально-эмотивная терапия и терапия поведения - короткий цикл встреч (до 3-4).
|