![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Способы сбора психологического анамнеза
1. Психологический анамнез в психологическом консультировании понимается как получение максимального количества информации о клиенте и его проблемах. Сбор психологического анамнеза для начального этапа понимания проблем клиента начинает осуществляться уже с первой встречи, а в некоторых случаях для этого отводятся специальные сессии в рамках процесса консультирования. Сбор анамнеза осуществляется в процессе всего консультирования и помогает консультанту создавать " потрет" личности клиента в динамике изменений, каждый раз добавляя все новые и новые штрихи. Выделяют три блока информации о клиенте: • демографическая информация: - возраст; - пол; - семейное положение; - профессия; - образование; • актуальные проблемы и нарушения: - время возникновения нарушений; - события, которые повлияли на возникновение нарушений; - события, ставшие следствием нарушений; - попытки клиента (если имелись) самостоятельно справиться со своими проблемами, результаты этих попыток; - случаи обращения клиента к другим специалистам (если имелись); - событие, причина, непосредственно подтолкнувшие клиента обратиться к консультанту; - семейный анамнез (алкоголизм, наркомания, психические нарушения у родителей, родственников); • психосоциальный анамнез (значимые личностные отношения): - особенности пренатального периода (процесс протекания беременности у матери) — окружающая обстановка (доброжелательная, конфликтная), нагрузки, отношения с отцом ребенка; употребление алкоголя, курение, попытки аборта данного плода (если имели место), общее состояние здоровья в этот период; - особенности родов (имелись ли осложнения); - младший школьный возраст — динамика развития, учеба, отношения со сверстниками; - отрочество и юность — отношения со сверстниками обоих полов, период полового созревания, учеба, значимые события; - взрослый период — степень реализованности клиента, отношения на работе, в семье, значимые события, жизненная позиция, планы на будущее. 2. Выделяются следующие способы сбора психологического анамнеза: • беседа с клиентом; • наблюдение за поведением клиента, особенностями реагирования, невербальными проявлениями; • изучение отчетов, мнений других специалистов, если клиент пришел на консультацию по направлению; • психодиагностика, в которую, в зависимости от запроса клиента и локуса жалобы, могут входить следующие методики: - тесты способностей, интеллекта, познавательной сферы; - личностные тесты, выявляющие особенности различных сфер личности клиента: эмоционально-волевую, мотивационную, характерологические и темпераментные особенности и т. п., самооценку, уровень социального интереса и т. п.; - ситуативные тесты, выявляющие актуальное состояние клиента на момент тестирования; - проективные методики: рисунки, сны, сочинения и т. п., позволяющие оценить и понять личность как ситуативно, так и в целом.
|