![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уточняющие техники
1. Беседа в психологическом консультировании рассматривается как основной механизм взаимодействия консультанта и клиента, так как весь процесс консультирования построен на речевом диалоге между ними. Для того чтобы процесс консультирования двигался в нужном направлении, консультант должен обладать определенными речевыми способностями, а также специальными техниками и приемами ведения беседы, которые способствовали бы ее развитию. 2. Выделяются следующие особенности речи консультанта при проведении психологической беседы: • ограниченность и краткость речи консультанта, которая должна соответствовать следующим правилам: - цель беседы — дать возможность клиенту " выговориться", выразить свои чувства, быть выслушанным другим человеком, что невозможно, если консультант будет говорить больше, чем клиент; - основное время беседы должен говорить клиент; - краткость реплик, высказываний и интерпретаций консультанта, которые помогают " разговорить" клиента и помочь ему выразить свои чувства; - речь консультанта должна быть направлена на формирование доверия у клиента, а это может быть достигнуто только в том случае, если консультант не высказывает оценочных суждений и не превращает процесс консультирования в дискуссию или лекцию о том, как надо жить; - консультант должен понимать, что и когда говорить, не подгонять клиента, не проявлять нетерпения, уметь держать паузу и ориентироваться в первую очередь на клиента и на его желания; • соответствие речи консультанта языку клиента, то есть консультант должен соблюдать в беседе с клиентом следующие правила: - избегать нагромождения профессиональных слов и терминов, которые могут быть неправильно истолкованы клиентом, повысить уровень его тревожности, заставить замкнуться и дистанцироваться; - использовать те слова и выражения, которые характерны для клиента и используются им в речи; - уметь понимать смысл, который сам клиент вкладывает в то или иное слово, и использовать это слово именно с таким пониманием, не привнося своего понимания; • краткость и точность высказываний консультанта, что предполагает соблюдение следующих правил: - использование кратких формулировок при построении уточняющего вопроса, без повторения всего предыдущего диалога по этому поводу; - избегание постоянных уточнений по каждому слову и высказыванию клиента; - использование кратких уточняющих вопросов, которые приводят к увеличению времени говорения для клиента и создают у него ощущение собственной внутренней речи; - построение вопроса таким образом, чтобы первая его часть представляла собой цитату из высказывания клиента и содержала бы констатацию факта из жизни клиента, указание на какое-либо событие, которое требует уточнения, а вторая — краткий вопрос, например: " Вы решили этого не делать. Почему? "; - необходимо строить вопросы таким образом, чтобы у клиента возникло ощущение спонтанности своей речи, что это он сам говорит о себе, а не консультант " вытягивает" из него информацию. 3. Беседа в психологическом консультировании отличается от повседневного разговора двух людей тем, что она имеет свою специфику и специальным образом организована. Это осуществляется за счет использования психологом специальных средств и приемов ведения беседы. Существуют следующие приемы ведения психотерапевтической беседы: - специальные вопросы; - уточняющие и углубляющие формулировки; перефразирование, альтернативные высказывания; - обобщение; - анализ и акцентирование эмоциональных переживаний; - отражение чувств; - ободрение и успокоение; - паузы; - интерпретация; - конфронтация. 4. Специальные вопросы в психологическом консультировании используются достаточно часто, и их целью служит углубление понимания высказываний клиента, раскрытие их точного смысла, а также направление речи клиента в нужное для терапевтического эффекта русло и стимулирование его к более глубокому осмыслению своего рассказа и, следовательно, к более глубокому осознанию своей проблемы. Существуют следующие виды вопросов, используемых в консультировании: • закрытые вопросы, имеющие следующие характеристики: - предполагают краткий однозначный ответ клиента, подтверждающий или опровергающий мысль консультанта, или ответ " да" /" нет"; - ориентированы на получение фактической информации, сведений о жизни клиента. Например, вопрос " Вы когда-нибудь чувствовали гнев по отношению к...? " предполагает ответ клиента " да" или " нет", или " Сколько раз за последнее время вы...? " также ориентирован на получение конкретной информации; • открытые вопросы, имеющие следующие характеристики: - предполагают развернутый ответ на вопрос; - ориентированы на " движение" клиента в его проблеме и обсуждение его чувств. Например, вопрос " С чего бы вы хотели начать сегодня? " предполагает развернутый ответ и провоцирует клиента на понимание своей потребности в данный момент, а вопрос " Какие чувства вы сейчас испытываете? " позволяет клиенту глубже понять свои чувства и обсудить их; - ориентированы на формирование у клиента ответственности за беседу и исследование им своего внутреннего мира: установок, чувств, мыслей, поведения, ценностей и т. п.; - часто используются в начале консультативной встречи, так как позволяют начать беседу и снять тревожность клиента; - ориентированы на побуждение клиента продолжить или дополнить уже сказанное ранее; - побуждают клиента проиллюстрировать свои проблемы примерами, что способствует более глубокому осознанию и пониманию им своей проблемы; - побуждают клиента обратить внимание на свои чувства, осознать и понять их, наладить более глубокий контакт с самим самой; • парадоксальные вопросы, имеющие следующие характеристики: - ориентированы на " движение" клиента в своей проблеме, на формирование у него нескольких точек зрения на проблему; - провоцирование у клиента сомнения в тех истинах, которые он считает очевидными, с тем чтобы он понял, насколько эти истины являются " его" истинами и установками, а не привнесены извне, то есть не интроецированы; - подталкивание клиента к переосмыслению некоторых своих решений, поведения и т. п.; - для постановки такого вопроса консультант использует конструкции типа " А почему бы вам не...? " или " А что было бы, если бы...? ". Вопросы — не единственная техника ведения психотерапевтической беседы и они имеют свои ограничения и правила использования. Существуют следующие правила использования вопросов в психологическом консультировании: • любой вопрос должен быть грамотно сформулирован и задан в подходящее время — не раньше и не позже. В противном случае консультант может не получить на него ответ или спровоцировать у клиента реакцию защиты; • следует избегать чрезмерного опрашивания клиента, так как это может привести к тому, что клиент переложит ответственность за процесс консультирования и его результаты на консультанта, а также может почувствовать тревогу; • консультант всегда должен понимать, зачем он задает тот или иной вопрос, какова его цель и что он надеется услышать в ответ; • если вопрос задан, необходимо выслушать и проанализировать ответ, нельзя задавать " пустых" вопросов " для галочки", так как это может сформировать у клиента ощущение механистичности процесса консультирования и эмоциональной невовлеченности консультанта в этот процесс; • необходимо следить за тем, чтобы беседа не переросла в обмен вопросами-ответами и не потерялась ее эмоциональная окраска; • вопросы " кто? ", " что? " носят характер фактологических, то есть ориентированы на сбор жизненных фактов клиента, хотя своевременность и контекстуальность такого вопроса может иметь пользу для понимания клиентом сути своей проблемы, поведения или чувств и т. п.; • вопросы " почему? " часто вызывают тревожность у клиента и провоцируют его на стандартный ответ, основанный на рационализации, хотя заданный в нужное время вопрос " почему? " может помочь клиенту расширить свою точку зрения на проблему; • вопросы " как? " ориентированы на внутренний мир человека и позволяют и консультанту и клиенту глубже понять природу проблемы, себя, свое поведение и т. п.; • любые вопросы, которые задает консультант, имеют две пели: - сам консультант может прояснить проблему и личность клиента и глубже понять его; - подталкивают клиента на более глубокое осознавание своей проблемы, чувств, своей личности и т. п.; • консультант не должен задавать несколько вопросов одновременно, так как это может ввести клиента в состояние беспокойства из-за незнания, на какой вопрос отвечать, и в результате не будет получено ответа ни на один из поставленных вопросов либо они будут формальными; • не следует задавать один и тот же вопрос два раза подряд, но в разных формулировках. Если консультант не получил ответа на поставленный вопрос из-за сопротивления клиента, то ему следует изменить формулировку и задать этот вопрос позже, но не подряд, предварительно проанализировав причины сопротивления клиента; • вопросы, которые задает консультант, не должны содержать в себе ответы, то есть они должны быть построены таким образом, чтобы побудить клиента к размышлению, а не подсказать ему " правильный" ответ, например вопрос " У вас все хорошо? " может из-за нежелания или страха клиента анализировать свое состояние спровоцировать стандартный ответ " да". 5. Уточняющие техники психологического консультирования представляют собой специально построенные консультантом фразы, вопросы, предложения и т. п., направленные на уточнение смысла высказывания клиента и правильное понимание консультантом проблемы, а также на углубление понимания клиентом своей проблемы, поведения, чувств, эмоций и самого себя. К уточняющим техникам относятся такие приемы ведения беседы, как: • уточнение, имеющее следующие отличительные особенности: - представляет собой такой вопрос, фразу или высказывание клиента, которые провоцируют клиента на более подробный и развернутый рассказ; - помогает расширить зону осознавания клиента, мягко подводя его к истине и подготавливая прочную основу для дальнейших терапевтических действий, не формируя при этом защитных реакций у клиента, - часто в уточняющем вопросе содержится такая вопросительная конструкция, которая помогает прояснить непонятные моменты: " что именно", " как именно" и т. п. Например, вопрос " А как вы ощущали свою растерянность? " подталкивает клиента к анализу собственных чувств, а вопрос " Что именно раздражало вас в этом человеке? " помогает детализировать проблему клиента, намечает дальнейшие шаги ее проработки и помогает клиенту лучше понять и осознать свои чувства и себя, понять, что именно он подразумевает под раздражением, и заглянуть в глубину своих собственных переживаний; • перефразирование, содержащее в себе следующие отличительные особенности: - применяется как парафраз, чаще всего на начальных этапах консультирования, когда консультант повторяет фразу клиента, используя другие слова, но сохраняя первоначальный смысл высказывания и расставляя необходимые акценты. В этом случае целью использования этого приема является уточнение консультантом понимания проблемы клиента и в то же время подведение самого клиента к более глубокому пониманию своей проблемы; - применяется как альтернативный взгляд на проблему, обычно в середине консультирования, когда сформирован раппорт и снято первоначальное сопротивление клиента. В этом случае цель перефразирования — расширение у клиента его видения проблемы и нахождение ее позитивных сторон. Консультант так изменяет смысл высказывания клиента, чтобы был сформирован новый, позитивный вариант видения проблемы, который до этого клиент не обнаруживал. Например, беспокойство и переживание клиента о том, что его уволили с работы, означает для него исключительно негативные последствия, так как это указывает на его профессиональную несостоятельность. В то же время консультант, использовав прием перефразирования, может указать на положительные стороны этого события, например на открывающиеся для клиента новые возможности в другой компании при условии анализа и проработки причин увольнения из предыдущей; • обобщение, имеющее следующие отличительные особенности: - выражается основная идея нескольких утверждений или долгого высказывания клиента; - служит целью систематизации мыслей как клиента, так и терапевта; - сохраняет последовательность мыслей, что помогает и консультанту и клиенту не потерять нить беседы. Обобщение используется в следующих случаях:. - когда консультант хочет объединить темы нескольких бесед и вывести общие черты и наблюдения; - когда речь клиента по разным причинам (волнение, сопротивление, тревожность) очень запутана и непонятна; - как завершающий этап в обсуждении одной темы и переход к другой; - в конце встречи, чтобы еще раз проговорить наиболее значимые моменты и расставить смысловые акценты сессии, а также, если это требуется, дать клиенту задания на промежуток между сессиями.
|