Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности реализации потребительной стоимости
Характер культурной деятельности и особенности восприятия и потребления ее результатов оказывает определяющее влияние и на реализацию создаваемых потребительных ценностей. Экономисты, занимающиеся проблемами культуры, уже давно ведут спор о том, является творческая продукция товаром или не является? Причина спора основана на том, что между материальным производством и сферой культуры происходит определенный и систематический обмен результатами деятельности и труда. Основная часть специалистов приходит к согласию о том, что результаты деятельности в сфере культуры в силу своей специфичности не являются товаром, но имеют товарную форму. Теоретический спор обусловлен тем, что экономика культуры как наука стала формироваться в советский период истории, когда товар 33 как экономическая категория был в общем-то " не в чести". Товар и без того - сложное понятие, а в тот период положение усугублялось идеологизацией экономики. Поэтому нам необходимо раскрыть полнее понятие товара и услуги. От этого будет зависеть 'понимание других проблем и категорий экономики культуры. Различия между товаром, вынесенным на рынок сферой материального производства, и товарной формой, предложенной в результате деятельности сферы культуры, выводятся из основных положений теории стоимости. В материальном производстве создается потребительная стоимость как товар, воплощенный в материальной форме. Его стоимость определяется количеством затраченного живого труда и количеством прошлого труда, овеществленного в потребляемых • материальных ресурсах. В процессе культурной деятельности потребительная стоимость далеко не во всех случаях имеет материальное воплощение и об этом уже говорилось, а стоимость произведения искусства нельзя оценить по величине затрат живого труда. Одно полотно может быть написано гениальным художником в состоянии творческого подъема за несколько дней, а другое " вымучено" маститым и " раскрученным" творцом за несколько лет. И уж совсем нельзя установить общественно необходимое рабочее время для воспроизводства одной и той же потребительной стоимости. Можно обучить человека актерскому мастерству, но ворпроизвести талант артиста или художника нельзя ни с какими затратами общественного труда. В ряде случае затрат прошлого труда, овеществленного в каких-либо материалах тоже нет. Поэтому результаты деятельности в сфере культуры всегда уникальны, хотя степень уникальности различна. Несколько картин, написанных одним и тем же художником на один и тот же сюжет; моноспектакль, еыгт ранный одним и тем же артистом, будут отличаться при каждом исполнении, становясь неповторимыми, а значит - уникальными. Но уникальность проявляется еще ярче при сравнении работ разных мастеров. Так спектакль, поставленный талантливым режиссером и группой артистов может оказаться несравнимым по эмоциональному воздействию с представлением, разыгранным артистами—непро- 34, фессионалами, но и в том и в другом случае результаты деятельности невоспризводимы и не имеют стоимости, хотя и сопровождаются затратами рабочего времени. Вместе с тем, при товарно-денежных отношениях результаты культурной деятельности участвуют в обмене с товарами, производимыми в материальном производстве. Учреждения культуры предлагают к обмену произведения культуры и искусства, не имеющие стоимости, но имеющие ценность для потребителя. Эта ценность определяется: а) потребностью отдельных членов общества; б) потребностью общества в целом; в) затратами необходимого рабочего времени; г) уникальностью. При этом сфера культуры реализует свои " потребительные стоимости" либо персонифицировано, либо для обобщенного потребителя. При первом виде - персонификации - предполагается, что известен вполне конкретный потребитель и его состояние - зритель, слушатель, группа зрителей, слушателей, имеющих вполне определенный уровень духовного развития и сложившегося эстетического восприятия. •При втором виде потребителем является общество в целом, которое не имеет воплощения в какой-то конкретной личности, но отражает необходимые потребности в возвышении уровня культуры каждого члена общества. Выразителями интересов общества, которые берут на себя миссию определять и задавать уровень общественно необходимых потребностей и шкал эстетических вкусов и воззрений, могут быть разные субъекты. Это.могут быть чиновники государственного' аппарата или общественных организаций, правящая партия или специалисты- искусствоведы и культурологи. Эти направления реализации продукта культурной деятельности различаются как социально - содержанием, так и экономически - разными источниками покрытия издержек, связанных с творческо-производственным процессом. Источником покрытия затрат, вызванных подготовкой и реализацией мероприятий по удовлетворению индивидуальных потребностей населения, дол- 35. ясны служить денежные средства населения. Следовательно, все эти мероприятия реализуются на платной основе. Источником покрытия затрат, вызванных подготовкой и реализацией мероприятий по удовлетворению общественно необходимых потребностей, служат средства, аккумулированные в общественных фондах потребления. Следовательно, они будут платными для общества в целом, но бесплатными для индивидуума в отдельности.
|