Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специфика потребительной стоимости культурного продукта
Из экономической теории известно, что всякая человеческая деятельность реализуется в экономической форме, если труд человека является общественно необходимым и возможен эквива- 28 дентный обмен его продуктами. Это условие существует только тогда, когда в процессе обмена участвуют не менее двух субъектов. Применительно к сфере культуры это означает, что экономический характер деятельности поставит одного субъекта в позицию творца некоторых духовных ценностей, а другого—в позицию зрителя, слушателя, то есть такого человека, который должен воспринимать эти духовные ценности и превращать их в собственное духовное состояние. По своей форме—это позиция " потребителя". Но по сути существуют отличия сферы производства и сферы духовной культуры. В сфере культуры взаимоотношения " производитель — потребитель" именит принципиально иной характер с несколькими вариантами. Субъект, которого мы назвали " потребителем духовных ценностей", может выслушать или просмотреть предложенную ему культурную программу, и она: 1) полностью оставит его равнодушным; 2) переведет его духовное состояние на иной уровень, кото а) выше прежнего индивидуального уровня; б) ниже прежнего индивидуального уровня. не только от творца, но и от уровня культуры " потребителя". Можно привести примеры, когда эстетические ценности, признанные многими людьми, для отдельных индивидов оказываются полностью чуждыми. И в этой невосприимчивости содержится основа для противоречий между законами общественного развития и законами экономики. I
А в то же время законы эко 29 Примирить действие этих двух законов в сфере культуры очень К 2001 году изменился уровень развития производительных сил общества. Появилась современная техника свето-звукозапи-си. Она позволила отделить духовные потребительные ценности от их производителя и потребителя, соединив с материальным носителем (в форме электронного диска, магнитной ленты, кино-Ленты и т. п.). Между творцом-деятелем культуры и потребителем создаваемого им " продукта" деятельности внедрена натурально-вещественная форма, которая решающим образом может изменить создаваемую потребительную ценность. Например, применяя записывающую и воспроизводящую технику с различной разрешающей способностью и качеством, можно нивелировать или даже " опрокинуть" представление о красоте и силе звучания голосов различных певцов и создать соответствующее общественное мнение. В качестве примера можно назвать использование фонограмм в концертах " популярных" исполнителей, которые стали " популярными" именно через реализацию специальных маркетинговых технологий - так называемого " раскручивания". Но это только первый специфический аспект культурного продукта. Есть и другие. К числу особенностей потребительной стоимости принадлежит и форма ее реализации. Потребительная стоимость может быть реализована как в материальной, так и в нематериальной форме. Для культурной деятельности важно то, что материальная продукция, создаваемая в сфере культуры, является и носителем духовной продукции. Качественные характеристики материальной продукции могут повышать или снижать ее духовную ценность, а духовная насыщенность повышает или снижает ценность материальной продукции. Нельзя отделить содержание кинофильма от кинопленки, на которой запечатлен сюжет, хотя можно перенести сюжет на другую материальную основу. Брлее того, низкокачественная видеопленка или кинолента, на которую снят даже чрезвычайно сильный по возможному эстетическому воздействию фильм, при воспроизведении резко снижает степень эстетического воздействия на зрителей, уменьшая численность зрительской аудитории. Иначе говоря, физическая основа кинофильма оказывается решающим как эстетическим, так и экономическим фактором. Третий аспект специфики культурного продукта можно охарактеризовать, следующим образом. Для культурной деятельности крайне важную роль играет форма потребления ее результатов, которая может быть различной. Активная форма построена на том, что зритель, слушатель выступает в качестве " сотворца", соучастника, равноправного партнера в диалоге " творец—потребитель". Это наиболее сложная форма доведения духовных ценностей до зрителя или слушателя, поскольку она требует активной работы его духовного и интеллектуального потенциала. При этом активность должна совпадать с тем направлением, которое предусмотрено сценарием творца. Активная культурная деятельность воплощается главным образом в продукте театрально-зрелищных предприятий, концерт- 31 ных организаций; библиотек, музеев, в некоторых формах работы клубных учреждений и парков культуры и отдыха. Их результатами являются спектакли, концерты и представления, лекции и беседы, другие массовые мероприятия и действа, проводимые на высоком профессиональном и эстетическом уровне. Отличительным признаком и условием этой формы является их нацеленность на изменение духовных и нравственных качеств зрителей, слушателей, читателей и всех участников, на возвышение профессиональных и моральных качеств людей, на другие позитивные общественные проявления. Существенно проще— пассивная форма доведения результатов.ч Она определяется тем, что зрители и слушатели выступают только в качестве " потребителя", " обслуживаемого" духовными ценностями. " Творец" в данном случае подстраивается под ожидание потребителей. Пассивная форма доведения духовных ценностей выступает в качестве " услуги учреждений культуры", когда сами зрители или слушатели получают " культурное обслуживание". " Пассивное" потребление является таким только по форме и названию, но оно крайне наступательно по своей сущности. Оно как бы закрепляет сложившиеся духовно-нравственные стереотипы у потребителей. Порождением этой формы могут стать общественно вредные программы, заполняющие свободное время. Это возможно в том случае, когда потребители имели изначально низкую эстетическую или духовно-нравственную потребность. К их числу относятся программы, содержащие низкопробные спектакли и концерты, насаждающие дурной вкус, агрессивность, пропагандирующие насилие и другие действия, несовместимые с общечеловеческими идеалами духовности. Разделение форм деятельности на активную или пассивную является социальным феноменом культуры. Один и тот же вид деятельности в зависимости от конкретного идейно-художественного решения или содержания может выступать в активной и пассивной форме. Например, проведение досуга на аттракционах, развивающих силу, выносливость, ловкость, можно считать активной формой проведения досуга, а " убийство времени" на игровых автоматах типа " морской бой" в силу своей социальной бесполезности может рассматриваться как пассивная форма организации 32 досуга. Этот и другие аналогичные виды проведения досуга направлены только на заполнение свободного времени, но уменьшают риск нежелательных проявлений (правонарушений, морального растления и т. п.). Услуги как форма культурной деятельности занимают важное место в сфере культуры. Они сводятся к заполнению свободного бремени танцами, пассивным прослушиванием музыки, не требующей глубокого осмысления или используемой в качестве фона на торжествах (свадьбах, обрядах и т. п.), а также с помощью аттракционов. К услугам относятся и непрофильные формы деятельности, которые не свойственны сфере культуры, но в рамках нематериальной сферы включены в число видов деятельности хозяйствующего субъекта сферы культуры в качестве родственных. Развернутый перечень услуг и работ, которые могут оказывать учреждения культуры, приведен в книге " Практические совету менеджеру культуры ". А полный перечень услуг, оказываемых учреждениями культуры, вряд ли целесообразно здесь приводить, в силу того, что в зависимости от конкретных условий могут появляться самые различные предложения как со стороны работников культуры, так и со стороны населения.
|