Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика потребительной стоимости культурного продукта






Из экономической теории известно, что всякая человеческая деятельность реализуется в экономической форме, если труд че­ловека является общественно необходимым и возможен эквива-

28


дентный обмен его продуктами. Это условие существует только тогда, когда в процессе обмена участвуют не менее двух субъек­тов. Применительно к сфере культуры это означает, что экономи­ческий характер деятельности поставит одного субъекта в пози­цию творца некоторых духовных ценностей, а другого—в пози­цию зрителя, слушателя, то есть такого человека, который должен воспринимать эти духовные ценности и превращать их в собствен­ное духовное состояние. По своей форме—это позиция " потреби­теля". Но по сути существуют отличия сферы производства и сфе­ры духовной культуры. В сфере культуры взаимоотношения " про­изводитель — потребитель" именит принципиально иной харак­тер с несколькими вариантами.

Субъект, которого мы назвали " потребителем духовных цен­ностей", может выслушать или просмотреть предложенную ему культурную программу, и она:

1) полностью оставит его равнодушным;

2) переведет его духовное состояние на иной уровень, кото­
рый может оказаться:

а) выше прежнего индивидуального уровня;

б) ниже прежнего индивидуального уровня.
Чрезвычайно важно, что степень удовлетворенности зависит

не только от творца, но и от уровня культуры " потребителя". Можно привести примеры, когда эстетические ценности, признанные многими людьми, для отдельных индивидов оказываются полно­стью чуждыми. И в этой невосприимчивости содержится основа для противоречий между законами общественного развития и за­конами экономики. I

Законы общественного разви­тия требуют, чтобы уровень культуры каждого индивидуума возвышался. Только его возвы­шение является - общественно необходимым, приводя к про­грессу, всего человечества. По­этому варианты «1» или «26» из перечисленных выше не явля­ются общественно необходи­ мыми.

А в то же время законы эко­
номики диктуют,
что продукт,
созданный одним субъектом и
нашедший своего потребителя в
лице другого субъекта, является
общественно.необходимым и
представляет собой потреби­
тельную стоимость. Если следо­
вать этому, то все три исхода
(«1», «2-е»; «26») являются 66-
щественйо необходимыми.______

29


Примирить действие этих двух законов в сфере культуры очень
сложно. Произведенные духовные ценности, приведшие к сниже­
нию уровня культуры их " потребителей", прямо противоположны
общественно необходимой потребности, но по своей экономичес­
кой природе они нашли своего адресата и аналогичны " потреби­
тельной стоимости". Таким образом, в экономике культуры потре­
бительная стоимость имеет специфику и проявляется по-разному.
Она может быть общественно-необходимой, общественно пассив­
ной и общественно вредной.
Принципиально важно то, что в каж­
дом произведении, созданном в сфере культуры, характер потре­
бительной стоимости проявляется в зависимости от состава ауди­
тории и участников культурной программы. Следовательно воз­
можное " примирение" может происходить именно через измене­
ние эстетической компоненты культурного потенциала, иначе го­
воря через реализацию особой культурной политики и системы
эстетического воспитания субъектов популяяции - членов обще­
ства. Большую роль при этом играет форма взаимодействия: либо
непосредственное взаимодействие, либо через посредство звуко­
записи, видео, кино и других средств материального тиражирова­
ния. Последнее обстоятельство чрезвычайно важно для культуры
и культурной деятельности. Всего 100 лет назад основным, а в
большинстве случаев—единственным инструментом деятелей
культуры были их опыт и физические данные, а обязательным ус­
ловием реализации плодов своего труда — непосредственное об­
щение. '

К 2001 году изменился уровень развития производительных сил общества. Появилась современная техника свето-звукозапи-си. Она позволила отделить духовные потребительные ценности от их производителя и потребителя, соединив с материальным носителем (в форме электронного диска, магнитной ленты, кино-Ленты и т. п.). Между творцом-деятелем культуры и потребителем создаваемого им " продукта" деятельности внедрена натурально-вещественная форма, которая решающим образом может изменить создаваемую потребительную ценность. Например, применяя за­писывающую и воспроизводящую технику с различной разреша­ющей способностью и качеством, можно нивелировать или даже " опрокинуть" представление о красоте и силе звучания голосов


различных певцов и создать соответствующее общественное мне­ние. В качестве примера можно назвать использование фонограмм в концертах " популярных" исполнителей, которые стали " попу­лярными" именно через реализацию специальных маркетинговых технологий - так называемого " раскручивания".

Но это только первый специфический аспект культурного про­дукта. Есть и другие. К числу особенностей потребительной сто­имости принадлежит и форма ее реализации. Потребительная сто­имость может быть реализована как в материальной, так и в нема­териальной форме. Для культурной деятельности важно то, что материальная продукция, создаваемая в сфере культуры, является и носителем духовной продукции. Качественные характеристики материальной продукции могут повышать или снижать ее духов­ную ценность, а духовная насыщенность повышает или снижает ценность материальной продукции. Нельзя отделить содержание кинофильма от кинопленки, на которой запечатлен сюжет, хотя можно перенести сюжет на другую материальную основу. Брлее того, низкокачественная видеопленка или кинолента, на которую снят даже чрезвычайно сильный по возможному эстетическому воздействию фильм, при воспроизведении резко снижает степень эстетического воздействия на зрителей, уменьшая численность зрительской аудитории. Иначе говоря, физическая основа кино­фильма оказывается решающим как эстетическим, так и экономи­ческим фактором.

Третий аспект специфики культурного продукта можно оха­рактеризовать, следующим образом. Для культурной деятельнос­ти крайне важную роль играет форма потребления ее результа­тов, которая может быть различной.

Активная форма построена на том, что зритель, слушатель выступает в качестве " сотворца", соучастника, равноправного парт­нера в диалоге " творец—потребитель". Это наиболее сложная форма доведения духовных ценностей до зрителя или слушателя, поскольку она требует активной работы его духовного и интел­лектуального потенциала. При этом активность должна совпадать с тем направлением, которое предусмотрено сценарием творца.

Активная культурная деятельность воплощается главным об­разом в продукте театрально-зрелищных предприятий, концерт-


31


ных организаций; библиотек, музеев, в некоторых формах работы клубных учреждений и парков культуры и отдыха. Их результата­ми являются спектакли, концерты и представления, лекции и бе­седы, другие массовые мероприятия и действа, проводимые на высоком профессиональном и эстетическом уровне. Отличитель­ным признаком и условием этой формы является их нацеленность на изменение духовных и нравственных качеств зрителей, слуша­телей, читателей и всех участников, на возвышение профессио­нальных и моральных качеств людей, на другие позитивные об­щественные проявления.

Существенно проще— пассивная форма доведения результатов.ч Она определяется тем, что зрители и слушатели выступают только в качестве " потребителя", " обслуживаемого" духовными ценностями. " Творец" в данном случае подстраивается под ожидание потребите­лей. Пассивная форма доведения духовных ценностей выступает в качестве " услуги учреждений культуры", когда сами зрители или слу­шатели получают " культурное обслуживание".

" Пассивное" потребление является таким только по форме и названию, но оно крайне наступательно по своей сущности. Оно как бы закрепляет сложившиеся духовно-нравственные стереоти­пы у потребителей. Порождением этой формы могут стать обще­ственно вредные программы, заполняющие свободное время. Это возможно в том случае, когда потребители имели изначально низ­кую эстетическую или духовно-нравственную потребность. К их числу относятся программы, содержащие низкопробные спектак­ли и концерты, насаждающие дурной вкус, агрессивность, пропа­гандирующие насилие и другие действия, несовместимые с обще­человеческими идеалами духовности.

Разделение форм деятельности на активную или пассивную является социальным феноменом культуры. Один и тот же вид деятельности в зависимости от конкретного идейно-художествен­ного решения или содержания может выступать в активной и пас­сивной форме. Например, проведение досуга на аттракционах, развивающих силу, выносливость, ловкость, можно считать актив­ной формой проведения досуга, а " убийство времени" на игровых автоматах типа " морской бой" в силу своей социальной бесполез­ности может рассматриваться как пассивная форма организации

32


досуга. Этот и другие аналогичные виды проведения досуга на­правлены только на заполнение свободного времени, но уменьша­ют риск нежелательных проявлений (правонарушений, морального растления и т. п.).

Услуги как форма культурной деятельности занимают важное место в сфере культуры. Они сводятся к заполнению свободного бремени танцами, пассивным прослушиванием музыки, не требу­ющей глубокого осмысления или используемой в качестве фона на торжествах (свадьбах, обрядах и т. п.), а также с помощью атт­ракционов. К услугам относятся и непрофильные формы деятель­ности, которые не свойственны сфере культуры, но в рамках не­материальной сферы включены в число видов деятельности хо­зяйствующего субъекта сферы культуры в качестве родственных.

Развернутый перечень услуг и работ, которые могут оказывать учреждения культуры, приведен в книге " Практические совету менеджеру культуры ". А полный перечень услуг, оказываемых учреждениями культуры, вряд ли целесообразно здесь приводить, в силу того, что в зависимости от конкретных условий могут по­являться самые различные предложения как со стороны работни­ков культуры, так и со стороны населения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал