Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономика культуры и ее предмет
Каждая наука имеет свой особый предмет. Для экономики культуры таким предметом являются экономические взаимоотношения людей и законы функционирования общественного хозяйства 12 в сфере культуры. Сразу же оговариваюсь: культура и законы ее Человеческую культуру как феномен живой природы, можно понять лишь в связи с материальной жизнью общества и, в первую очередь, с ролью общественного труда в преобразовании природы, материальной среды и самого человека. Характерными, внутренне присущими ей свойствами являются непрерывное саморазвитие и обновление, а также множественность форм проявления и реализации, например: культура европейских народов отличается от культуры африканцев, латиноамериканских народов--ч> т населения юго-восточной Азии, культура русских XIV века—от их современной. Можно привести и примеры менее глобальных отличий у народов-соседей: культура латышей отличается в деталях от культуры литовцев, киргизов—от узбеков. Эти различия могут проявляться в языке, стиле одежды, обрядах* составе пищи. Сочетание всех этих факторов определяет структуру общества Все эти изменения происходят одновременно, между ними уществуют сложные причинно-следственные связи,, и охватить к в рамках какой-либо единой " макронауки" вряд ли возможно. 13 Поэтому экономика культуры занимается только экономическими взаимоотношениями, которые возникают в процессе реализации факторов духовного воспитания и самовоспитания, т. е. того, что собственно называется культурной деятельностью. Здесь могут быть выделены два принципиальных, с теоретической точки зрения, типа культурной деятельности. В одном случае человек поет, танцует, рисует или лепит, не рассчитывая на какое-либо вознаграждение, но для собственного удовольствия, чтобы выплеснуть накопившиеся эмоции. В другом — занятие творчеством является для индивида или группы людей основным, и они рассчитывают получить за него средства к существованию. Но если пойти дальше, и рассмотреть деятельность этих людей с точки зрения ее общественной полезности, то может оказаться, что по целому ряду причин обществу сегодня окажется совершенно безразлично то, что предлагает группа. Такой отказ означает, что труд этих людей не получил в данный момент общественного признания. И, возможно, только через десятилетия их творчество приобретет экономический характер, поскольку, как уже не раз бывало в истории культуры, изменится отношение общества к окружающему миру и, соответственно, духовное состояние людей, что приведет к " открытию" забытых творцов, из которых уже не все могут оказаться в живых. Таким образом, деятельность людей в сфере культуры является более широким понятием по сравнению с экономической и, учитывая возможность отложенного общественного признания, она имеет не экономический, а социально-экономический характер. Эта деятельность может стать элементом процесса общественного разделения труда д непосредственного обмена его продуктами (экономический аспект). Но может самостоятельно-существо-в, ать как самоцель людей, имеющих определенные духовные и эстетические установки (социальный аспект). Социально-экономический характер деятельности в сфере культуры не позволяет использовать отдельные простейшие экономические категории, распространенные в других экономических дисциплинах, для характеристики явлений, событий, процессов, происходящих в сфере культуры, несмотря на их внешнее сход- ство, и, соответственно, требует формирования более адекватных категорий, учитывающих отраслевую специфику и особого хозяйственного механизма. Многие десятилетия советского периода истории в сфере культуры доминировал хозяйственный механизм, основанный на системе бюджетного финансирования и административного управления. В соответствии с распространенной в тот период классификацией культура и искусство относились в состав так называемой непроизводственной сферы.. Со времен Рикардо, Смита, Маркса принято считать, что капитал создается в сфере материального производства, а финансово-денежные отношения существуют как форма перераспределения вновь созданной стоимости между обществом, государством и отдельными субъектами. Эти постулаты считаются классическими, и все внимание теоретиков и практиков сосредоточено именно на них. В итоге в нашей стране сформировалось довольно однозначное отношение к социально-культурной сфере. С " легкой руки" К. Маркса социальная сфера как " сфера непроизводственная" считается отраслью второстепенной. Между тем как-то никто особенно не придает значения тому, что со времен К.Маркса минуло 150 лет. Сменилось два полных поколения землян. Культура совершила гигантский скачок, обеспечив фантастический рост производительной силы человека, и перевела человеческое общество в так называемое " постиндустриальное" состояние.-Для того, чтобы удовлетворить материальные потребности человека, уже не требуется многих часов изнурительного физического труда. По некоторым данным в развитых, странах (США, Япония и др.) обеспечить все население продуктами жизнеобеспечения могут 3-5 процентов трудоспособного населения. Уровень, их производительной силы таков, что за 6 - 8 часов будет создано достаточное количество материальных продуктов, необходимых для простого и расширенного воспроизводства общества. Но, чтобы эти 3-5 процентов занятых в материг альном производстве могли выполнить свою задачу, они должны быть обеспечены информационно-коммуникационной инфраструктурой, в которой должно быть задействовано около 60 процентов трудоспособного населения. Это - первое.
14 15 Второе. В современном обществе (и не только в России, но и в других странах) произошло расслоение по уровню материального благополучия на три разновеликих группы: бедные и нищие; средней материальной обеспеченности; богатые. К числу богатых относятся: 1. Политическая элита (вожди племен и государств); 2. Профессиональные финансисты и высшие руководители 3. Представители социально-культурной сферы - духовенство, Происхождение богатства первых понятно. Они воспользовались властью, чтобы силой или по праву происхождения овладеть им. Вторые получили свои капиталы путем особых финансовых операций - спекуляций и устойчивого поддержания инфляции. , Происхождение богатства третьих также очевидно: абсолютное большинство представителей социально-культурной элиты получили капитал, что называется, " из рук в руки" от миллионов своих современников в виде оплаты труда и услуг в социально-культурной сфере. Последнее позволяет сделать, по меньшей мере, два вывода: Современный уровень культуры вывел на первый план не про-, сто физическую сущность человека как производительной силы, но его интеллектуально-творческую сущность. Иначе говоря, в современном обществе новая стоимость создается не просто трудом человека, но, главным образом, - интеллектуальным трудом. Это означает, что труд в социально-культурной сфере, которая считалась некогда " непроизводственной", является в высокой степени производительным трудом. Труд в социально-культурной сфере является равноправной разновидностью других форм труда в системе общественного разделения. Его результатом является необходимый и прибавочный продукты, которые естественным образом вовлечены в систему перераспределительных отношений. Соответственно, социально-культурная сфера должна и может стать равноправным элементом финансовой системы, созданной обществом для удовлетворе- ния общественных потребностей. Следовательно, любой субъект Поэтому нет оснований к тому, чтобы осуждать главного вра-. ча санатория, директора музея или школы за то, что они одновременно с процессом лечения больных, обучения школьников или изучения археологических находок спекулируют на рынке ценных бумаг, используя денежные средства своей организации. Вопросы могут состоять в другом: способен руководитель мыслить экономическими категориями или не способен; умеет или не умеет применять специальные финансовые инструменты для решения стоящих перед ним и его организацией задач. Этот же вопрос стоит перед директором металлургического завода, президентом финансовой компании, директором музыкальной школы или музея. Но между ними есть определенные различия. Директор про Ко всему, что сказано выше, можно относиться как к теории или " философии", если бы не грубая " проза жизни", умолчать о которой нельзя. А суть этой прозы такова: А) Учреждения культуры России функционируют в условиях очень скудного потока средств из городских, районных или региональных бюджетов. Поток средств настолько мал, что их не хватает для выплаты даже заработной платы работникам основного штата учреждения. Кстати, размер заработной платы ничтожен и не обеспечивает достойного уровня жизни, составляя около 30 процентов от прожиточного минимума. Б) Население современной России, проживающее в зоне прямого действия большинства учреждений культуры, в основном относится к слою бедных и нищих и поэтому финансовые возможности учреждения сравнительно невелики. 16 Перечисленное ставит перед учреждениями культуры сложные задачи, но они могут быть решены при условии, что их менеджеры овладеют всей совокупностью знаний прикладной экономики.
|