![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика эстетических аспектов культурного потенциала
> ' ' • I Эстетика традиционно находится в центре внимания культурологии, а в XVIII веке вошла в систему философских понятий как категория чувственности. Философское осмысление эстетики привело к тому, что возникло несколько школ и направлений, каждое из которых по разному понимает возможности и роль эстетики в культуре. В рамках национальной (советской) теоретической школы были изучены различные версий трактовки эстетики, основанные на разных теоретических подходах: " природная теория красоты", " трудовая концепция", " общественная теория эстетики". Каждый из этих подходов позволял сформировать особую версию возможного участия эстетики в развитии культуры. Но общим является признание того, что эстетическое воспитание - один из важнейших элементов в системе общественной практики, направленной на удовлетворение чувственных удовольствий и духовного наслаждения и обеспечивающая их оценку. Следовательно эстетику можно воспринимать не только в качестве философской, но и социально-экономической категории. В этом понимании эстетика проявляется через отношение человека к продукту культурной деятельности. Учитйвая множественность субъектов, участвующих в культурной деятельности, и большой разброс их индивидуальной чувственности, можно говорить о почти неограниченном по широте эстетическом спектре культурного потенциала. То, что кажется одному индивиду отвратительньш и безобразным, для другого-образец прекрасного. И наоборот. Несмотря на то, что эстетика является предметом внимания* культурологов-теоретиков и философов уже достаточно давно, она не стала предметом внимания теоретиков-экономистов. И в итоге в экономике нет критериев для оценки эстетического аспекта культурного потенциала. Одним из весьма условных критериев может стать экономическая востребованность продукта культурной деятельности обществом или его отдельными представителями. Востребованность позволяет классифицировать культурный продукт и определить его место в своеобразной системе координат: " эли- 26 тарная эстетика - эстетика массовая". Такая " система координат" позволяет экономистам применять для изучения эстетической компоненты культурного потенциала, количественные оценки Одна из таких оценок проиллюстрирована в таблице 8. В ней приведены данные, которые отражают сложившиеся чувственные потребности народа при современном состоянии его культурного потенциала. Материалы одного из социологических опросов, проведенных в ряде городов и сел России, показывают: различные формы культурной деятельности имеют весьма разную чувственную потребность. Таблица 8*
|