Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая характеристика экономической системы современной России
Начиная с 1991 года, в экономической системе России стали появляться признаки, которые в совокупности позволяют назвать последнее десятилетие периодом " переходной экономики"..Простой сам по себе термин тем не менее требует осмысления. В частности, мы должны уяснить для себя несколько вопросов: " от чего к чему осуществляется переход" и " как долго может длиться переходный переход".
Свои версии ответа на вопрос о длительности переходного периода высказывают многие экономисты-теоретики, которые говорят о 30-40 годах. По поводу первого вопроса более или менее очевидна первая часть - " от чего уходим? " Россия уходит от периода социалистического и коммунистического строительства. Для этого периода было характерно:
• государственная (всенародная) собственность на средства про изводства и отсутствие права для отдельных граждан владеть частной собственностью;
• государственная собственность на продукты труда в сочетании с планово-распределительным механизмом их потребления, ко торая оставляла за гражданами право покупать только предме ты прямого потребления и исключала права покупать или про давать средства производства;
• командная система управления обществом, построенная по прин ципу административной пирамиды, при которой вся полнота власти над всеми сторонами общественной жизни возлагается на Правительство; '
• всеобъемлющая.идеологизация бытия и общественной жизни на основе догм единственной правящей коммунистической партии;
9
• " Двухцветная" денежная система, при которой в финансовой системе циркулировали наличные деньги, выплачиваемые тру дящимся, и безналичные расчеты, используемые для расчетов между предприятиями;
• уравнительная система оплаты труда, нивелирующая качество жизни до некоторого среднего уровня, задаваемого системой об щегосударственного управления.
На первоначальном этапе переходного периода (1991-2000 гг.) началась реформа политической и экономической систем. В итоге:
• " базисом" политической системы стала многопартийность;
• государственно-монопольный единый народнохозяйственный комплекс дезинтегрирован и преобразован в многоукладную си стему с разными формами собственности;
• органы управления страной перераспределили функции, выделив 3 " ветви" власти: законодательную, исполнительную и судебную;
• правительство страны сложило с себя функции хозяйствующе го субъекта " покровительство" социальной сферы и оставило за собой функции регулятора экономических отношений, осно ванных на рыночных принципах и системе законов.
Процесс трансформации России развивается неравномерно, сопровождается политическими потрясениями и не имеет однозначной оценки в обществе.
. '. •' Таблица 1
Показатели •
|
|
| Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.
| 68484, 4
| 64638, 5
| Общая численность безработных
| 5478, 0
| 8180, 0
| Численность населения с денежными доходамилиже величины прожиточного минимума (в % от численности населения) '
| 22, 4
| 20, 8
| Число действующих предприятий с участием иностранного капитала (*- в 1975 г)
| 14550 *'
|
| Число пред- Государственная и муниципальная соб-приятий, ственность /
| Н.Д.
| 4, 4
| (в процентах) Негосударственная собственность
| Н.д.
| 95, 6
| Распределение инвестиций в основной капитал по формам собственности (в процентах)
| Государственная
| 32, 4
| 27, 7
|
Муниципальная
| 8, 1
| 6Д
|
Частная'
| 18, 3.
| 13, 9
|
Смешанная российская
| 39, 4
| 47, 3
| Удельный вес убыточных предприятий и организаций (в процентах от общего количества)
| 32, 5
| 50, 1
| Данные таблицы 1 для 1994 и 1997 годов, указывают на то, что в экономической системе сохраняются или развиваются динамические процессы, когда состояние отдельных подсистем меняется по годам. Промежуточные состояния, которые будут складываться в каждый момент переходного периода, каждый специалист или просто член общества будет оценивать по собственным наблюдениям или ощущениям. Но приводимые численные значения ничего не скажут нам о том, достигнута " конечная цель" переходного периода или не достигнута; закончился период " переходной экономики" или не закончился. Эти самые " конечные цели" определяются как результат общетеоретических споров и рассуждений и состояния общественного сбзнания.
По мнению одних экономистов-теоретиков и политиков конечная цель переходного периода будет достигнута, когда в России сложится так называемая либеральная экономика, похожая на экономическую систему США. По мнению других моментом окончания переходного периода в России должно стать построение смешанной либерально-регулируемой экономики. Принципиальные различия состоят в том, что по-разному понимается распределение прав и обязанностей государства в экономической жизни общества, что хорошо видно из таблицы 2.
Таблица 2
Либеральная экономика
| Базовые. • элементы экономики*'
| Смешанная либерально-регулируемая экономика
| Частная собственность.
| Земля и природные ресурсы
| Государственная собственность должна преобладать или является исключительной
| Частная собсгвш-ность
| Средства производства
| Государственная собственность преобладает
| Судьба человека находится в руках самого человека. Девиз: «Интересы личности выше интересов и прав Государства»
| Человек - гражданин государства
| Судьба человека находится в руках государства, которое должно заботиться о социально незаии-щенных и централизованно перераспределять доходы от богатых к бедным. Девиз: «Интересы Государства выше интересов и прав отдельной личности»
|
10
11
Либеральная экономика
| Базовые элементы экономики**
| Смешанная либерально-регулируемая экономика
| Устанавливается законами* которые вытекают из вышеперечисленног
| Экономическая инициатива и предпринимателе тво
| Задается поведением чиновников, входящих в систему органов власти и управления государства
| Перераспределяется между субъектами на основе принципов купли-продажи и. законов спроса и предложения
| Капитал
_•" *.<
| Перераспределяется между субъектами на основе принципов купли-продажи и законов спроса и предложения с учетом решений государственных структур, принимаемых чиновниками органов Власти и Управления, исходя из их понимания интересов Государства и своей личной роли в жизни общества
| Доли распределения. через ' бюджет, устанавливается на основе формальных экономических законов
| Характер перераспределены я вновь созданной стоимости
| Государство стремится увеличить долю средств, распределяемых через государственный" бюджет, исходя из девиза, приведенного выше в строке 3.
| Конкретное состояние экономической системы на этапе " пе- реходно^ экономики", зависит от степени либерализации обще ства. Либерализация тем выше, чем меньше роль государства и скромнее поведение чиновников государственной " машины". Ил- соответственно, 'наоборот. В 2001 году и, видимо, ближайшие 10 лет для экономической системы России будет характерным сочетание элементов, оставшихся от " советского" периода, когда ни о каком " либерализме" даже думать нельзя было, и элементов либерализации, которые будут возникать под давлением множе ства экономических и внеэкономических факторов. Это очень важ ное обстоятельство, которое должны учитывать специалисты сфе ры культуры..
|