Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информационно-творческие ресурсы⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 29
Этот вид, также как и другие, не является уникальным для культурного строительства, но из-за специфики отрасли он приобретает черты главного ресурса, имеющего отраслевые особенности. С одной стороны, для оценки информационно-творческих ресурсов культуры нельзя воспользоваться опытом, который накоплен в науке и промышленности. А с другой стороны, недопустимо отождествлять информационно-творческие ресурсы с их носителем—кадрами отрасли—и игнорировать тем самым этот вид ресурсов как самостоятельный. Специфика информации в культурном строительстве обусловлена несколькими причинами. В сфере науки сообщение несет информацию только в том случае, когда оно меняет энтропию системы знаний, уменьшая неопределенность суждения о ней. В сфере культуры это понятие может быть расширено. Здесь информацией является любое сообщение, не столько изменяющее неопределенность суждения о системе, сколько воздействующее на эмоциональное состояние человека. Действенность творческой 99 информации определяется потенциалом ее создателей—талантом. И хотя информация, создаваемая на сцене в виде образов, песен, танца или на полотне художника в виде живописного сюжета может не добавить слушателям или зрителям новых знаний об обществе, о законах, протекающих в нем, тем не менее в зависимости от уровня творчества она оказывает более или менее сильное воздействие на эмоциональное состояние человека, меняя его индивидуальный культурный потенциал - уровень культуры. Почему информационно-творческие ресурсы должны быть от Между тем, существуют объективные предпосылки к тому, чтобы они утратили часть своей " таинственности". В сфере материального производства роль информационных ресурсов трудно идентифицировать и выделить: информация овеществлена в производственных системах, машинах, технологиях, наконец, в опыте и квалификации работников. Культурное строительство призвано обеспечить создание^ накопление, передачу и хранение творческой информации в письменной звуковой или иной форме. Например, библиотеки по своему изначальному замыслу являются хранилищами информации, овеществленной в книгах, газетах, на магнитофонных кассетах, грампластинках и других материальных носителях. В отраслях культуры разработаны специальные методы, приемы создания, тиражирования, сохранения, восстановления информации, задействовано большое количество специалистов-профессионалов, доводящих информацию до слушателей и зрителей. Они делают информацию действенной, активно влияющей на сознание и волю людей. К числу этих приемов относится создание сце- '. 100 нарйев спектаклей, концертов, подготовка массовых праздников, их запись. Помимо личной талантливости деятелей культуры информационно-творческие ресурсы включают и содержательность сюжета или сценического действия; занимательность фабулы или новизну постановки; просветительную насыщенность музейной экспозиции и другие составляющие. Крупным недостатком информационных ресурсов является то, что они до сих пор практически не изучены экономикой культуры и не выработаны методы их количественной оценки. Пока извест-. ны лишь отдельные попытки оценить меру таланта творческих работников или художественных произведений через их общественное признание, посредством тарификации или по результатам опроса общественного мнения. Но они дают лишь приблизительную, весьма условную оценку одной из разновидностей информационных ресурсов. Совершенно не изучено влияние фактора времени на информационно-творческие ресурсы, циркулирующие в сфере культуры, и нет даже подходов к оценке изменений, которые происходят с информационным потенциалом художественного произведения под влиянием его " износа" в результате 6Ълее или менее интенсивной эксплуатации. С течением времени усиливается или, наоборот, утрачивается духовная ценность произведений художественной, культуры, меняются вкусовые потребности населения. На уровне качественного подхода к оценке информационных ресурсов можно воспользоваться понятием " информационно-творческой мощности" учреждений культуры. Для библиотек информационно-творческая мощность определяется количеством книг, журналов и других единиц материальных носителей информации, их познавательной ценностью (составом авторов, новизной научной и публицистической информации и т.п.). Для театрально-зрелищных предприятий— количеством исполнителей, идейно-художественным содержанием репертуара, исполнительским мастерством и силой таланта и обаяния и пр. Для клубных учреждений информационно-творческая мощность определяется количеством работников, их профессиональной подготовленностью, работоспособностью и-пр. Для 101
|