Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пространство уплощенное и пространство глубинное.
Художник в любом своем произведении вступает в творческий конфликт между желаемым и возможным. Даже когда художник стремится изобразить иллюзию трехмерного пространства на плоскости, это желание упирается в обычные качества самой плоскости. Плоскость своей материальной сущностью начинает, как бы противится желанию художника. Но это касается преимущественно живописи. Во многих других видах изобразительного искусства иллюзорное преодоление плоскости не обязательно. В декоративном искусстве ощущение плоскости порой приобретает самодовлеющее значение. Первый рисунок часто создается для книг, журналов, газет. У иллюстраторов есть такое понятие – «рисунок лежит на плоскости» или «рисунок не лежит на плоскости». Необходимо, чтобы чувственно рисунок не разрушал физического ощущения плоскости. Трудно представить себе, чтобы рисунок на плоскости казался дырами. Сохранение ощущения плоскости в рисунке очень важно. Это не значит, что художник лишен изображать пространство. Но всегда изображение пространства должно подчинятся двухмерности листа. Передача пространства может быть достигнута весьма простыми средствами. На рис. 40 приводится схематический пример изображения пространства при помощи цвета. Здесь помещены вспомогательные рисунки, объясняющие пять вариантов передачи пространственности. Первый вариант состоит из двух геометрически плоских фигур: круга и треугольника. Они нарисованы в одну перовой линией, но кажется, что круг впереди треугольника, потому, что таково логическое заключение зрителя по смыслу расположения фигур (это называется позиционным пространством). Если круг нарисовать жирной линией, треугольник тонкой, то пространственное расположение этих фигур будет казаться несколько иным. Создается впечатление большой удаленности их друг от друга. Далее третий вариант. Пространственное отношение между кругом и треугольником подчеркнут наложением штриховки: на круг более фактурной и цветной, на круг менее фактурной и цветной. Четвертый вариант: пространственное расположение белого круга определяется расположением простой, ровной штриховки вокруг. В пятом варианте круг как бы приближается к зрителю благодаря добавочному контуру вокруг него. На рис. 41 передача глубины пространства достигается различным наклоном пера и степенью резкости контуров. Здесь показан примитивный пейзаж, изображающий поверхность земли. В первом варианте (А) использована обычная линейная перспектива пространства земли во взаимодействии с пространственным ослаблением начертаний линий. Второй вариант (Б) построен на горизонтальных линиях различного нажима. Третий вариант (В) построен на вертикальных штрихах, дающий цветофактурное решение пространства. Эти примеры убедительно передают удаляющуюся плоскость земли. Но пространственное построение может достигаться и с помощью фактурно-цветовых соотношений. Это видно на четвертом варианте (Г). Три части этого примитивного пейзажа дают представление об их различном пространственном положении. Это впечатление зависит от цвето-фактурного различия всех частей пейзажа. Но этими приемами не исчерпываются все богатейшие возможности первого рисования пространства. На рис.42 показан петух нарисованный линиями. Фон вокруг него сделан штрихами более резкими и жирными. Но, тем не менее, это не нарушает переднеплановости изображения петуха.
|