Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По оперативной хирургии иСтр 1 из 20Следующая ⇒
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ (ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ)
КИРОВ – 2008
УДК 617.089: 611.9 (378.14)
Печатается по решению редакционно-издательского совета и центральной методической комиссии Кировской государственной медицинской академии.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ (лечебный факультет). – /Сост.: А.А.Зайков, С.П.Ашихмин, О.М.Бухарин, А.Е.Садаков. - Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2008.- 69 с.
Методические разработки предназначаются для организации практических занятий и самостоятельной работы студентов по изучению оперативной хирургии и топографической анатомии. С этой целью в каждой из перечисленных тем занятий приведен перечень вопросов, подлежащих усвоению, в том числе и в качестве практических навыков. Для облегчения процесса усвоения материала названы основные учебные элементы по каждой теме, т.е. выделено главное в ней. Методические разработки рассчитаны на студентов лечебного факультета медицинской академии в качестве основы ориентировочной деятельности при изучении предмета, а так же на преподавателей соответствующих кафедр с целью унификации учебно-методического процесса.
Рецензенты: заведующая кафедрой патологической физиологии, доктор медицинских наук, доцент А.П.Спицин; Заведующий кафедрой хирургии и акушерства ВГСХА, заслуженный деятель науки РФ, д.в.н., профессор А.И.Варганов.
© Зайков А.А., Ашихмин С.П., Бухарин О.М., Садаков А.Е. © КГМА, Киров - 2008.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Успехи биологии и медицины, постоянное накопление новых интересных фактов, выдвижение новых теоретических обобщений, разработка и внедрение в практику современных методов хирургических вмешательств привели к резкому увеличению количества информации по оперативной хирургии и топографической анатомии. В связи с этим возрастает значение квалифицированной методической работы преподавателя, хорошей организации и четкого планирования практических занятий, рационального распределения времени студентов на самостоятельную работу, изучение препаратов и препарирование, на приобретение ими практических навыков и умений. Методические разработки практических занятий обобщают опыт преподавания коллектива кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Кировской государственной медицинской института и призваны способствовать улучшению подготовки студентов лечебного факультета по топографической анатомии и оперативной хирургии. В них с определенной последовательностью изложены вопросы, подлежащие изучению на каждом практическом занятии, дано обоснование изучаемой темы, изложен порядок проведения устного разбора материала. В каждой методической разработке приведен перечень используемых на занятиях учебных пособий, рекомендован список обязательной и дополнительной литературы по изучаемой теме. По мнению автора, методические разработки должны принести несомненную пользу студентам как при изучении материала на практических занятиях, так и при самостоятельной подготовки к ним, а так же в осмыслении основных положений пройденного материала перед экзаменами. Они будут полезны и для преподавателей, так как позволяют не только унифицировать методику преподавания на занятиях, но и значительно улучшить их организацию.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Изучение оперативной хирургии и топографической анатомии, сложный «двуединый» процесс, важный этап обучения студента. В силу своего большого прикладного значения топографическая анатомия и оперативная хирургия дают студенту знания и практические навыки, на которых основывается не только последующие занятия по хирургическим и другим дисциплинам (терапия, гинекология, урология, травматология и т.п.), но и вся его самостоятельная врачебная деятельность. Для глубокого усвоения изучаемого материала на практических занятиях студенту необходимо систематически предварительно готовиться самостоятельно, рационально используя имеющиеся на кафедре наглядные пособия, рекомендованную литературу. Подготовка к занятиям требует большого труда, четкого методического подхода, правильной организации своих творческих возможностей. Для облегчения самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям мы рекомендуем использовать следующие алгоритмы:
А) При изучении топографической анатомии той или иной области тела человека: 1. Границы области. 2. Внешние ориентиры (костные, мышечные, кожные и др.). 3. Послойное расположение тканей в данной области. 4. Характеристика особенностей строения каждого слоя, прикладное значение этих особенностей в норме и патологии. 5. Сосудисто-нервные образования в пределах каждого из изучаемых слоев, их взаимоотношения. 6. Проекция на кожу области внутренних органов и сосудисто-нервных образований. 7. Пути лимфооттока, расположение лимфатических узлов в пределах изучаемой области. 8. Значение особенностей строения области и входящих в нее образований в хирургической практике.
Б) При изучении хирургической анатомии органов: 1. Голотопия органа, проекция на кожные покровы. 2. Скелетотопия. 3. Отношение к фасциям и серозным покровам. 4. Изменчивость строения и расположения, взаимосвязь ее с процессами филогенеза и онтогенеза, формой телосложения, полом. 5. Синтопия органа. 6. Источники артериального кровоснабжения, иннервации, пути венозного и лимфатического оттока.
В) При изучении клетчаточных пространств: 1. Голотопия. 2. Границы клетчаточных пространств. 3. Замкнутое или сообщается с соседними областями. 4. Связи с другими клетчаточными пространствами. 5. Основные пути инфицирования. 6. Оперативные доступы, методы дренирования.
Г) При изучении техники оперативных вмешательств: 1. Название, цель операции. 2. Показания к операции. 3. Положение больного на операционном столе. 4. Способы обезболивания. 5. Инструментарий, необходимый для выполнения операции. 6. Оперативный доступ и его обоснование. 7. Оперативный прием, способы операции, этапы. 8. Ошибки и возможные осложнения. 9. Виды и техника швов, применяемых при операции. 10. Выход из операции, ушивание раны.
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (2 часа) – 6-й семестр.
- Хирургический инструментарий, классификация, применение. Медицинская техника. Разъединение и соединение тканей. - Топографическая анатомия верхней конечности. Надплечье, плечевой сустав. Плечо, локтевая область и локтевой сустав, предплечье. Лучезапястный сустав, кисть. - Топографическая анатомия нижней конечности. Ягодичная область, тазобедренный сустав, бедро. Коленный сустав, голень, голеностопный сустав, стопа. - Гнойная хирургия конечностей. Доступы к клетчаточным пространствам. Абсцессы, флегмоны, панариции. Операции на сосудах и нервах. Шов и пластика сосудов. Венепункция, венесекция. Обнажение сосудов и нервов. Обработка ран, шов сухожилий. Ампутации и экзартикуляции. Оперативные вмешательства на суставах и костях. - Топографическая анатомия мозгового отдела головы. Свод и основание черепа. Топография мозга и мозговых сосудов. Черепные нервы. Топографическая анатомия лицевого отдела головы. - Оперативная хирургия головы. Хирургическая обработка ран черепа. Трепанация. Разрезы в области лица. Пластические операции на лице. - Топографическая анатомия шеи. Границы областей, фасции и клетчаточные пространства. Сосудисто-нервные образования шеи, топография органов шеи. - Оперативная хирургия шеи. Доступы к сосудисто-нервным образованием и органам шеи. Доступы к клетчаточным пространствам. Трахеостомия.
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИ ЗАНЯТИЙ (4 часа) – 7-й семестр
- Топографическая анатомия грудной стенки и органов грудной полости. Молочная железа. Переднее и заднее средостение. Плевра и легкие. Перикард и сердце. Топография пищевода. - Оперативная хирургия грудной стенки и органов грудной полости. Операции на молочной железе. Оперативные доступы к органам грудной полости. Пункция плевры и перикарда. Операции на сердце и легких. - Итоговое занятие: Топографическая анатомия и оперативная хирургия грудной стенки и органов грудной полости. - Топографическая анатомия и оперативная хирургия брюшной стенки и диафрагмы. Слабые места. Хирургическая анатомия грыж. Грыжесечение. - Топографическая анатомия органов брюшной полости. Органы верхнего этажа брюшной полости. Органы нижнего этажа брюшной полости. - Оперативная хирургия органов брюшной полости. Ушивание ран печени, шов печени. Гастростомия, резекция желудка, гастроэнтероанастомоз. Кишечные швы, резекция кишки. Аппендэктомия. - Итоговое занятие: Топографическая анатомия и оперативная хирургия живота. - Топографическая анатомия поясничной области, позвоночника и забрюшинного пространства. - Топографическая анатомия таза и промежности. Фасции и клетчаточные пространства. Сосуды и нервы. Органы таза. - Оперативная хирургия поясничной области, позвоночника и забрюшинного пространства. Оперативная хирургия органов таза. Доступы, операции на мочевом пузыре, матки и её придатках, прямой кишке. - Итоговое занятие: Топографическая анатомия и оперативная хирургия поясничной области, позвоночника и забрюшинного пространства, таза и промежности.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 (6-й семестр)
Тема занятия: Хирургический инструментарий, классификация,
|