Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономическое развитие Российской Федерации в начале ХХI в.
Достижения современной России. Благодаря конкретным шагам по модернизации государственного управления, экономики, правовой системы Россия за первое десятилетие ХХI в. добилась заметных результатов. Увеличены доходы государственного и региональных бюджетов, накоплены значительные золотовалютные резервы, создан многотриллионный Стабилизационный фонд, почти полностью выплачен государственный долг, существенно сократилось количество бедных и т.д. Российская Федерация – одна из самых богатых стран в мире по природным ресурсам и полезным ископаемым. Она лидирует в мире по запасам нефти и газа, угля и железной руды, леса, а также по запасам пресной воды и т.д. Эти показатели в 5 раз превышают аналогичные показатели Норвегии и Канады, в 6 раз – США, в 20 раз – таких европейских стран, как Германия, Великобритания и Франция, в 38 раз – Японии и в 80 раз – Китая. Доля России составляет почти 40% разведанных природных ресурсов нашей планеты, а численность ее населения – около 3% населения Земли. Такое соотношение убедительно свидетельствует о том, что россияне могут стать самыми богатыми гражданами мира. Задача состоит в том, чтобы по-государственному, правильно и рационально распорядиться этими кладовыми для роста экономики страны, повышения благосостояния каждого гражданина России. Президент РФ В.В. Путин настойчиво добивался удвоения валового внутреннего продукта (ВВП) России за 10 лет, называя это одной из первоочередных общенациональных задач. Выполнив указание президента РФ по удвоению ВВП за 10 лет, Российская Федерация достигнет только дореформенных экономических показателей, которые фиксировала госстатистика в 1989 г. Другими словами, в результате непродуманных государственно-правовых и экономических реформ, неудач в период их осуществления наша страна вместо поступательного движения вперед оказалась отброшенной почти на четверть века назад. Но ведь в это время другие страны, опережая Россию в развитии, ушли далеко вперед. Номинальный ВВП Российской Федерации (основной экономический показатель) достиг максимального значения в 2008 г. – 41, 43 трлн рублей (или $1, 27 трлн). Это меньше, чем ВВП Италии, Канады, Испании и даже Бразилии. По номинальному ВВП наша страна занимала в 2008 г. 10-е место в мире, отставая от США более чем в 13 раз. По прогнозам Минэкономразвития, ВВП России к 2013 г. сможет увеличиться до 2 трлн долларов США. Но даже в этом случае российский номинальный ВВП по сравнению с Китаем окажется меньше почти в 3 раза, а по паритету покупательной способности – меньше в 10 раз. Таких успехов в экономике наши соседи достигли благодаря тому, что при осуществлении реформ им удалось органично соединить государственное регулирование с рыночными механизмами, заменить устаревшее оборудование и внедрить новые технологии в промышленное производство. На фоне китайского феномена успехи российской промышленности выглядят более чем скромно. А рост ВВП России достигается не столько стахановским трудом или мудрой политикой правительства, сколько ростом мировых цен на нефть и другие энергоносители. Как только в кризис цены на нефть упали до 40-60 долларов за баррель, так номинальный российский ВВП в 2009 г. снизился до 39, 1трлн рублей или на 8, 9%. Проблемы в обрабатывающей промышленности. По уровню развития обрабатывающей промышленности современная Россия значительно отстает от США, Китая, Японии и других развитых стран мира. Доля России в мировом производстве новых станков и кузнечно-прессового оборудования составляет всего 0, 33%, что меньше соответствующего показателя Германии в 52 раза, Японии – в 69 раз. Авиастроение, тракторостроение, станкостроение, приборостроение и другие не сырьевые отрасли за время реформ почти наполовину потеряли свой потенциал и по выпуску своей продукции находятся на уровне 80-х гг. прошлого века. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить показатели базовых отраслей российской экономики – энергетики, нефтяной и газовой промышленности, угледобычи, лесного хозяйства и деревообрабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов, машиностроения, сельского хозяйства – в 1991 и 2006 гг. Если в 1991 г. производилось 500 самолетов, то в 2006 г. всего 32. Производство тракторов сократилось сегодня примерно в 14 раз, металлорежущих станков – в 11, прядильных машин – в 50, а ткацких – в 127 раз. В целом показатели обрабатывающей промышленности России по выпущенной продукции составляли на начало 2007 г. лишь 45% от уровня 1991 г. Другими словами, за полтора десятилетия «развития» ведущие отрасли российской промышленности вдвое сократили свое производство. Российские показатели в обрабатывающих отраслях при В.В. Путине значительно хуже, чем в брежневский период «застоя и стагнации». Известный российский экономист Николай Шмелев так оценивал влияние «новых методов управления» на экономические показатели России: «За исключением энергосырьевого сектора и отчасти военно-промышленного комплекса, старый, создававшийся десятилетиями экономический потенциал страны разрушен или почти разрушен, в том числе традиционное тяжелое машиностроение, авиационная промышленность, железнодорожное строительство, судостроение, аграрный сектор и т.д.». Изношенность технологического оборудования большинства российских обрабатывающих предприятий прогрессирует настолько, что достигает, по разным оценкам, от 50 до 75%. По свидетельству бывшего заместителя министра промышленности и энергетики РФ Андрея Реуса, парк механообрабатывающего оборудования, обеспечивающий другие наши отрасли, с 1990 г. сократился на 1 млн единиц. Оставшееся технологическое оборудование сегодня насчитывает около 1, 5 млн единиц, однако его средний возраст превышает 20 лет. По утверждению А. Реуса, основные производственные фонды через 6 лет перейдут критическую отметку, соответствующую 100%-ному физическому износу оборудования. Из этого следует, что российская промышленность пользуется большинством станков, морально и физически устаревших, установленных на обрабатывающих предприятиях еще с советских времен. Эти и другие факторы не позволяют российской экономике выйти на европейский уровень и составить серьезную конкуренцию западным производителям. Вот какую оценку дали западные конкуренты российской экономике: «Достижения российской науки и промышленности ограничиваются узкой сферой военных и авиакосмических технологий, но наладить производство потребительских товаров, которые захотел бы купить кто-нибудь, кроме самих россиян, просто не имеющих другого выбора, они не в состоянии. Вы когда-нибудь слышали, чтобы иностранец по доброй воле сел за руль российской машины или пользовался сделанным в России компьютером? Эта страна неспособна производить тостеры и микроволновые печи, стиральные машины или газовые плиты, которые нашли бы сбыт в любой другой стране». Доля импорта во внутреннем российском потреблении, по данным Минпромэнерго, составляла при втором президенте России уже 87%. Причины отставания российской экономики от передовых стран были известны В.В. Путину. В послании 2006 г. он констатировал: «В условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны должно определяться главным образом ее научными и технологическими преимуществами. Но, к сожалению, большая часть технологического оборудования, используемого сейчас российской промышленностью, отстает от передового уровня даже не на годы, а на десятилетия». Правительство России, понимая сложность ситуации, приняло ряд мер по ее исправлению. Так, в 2007 г. состоялось заседание правительственной комиссии по развитию промышленности, которая прорабатывала вопросы по поддержке отечественного станкостроения. В частности, предлагалось создать холдинг с государственным участием, который объединил бы оставшиеся предприятия отрасли и научно-технический центр на условиях частно-государственного партнерства. В настоящее время этими проблемами занимается госкорпорация «Ростехнологии». Важную роль в ликвидации отставания российской экономики должна сыграть федеральная целевая программа «Национальная технологическая база», утвержденная правительством РФ на 2007–2011 гг. Для эффективной реализации запланированных мероприятий нужны финансовые и материальные ресурсы, которых выделяется, по утверждению независимых экспертов, явно недостаточно. Между тем хорошо известно, что развитие конкурентоспособной отрасли экономики напрямую зависит от инвестиций, со стороны как государства, так и новых собственников. По данным Минпромэнерго, отечественному машиностроению требовалось около 700 тыс. новых станков и оборудования, однако станкостроительная отрасль в 2005–2007 гг. выпускала всего по 4, 8–5 тыс., или в 140 раз меньше. При таких темпах модернизация отрасли растянется даже не на десятилетия, а на век. Отсталое сельское хозяйство. Из-за многих проблем, в том числе недостатка финансирования, Россия имела отсталое сельское хозяйство. Это утверждение справедливо как в отношении животноводства, так и растениеводства, а также производства мяса, молока, других важнейших продуктов питания. За период реформ с 1990 по 2006 г. поголовье крупного рогатого скота уменьшилось в 2, 7 раза. В абсолютных цифрах его численность сократилась с 57 до 21 млн. голов, в том числе коров – с 20 до 9, 5 млн голов. В результате резкого снижения поголовья скота производство говядины в 2006 г. составило всего 17, 4% к уровню 1990 г., свинины – 29%, баранины – 6%. И только птицеводство на 3% превысило показатели 1990 г. Стоит ли после этого удивляться, что цены на продукты питания в современной России неуклонно растут, опережая инфляцию, а летом – осенью 2010 г. скачок цен на гречку, подсолнечное масло, мясные, молочные продукты составил от 30 до 100%. В России 16% мировых посевных площадей, а собранный с них урожай едва достигает 3%. Таким образом, интенсивность российского растениеводства более чем в 5 раз ниже среднемирового уровня. Причины этого широко известны. Согласно госстатистике, в настоящее время в сельском хозяйстве России 35% убыточных хозяйств. В соответствии с действующим законодательством каждый год под банкротство попадают тысячи сельхозпредприятий. В общей сложности в России из 28 тыс. колхозов и совхозов осталось всего 3 тыс. В результате непродуманной аграрной политики брошенными оказались 13 тыс. сел и поселков, а в 47 тыс. сельских населенных пунктах проживает сегодня от 1 до 10 семей. Например, в Вяземском районе Смоленской области сельское население за последние 25 лет сократилось в 10 раз. И подобное положение в других сельских районах России. Всего за время реформ с карты страны исчезло 50 малых городов и более 1500 деревень. Все это требовало принципиальных изменений в государственной аграрной политике. Кардинальных перемен в российском сельском хозяйстве можно было достичь не только изменением государственного управления в области структурной перестройки агропромышленного комплекса России, но главным образом за счет постоянных крупных инвестиций. И работа в этом плане государством проводилась, в том числе в рамках нацпроекта «Развитие АПК». «Значительные ресурсы в рамках отдельно выделенного национального проекта направлены на развитие сельского хозяйства. Уже начато строительство жилья для молодых специалистов на селе, развивается система кредитования потребительской кооперации, личных подсобных хозяйств и крупных сельхозпроизводств. Мы содействуем закупке очень нужных нашему селу новых технологий и качественной сельхозтехники», – перечислял президент меры по подъему кризисного сельского хозяйства. С целью подъема сельского хозяйства, в дополнение к национальному приоритетному проекту «Развитие АПК» утверждена программа развития отрасли на 2008–2012 гг. Из федерального бюджета для решения накопившихся проблем на селе будет выделено 551, 3 млрд рублей. Из региональных бюджетов планируется инвестировать в сельское хозяйство дополнительно 544, 4 млрд рублей. «Аграрный сектор становится приоритетом социально-экономической политики государства», – заявил Алексей Гордеев (в то время министр сельского хозяйства) на заседании правительства РФ, на котором была одобрена государственная программа развития сельского хозяйства. Однако в 2008 г. в отрасль было направлено всего 76, 3 млрд рублей. Разумеется, этих денег не хватило ни на кардинальные шаги по техническому перевооружению отсталого сельского хозяйства, ни на улучшению социального положения крестьян, ни на избавление страны от импорта продовольствия. По данным экономистов, на импорт продовольствия Россия тратит до 800 млрд рублей в год, в 10 раз больше, чем инвестирует в развитие собственного сельского хозяйства. Не следует забывать, что Россия планирует вступить во Всемирную торговую организацию, принципы которой предусматривают максимальное открытие границ для импорта, снижение государственных преференций и дотаций производителям, что может привести к почти полной потере конкурентоспособности российских сельхозтоваропроизводителей. Плохие дороги. В России, к сожалению, самые плохие автомобильные дороги в Европе. По данным Министерства транспорта РФ, только 37% федеральных и 24% территориальных дорог соответствуют нормативным требованиям. Состояние российских дорог, построенных еще при социализме, в 60–70-х гг. прошлого века, не выдерживает никакой критики. Плохие дороги, как известно, отрицательно влияют не только на пропускную способность и грузооборот (автомобильный парк России в 2010 г. вплотную приблизился к 40 млн единиц), но и на техническое состояние автомобилей, их эксплуатационные сроки, а также на аварийность и безопасность. По данным члена Совета Федерации, бывшего руководителя российской ГАИ-ГИБДД В. Федорова, до 30% автомобильных аварий, в том числе с человеческими жертвами, происходит по причине плохого состояния российских дорог. Из-за высокой аварийности автодорогу «Москва – Дон» водители прозвали «дорогой смерти». И только в последние год - два стали выделяться немалые средства на реконструкцию и строительство дорог. У государства либо не было денег на дорожное строительство в нужных масштабах, либо оно было занято другими, более важными проблемами. Весной 2007 г. правительство РФ рассмотрело вопрос о дорожном строительстве, приведении автодорог в соответствие с нормативами, обеспечивающими безопасность движения и требуемую пропускную способность. Одновременно рассматривались предложения по частным инвестициям в дорожное строительство. В ноябре 2010 г. был подписан закон, регулирующий вопросы использования автодорог России на платной основе. Это означает, что некоторые отрезки шоссейных дорог, построенные не за счет государства, будут платными. Серьезной реконструкции ожидают дороги юга России в связи с предстоящей зимней олимпиадой в Сочи в 2014 г. Чтобы дороги и другая инфраструктура Сочинской олимпиады соответствовали современным мировым стандартам, по решению президента РФ на эти цели выделяется 2, 3 млрд долларов США. Трехлетним бюджетом страны на 2008–2010 гг. предусматривалось комплексное финансирование дорожного строительства. Планировалось построить 9, 3 тыс. км и отремонтировать 45, 5 тыс. км автодорог. Однако разразившийся финансовый кризис не позволил осуществить грандиозные планы. Таким образом, уровень развития российской экономики, многочисленные проблемы в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и других отраслях не позволил национальному лидеру кардинально улучшить социальную сферу страны, решить многие острые социальные проблемы.
|