Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Расчет стержня шатуна. ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Из динамического расчёта имеем: при φ = 3700 при φ = 00 Lш = 136, 8 мм По таблице 55 [4] принимаем (рис.7 р.п.з.): hш = 23 мм bш = 16 мм aш = 3, 2 мм tш = 3, 4 мм Характеристики прочности материала шатуна - сталь 45Г2. Площадь и моменты инерции расчётного сечения В-В: Максимальное напряжение от сжимаемой силы: в плоскости качания шатуна где σ е = σ в = 800 МПа; в плоскости, перпендикулярной плоскости качания шатуна: где Минимальное напряжение от растягивающей силы Средние напряжения и амплитуды цикла: где kσ =1, 2 + (σ в - 400) = 1, 2 + (800-400) = 1, 272 ε м = 0, 88 – определяется по табл. 48 [4] (максимальный размер сечения стержня шатуна 23 мм) ε п = 1, 3 – определяется по табл. 49 [4] с учётом поверхностного упрочнения стержня шатуна обдувкой дробью. так как > и > то запас прочности в сечении В-В определяются по пределу усталости: 6.7 Расчёт шатунного болта. Принимаем: - номинальный диаметр болта d = 11 мм; - шаг резьбы t = 1 мм; - количество болтов iσ = 2; Материал – сталь 40 Х. По таблице 43 и 44 [4] для легированной стали 40 Х определяем: пределы прочности σ в = 980 МПа; текучести σ Т = 800 МПа; усталость при растяжении-сжатии σ -1р = 300 МПа; коэффициент приведения цикла при растяжении-сжатии α σ = 0, 17 ; . Сила предварительной затяжки Суммарная сила, растягивающая болт: где χ = 0, 2 Максимальные и минимальные напряжения, возникающие в болте:
где среднее напряжение и амплитуды цикла где kσ =1 + (α kσ -1)= 1 + (4-1) = 3, 43 α kσ = 4 - определяется по табл. 47 [4]; g = 0, 81 – определяется по рис. 95 [4] при σ в = 980 МПа и α kσ = 4; ε м = 0, 99 – определяется по табл. 48 [4] при d =11 мм; ε п = 0, 82 – определяется по табл. 49 [4]. так как < то запас прочности болта определяется по пределу текучести: 6.8 Расчёт коленчатого вала двигателя. На основании данных динамического расчёта имеем: коленчатый вал полноопорный (рис.4 р.п.з.) с симметричными коленами, но с асимметричным расположением противовесов (рис.8 р.п.з.); сила инерции противовеса, расположенного на продолжении щеки, Рпр =13, 09 кН; реакция на левой опоре от противовеса ; центробежная сила инерции вращающихся масс KR = -15, 91 кН; радиус кривошипа R = 45, 5 мм. С учётом соотношений и анализа существующих двигателей принимаем следующие основные размеры колена вала (рис.8 р.п.з.): 1) коренная шейка – наружный диаметр dкш = 50 мм, длина Lкш = 28 мм; 2) шатунная шейка – наружный диаметр dшш = 48 мм, длина Lшш = 28 мм; 3) расчётное сечение А-А щеки: ширина b = 76 мм, толщина h = 18 мм. Материал вала – чугун ВЧ 40-10. Рис.8 Расчётные схемы коленчатого вала.
По таблице 46 [4] и соотношениям определяем: 1) условные пределы прочности σ в = 400 МПа и текучести σ Т = 300 МПа и τ Т = 160 МПа; 2) пределы усталости (выносливости): при изгибе σ -1 = 150 МПа; растяжении-сжатии σ -1р = 120 МПа; кручении σ -1р = 115 МПа; 3) коэффициенты приведения цикла: при изгибе α σ = 0, 4; кручении α τ = 0, 6. Определяем: при изгибе при кручении Удельное давление на поверхности шатунных шеек где Rш.ш.ср = 11100 Н и Rш.ш. max = 18451 Н - соответственно средняя и максимальная нагрузки на шатунную шейку. - рабочая ширина шатунного вкладыша; rгал – радиус галтели принят равным 3 мм; коренных шеек: где - средняя нагрузка на 3 ю коренную шейку, которая является наибольшей. - максимальная нагрузка на 2 ю коренную шейку, которая является наибольшей. - рабочая ширина коренного вкладыша. Расчёт коренной шейки. Набегающие моменты, скручивающие коренные шейки, рассчитаны графическим способом (рис. 105 [4]) Значения Мкр.ц1 взяты из таб. 4 р.п.з., а Мкр.цi - с учётом порядка работы двигателя 1 – 3 – 4 – 2 Момент сопротивления коренной шейки кручению Максимальное и минимальное касательные напряжения знакопеременного цикла для наиболее нагруженной 4 й коренной шейки, на которую воздействует крутящий момент, имеющий наибольший размах Δ Мк.ш. max: Среднее напряжение и амплитуды напряжений где k = [1 + (α kτ -1)] = [1 + (3 - 1)] = 1, 1 – коэффициент концентрации напряжений g = 0, 4 – коэффициент чувствительности материала к концентрации напряжений α kτ = 3 – теоретический коэффициент концентрации напряжений, определяется по таблице 47 [4] с учётом наличия в шейке масляного отверстия; ε мτ = 0, 72 – масштабный коэффициент, определяется по табл. 48 [4] при dк.ш. = 50 мм; ε пτ = 0, 82 – коэффициент поверхностной чувствительности, определяется по табл. 49 [4]. так как > то запас прочности коренной шейки определяется по пределу усталости: 7. Расчёт элементов системы смазки.
Масляная система обеспечивает смазку деталей двигателя с целью уменьшения трения, предотвращения коррозии, удаления продуктов износа и частичное охлаждение его отдельных узлов. На данном автомобиле применяется комбинированная система смазки. Одним из основных элементов системы смазки является масляный насос. Масляный насос служит для подачи масла к трущимся поверхностям движущихся частей двигателя. Расчёт масляного насоса. Основные размеры шестерён масляного насоса. Общее количество тепла, выделяемое топливом в течении 1с, определяется по данным теплового расчёта Q0 = 221, 92 кДж/с Количество тепла, отводимое маслом от двигателя: Qм = Q0 = 221, 92 = 4, 67 кДж/с
Теплоёмкость масла См = 2, 094 Плотность масла ρ м = 900 кг/м3 Температура нагрева масла в двигателе Δ Тм = 10 К Циркуляционный расход масла Циркуляционный расход масла с учётом стабилизации давления масла в системе Объёмный коэффициент подачи η н = 0, 7 Расчётная производительность насоса Модуль зацепления зуба m = 4, 5 мм = 0, 0045 м Высота зуба h = 2 m = мм = 9 мм = 0, 009 м Число зубьев шестерни z = 7 Диаметр начальной окружности шестерни D0 = = = 31, 5 мм = 0, 0315 м Диаметр внешней окружности шестерни D = (z + 2) = (7 + 2) = 40, 5 мм = 0, 0405 м Окружная скорость на внешнем диаметре шестерни uн = 6, 36 м/с Частота вращения шестерни (насоса) Длина зуба шестерни Рабочее давление масла в системе Р = Па Механический КПД масляного насоса η м.н. = 0, 87 Мощность, затрачиваемая на привод масляного насоса: 8. Расчёт системы элементов охлаждения.
Охлаждение двигателя применяется в целях принудительного отвода тепла от нагретых деталей для обеспечения оптимального теплового состояния двигателя и его нормальной работы. Бó льшая часть отводимого тепла воспринимается системой охлаждения, меньшая - системой смазки и непосредственно окружающей средой. Расчёт системы жидкостного охлаждения сводится к определению основных размеров водяного насоса. Расчёт жидкостного насоса двигателя. По данным теплового баланса количество тепла, отводимого от двигателя охлаждающей жидкостью: Qв = 60510 Дж/с средняя теплоёмкость охлаждающей жидкости Сж = 4187 средняя плотность охлаждающей жидкости ρ ж = 1000 кг/м2 напор, создаваемый насосом, принимается Рж = 120000 Па частота вращения насоса nв.н. = 4600 об/мин Циркуляционный расход охлаждающей жидкости в системе: где Δ Тж = 9, 6 К – температурный перепад охлаждающей жидкости при принудительной циркуляции. Расчётная производительность насоса: где η = 0, 82 – коэффициент подачи насоса. Радиус входного отверстия крыльчатки: где С1 = 1, 8 – скорость охлаждающей жидкости на входе в насос, м/с; r0 = 0, 01 – радиус ступицы крыльчатки, м. Окружная скорость потока охлаждающей жидкости на выходе из насоса: где угол α 2 = 100, а угол β 2 = 450; η h = 0, 65 – гидравлический КПД насоса. Радиус крыльчатки колеса на выходе Окружная скорость входа потока Угол между скоростями С1 и u1 принимается α 1 =900, при этом откуда Ширина лопатки на входе где z = 4 – число лопаток на крыльчатке насоса δ 1 = 0, 003 – толщина лопаток у входа, м Радиальная скорость потока на выходе из колеса Ширина лопатки на выходе δ 2 = 0, 003 – толщина лопаток на выходе, м Мощность потребляемая насосом: где η м = 0, 82 – механический КПД насоса. Список используемой литературы.
|