Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие компетентности в решении вопросов управления персоналом
Оценка персонала в управлении человеческими ресурсами предполагает оценку профессиональной компетентности. В течение длительного времени оценка персонала воспринималась как диагностика и описание качеств работника, необходимых для занятия того или иного рабочего места. При этом подразумевалось, что содержание задач на рабочем месте, а, следовательно, и требования к работнику, претендующему на него, почти неизменны. Современное общество живет в условиях постоянно меняющейся среды. Ее основные характеристики – возрастающее влияние международной конкуренции, быстрые изменения в области технологий и расширяющиеся возможности по их передаче, развитие методов дистанционного обучения и т.д. Идет период стремительных и радикальных перемен как в потребностях и ожиданиях клиентов, гак и в экономической ситуации. Эти изменения способствовали формированию новых требований к осуществлению оценки персонала. Особо можно выделить следующие: · оценка способности персонала использовать накопленный опыт для приобретения новых компетенций. Недостаточно, чтобы работник обладал качествами, необходимыми для занятия той или иной должности, нужно, чтобы он был способен к саморазвитию, мог стать частью «обучающейся организации»; · управление результативностью персонала и его индивидуальным профессиональным развитием. Требуется также оценивать компетентность персонала с целью управления профессиональным развитием, которое должно сопровождать всю профессиональную карьеру человека; · знание и использование в повседневной жизни результатов оценки персонала. Это дело не только организации, которая заинтересована в получении сведений для отбора, расстановки и профессионального развития персонала, но и самого работника. Данное требование заключается в необходимости совместного анализа результатов оценки. Работник по праву должен обладать такой информацией, более того, она ему жизненно необходима для профессионального развития, планирования карьеры. Концепция компетентности в области управления человеческими ресурсами объединяет процессы развития и стимулирования персонала с исполнительской деятельностью. Технологии управления персоналом, в основе которых лежит понятие компетентности, направлены на более полную реализацию своих способностей. В рассматриваемом контексте можно привести несколько определений понятия " компетентность": · способность человека управлять своим поведением таким образом, чтобы отвечать профессиональным требованиям, разработанным в условиях конкретной организационной среды, с целью получения желаемых результатов; · способность применять имеющиеся знания и умения в профессиональной жизни. Она проявляется в организации и планировании работы, поведении в непредвиденных ситуациях и нововведения и включает в себя также характеристики межличностной коммуникации работника с коллегами, руководителями и клиентами, повышающие его индивидуальную результативность; · способность и желание выполнить задачу; · поведенческие показатели, влияющие на исполнение работы; · любые индивидуальные характеристики, которые поддаются надежному измерению и показывают разницу между эффективным и неэффективным исполнением; · фундаментальные способности и умения, необходимые для успешной работы. Несмотря на разницу в определениях данного термина можно выделить то общее, что их связывает, а именно: понятие " компетентность" относится к таким характеристикам человека, которые влияют на успешность исполнения им своей профессиональной роли. Выделяют следующие типы компетентностей: поведенческая (индивидуальная); Поведенческая (индивидуальная) компетентность – это компетентность, характеризующая индивидуальность человека при выполнении им своих профессиональных обязанностей. Она включает в себя навыки межличностного общения, стиль руководства, аналитические способности, ориентация на достижения. Это так называемые " мягкие требования" к работнику, или " мягкие компетенции". Объединяет поведенческую и техническую компетентность то, что в них содержатся реальные требования к работнику по исполнению им своих обязанностей и требования к качеству получаемого результата, то есть они описывают результаты профессионального поведения, а не только уровень требуемых знаний, умений и навыков. Общая компетентность – это компетентность, которая характеризует всех людей, занимающихся одной профессией, например, менеджментом. При этом неважно, в какой именно организации работает данный представитель профессии, и какую должность он занимает. По мнению Ч.Вудрафа, разница между пороговой и исполнительской компетентностями трудноуловима. Очевидно, для того, чтобы начать выполнять задачу, необходим определенный уровень компетентности, если же этот уровень выше требуемого, это не помешает. Дифференциальная компетентность – это компетентность, позволяющая на поведенческом уровне различить более и менее эффективных исполнителей. Этот вид компетентности существует в виде описанных моделей ожидаемого поведения при выполнении той или иной профессиональной задачи и может использоваться при согласовании руководителем и исполнителем профессиональных обязанностей. При использовании конструкта «профессиональная компетентность» в практике управления серьезные проблемы возникают в ситуации оценки качества исполнения персоналом своей работы, потому что применяется лишь две «отметки»: «компетентный» и «некомпетентный». При этом даже не делаются попытки выявить степень компетентности; акцент ставится на том, что работники должны уметь делать, а не на том, как они должны себя вести при этом. Дж. Бургойн считает, что следует различать ситуацию интегративной оценки, когда оценивают компетентность работника в целом и говорят о его компетентности или некомпетентности, и ситуацию оценки компонентов единого образа компетентного специалиста. Различение этих ситуаций дает возможность дифференцировать общее представление о компетентности работника и выделить составляющие этого понятия - конкретные компетенции. Так, Хинтерхубер и Попп считают, что компетентность руководителей складывается из следующих компонентов (компетенций), представляющих собой систему требований к управленческому персоналу: Функциональная компетенция включает в себя знания о технологии, маркетинге. При этом приобретение новых функциональных (профессиональных) знаний и умений считается первой предпосылкой достижения необходимой в рыночной экономике квалификации. Ч. Вудраф считает правомерным использовать понятие «компетентность» в двух значениях: как квалифицированное умение выполнять свои профессиональные обязанности и как поведенческие паттерны, которые человек должен продемонстрировать для того, чтобы справиться с работой. Таким образом, выделяют два самостоятельных контекста использования понятия «компетентный»: 1) круг, профессиональных задач (функциональных обязанностей), которые данный работник решает эффективно. Это контекст, ориентированный на профессиональную задачу – стандарты качества, ожидаемые результаты, демонстрируемые результаты; В первом варианте задается соотношение между ожидаемым и получаемым в данный момент исполнением. На основе подобного анализа можно сделать, например, такой вывод: «Данные результаты позволяют прогнозировать, что в будущем мы будем иметь необходимый итог работы». Во втором варианте оценивается, соответствуют ли поведение человека, его личностные характеристики требуемым от данного специалиста. Компетенции рассматривают также как системы входов, выходов и процессов: Как вход Таким образом, если компетенция – это практическое умение в действии, то в качестве рабочего определения понятия компетентность можно использовать следующее: это адекватное поведение, позволяющее достичь требуемых результатов при решении профессиональных задач. Компетентность в данном случае рассматривается как процесс, на который влияют имеющиеся знания, умения и навыки, но который оценивается, прежде всего, на основе анализа демонстрируемого работниками актуального поведения и полученных ими результатов. Когда речь идет об оценке персонала, важным является определение контекста оценки: Компетентность с точки зрения поиска и отбора кадров задает контекст оценки скорее результативности труда, чем его содержания. Поэтому на основе критерия результативности нужно построить модель специалиста, обладающего требуемыми для достижения данного результата компетенциями
|