Технология оценки профессиональной компетенции опирается на опыт, накопленный в государственной системе профессиональной ориентации. Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются: профессиональная информация – ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка рабочей силы, потребностями хозяйственных структур в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения, возможностями профессионально-квалификационного роста в процессе трудовой деятельности; профессиональная консультация – оказание помощи в самоопределении личности, принятии ею осознанного решения о профессиональном выборе на основе изучения интересов, особенностей и намерений человека с учетом медицинских противопоказаний и показаний к труду и спроса на рабочую силу; профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (виду деятельности, рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями; профессиональный подбор – проведение медицинского обследования и психофизиологической диагностики личности человека с целью оказания ему помощи в выборе профессии (места работы), наиболее соответствующей состоянию здоровья и индивидуальным особенностям; профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма. Опираясь на зарубежный и отечественный опыт понятия «компетентность», примем в качестве рабочего следующее определение: компетентность - это единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью. В связи с этим в технологии работы по оценке компетентности персонала может быть выделено пять основных блоков.
Информационно-когнитивный
| Содержание блока:
· представления человека о профессии и социально-экономической ситуации;
· понимание миссии организации;
· требования руководителя к персоналу;
· понятие квалификационного стандарта и профессиональных функций. Цели блока:
· расширение (изменение, корректировка) информированности консультируемого,
· повышение осведомленности в вопросах профессионального выбора,
· обучение анализу профессиональной ситуации (рабочего места). Задачи консультанта:
· оценка исходного уровня готовности клиента к построению профессионального проекта (в рамках данного блока),
· определение направлений и способов работы с клиентом,
· прогноз адекватности построения профессионального плана. Индикаторы блока:
· осознанность профессионального выбора клиента,
· реалистичность профессиональных планов клиента. Содержание работы:
· справочно-информационное консультирование. Методы и способы работы:
· знакомство с миром профессий, рынка труда и образовательных услуг и т.д. Результат работы:
· повышение уровня информированности,
· повышение уровня самостоятельности в принятии решений;
· включение вариантов профессионального выбора в контекст социально-экономической ситуации.
Мотивационно-ценностный блок
| Содержание блока:
· профессиональные интересы и намерения клиента,
· мотивы и цели профессиональной деятельности,
· основные потребности и ценностные установки,
· уровень притязаний, мотивация достижений. Цели блока:
· выявление ценностной сферы клиента;
· активизация (изменение) социально-профессиональной позиции клиента. Задачи консультанта:
· оценка готовности клиента к построению профессионального проекта,
· определение направлений и способов работы с клиентом,
· прогноз приемлемости профессионального плана. Индикаторы блока:
· степень выраженности мотивов профессиональной деятельности,
· индивидуальное своеобразие мотивационной сферы,
· иерархия целей,
· ведущие потребности личности,
· соотношение мотивов-целей и мотивов-средств и т.д. Содержание работы:
· психологическое консультирование,
· психологическая коррекция,
· психологическая поддержка. Методы и способы работы:
· групповые формы работы,
· диагностические процедуры,
· проективные методы. Результат работы:
· повышение уровня профессиональной мотивации клиента,
· эмоциональное принятие профессионального плана (проекта),
· сформированность целей профессионального плана (проекта).
Содержание блока:
· профессиональный опыт клиента;
· уровень развития знаний, умений, навыков;
· уровень образовательной и профессиональной подготовки;
· повышение квалификации; хобби;
· навыки планирования и коллективной работы и т.д. Цель блока:
· анализ профессионального опыта. Задачи консультанта:
· оценка исходного уровня готовности клиента к построению профессионального проекта (в рамках данного блока),
· определение направлений и способов работы,
· прогноз реалистичности планов. Индикаторы блока:
· степень сформированности профессиональных навыков и умений,
· гибкость профессиональных стратегий,
· динамика профессиональной карьеры. Содержание работы:
· профессиональное консультирование. Методы и способы работы:
· профессиональное тестирование,
· профессиональные пробы,
· анализ документов профессиональной деятельности. Результат работы:
· определение круга знаний, умений и навыков, позволяющих реализовать профессиональный проект;
· определение круга знаний, умений и навыков, недостающих для реализации профессионального проекта.
Индивидуально-психологический блок
| Содержание блока:
· индивидуально-психологические особенности (психофизиологическая, характерологическая, эмоционально-волевая, интеллектуальная сфера);
· «мета-компетентности» (адаптивность, гибкость поведения, коммуникативные способности и т.д.);
· индивидуальный стиль деятельности; поведенческий паттерн и т.д. Цель блока:
· анализ индивидуально-психологических особенностей клиента. Задачи консультанта:
· оценка готовности клиента к построению профессионального проекта,
· определение направлений и способов работы с клиентом,
· прогноз успешности и уникальности профессионального плана клиента. Индикаторы блока:
· уровень развития профессионально-важных качеств, «мета-компетентностей». Содержание работы:
· психологическая и психофизиологическая диагностика. Методы и способы работы:
· профессиональное и психологическое тестирование,
· методы психофизиологической диагностики, наблюдение, профессиональные пробы, имитационные методы и т.д. Результат работы:
· определение круга профессионально-важных качеств, «мета-компетентностей», позволяющих реализовать профессиональный план (проект).
· определение индивидуальной стратегии и тактики работы.
Содержание блока:
· физический и психологический ресурс клиента. Цели блока:
· анализ физического и психологического ресурса клиента;
· формирование позитивного настроя на реализацию профессионального плана. Задачи консультанта:
· оценка исходного уровня готовности клиента к построению профессионального проекта (в рамках данного блока),
· определение направлений и способов работы с клиентом,
· прогноз энергетического потенциала личности в реализации профессионального плана (проекта) клиента. Индикаторы блока:
· состояние здоровья;
· наличие противопоказаний;
· адекватность способов психологической защиты;
· психоэмоциональное состояние, работоспособность. Содержание работы:
· программирование на успех,
· актуализация сил и ресурсов для реализации намеченных целей. Методы и способы работы:
· методы саморегуляции и позитивного программирования;
· психологическая поддержка. Результат работы:
· оценка энергетического ресурса личности, работоспособности; формирование позитивного самоощущения.
|