Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Либеральные реформы 1860-1870-х годов.
1. Факторы, влиявшие на внутреннюю политику Александра II. Задачи преобразований и методы их проведения. 2. Земская и городская реформы. 3. Судебная реформа. 4. Военная реформа. 5. Финансовая реформа. 6. Отмена цензуры. 7. Реформа образования. 8. Итоги «Великих» реформ. 9. Политический кризис на рубеже 1870-1880-ых годов. «Диктатура сердца» Лорис-Меликова. 10. Итоги политики Александра II.
1. На внутреннюю политику Александра II влияли следующие условия (факторы): - отставание России от западных стран, что требовало модернизации экономической, социальной и политической систем, развития науки и техники; - высокий уровень социальной напряженности, который выражался сначала в крестьянских волнениях, а затем и в рабочих выступлениях; - общественно-политическая нестабильность, проявившаяся в деятельности подпольных организаций революционеров, боровшихся с государственной властью всеми методами, вплоть до террора, в формировании либеральной оппозиции, призывавшей общество добиваться реформ; - осознание Александром II и многими высшими сановниками необходимости реформ; - рост общественного сознания, распространение в обществе как революционных, так и либеральных идей; - личные качества Александра II, который был «разумным человеком» и имел «доброе сердце». В реформаторской деятельности Александра II решались задачи вовсе не либерализации общества или развития капитализма в стране, а, прежде всего, укрепления государства и военной мощи России, возвращения ей статуса великой державы, утраченного после Крымской войны. Реформы были направлены на то, чтобы привести в соответствие с требованиями времени систему управления на местах, суд, армию и прочее, но при сохранении сословного строя и позиций дворянства. Реформы должны были обеспечить благоприятные условия для ускоренного развития отечественной промышленности, и это объективно отвечало интересам русского предпринимательства. Но правительство в своей экономической политике в первую очередь было озабочено интересами государства, его военным могуществом. Верховная власть пыталась в определенной степени учитывать интересы различных сословий и представить самодержавие как надсословную общенациональную силу. Поэтому руководство страны стремилось повысить благосостояние народа. Однако реформы проводились постепенно, мирным путем и сверху, то есть с опорой не столько на общество, сколько на бюрократию, с расчетом избежать социальных и политических потрясений. Таким образом, главными методами проведения реформ были административные методы. Главной предпосылкой Судебной, Земской, Военной, Городской и других реформ стала отмена крепостного права, в результате чего в России возникла принципиально новая социально-политическая ситуация. 2. До Земской реформы всё местное самоуправление находилось в руках поместного дворянства. Помещики обладали и судебной властью над крестьянами. Однако крестьянство приобрело личную свободу, а значит, нужно было реформировать местное управление. К тому же, правительство хотело привлечь общество к решению таких проблем, как обеспечение населения медицинской помощью, развитие образования, организация продовольственных запасов, строительство дорог и к решению других хозяйственных вопросов. Общество было готово к тому, чтобы участвовать в решении не только местных вопросов. Земская реформа стала важнейшей по вовлечению представителей общественности к управлению. Уже в январе 1864 года обрел силу закон, который распространился только на 34 губернии европейской России (земства не создавались в тех губерниях, где не было дворянского землевладения, например, в Сибири, в казачьих районах или на русском севере). Согласно этому закону, создавались земские учреждения, которые состояли из распорядительных и исполнительных органов. К распорядительным органам относились уездные и губернские земские собрания, а к исполнительным – уездные и губернские земские управы. Они избирались на 3 года. Председателем земских собраний соответственно становились уездный и губернский предводитель дворянства. Председатели управ избирались на земских собраниях. Депутаты уездных земских собраний (гласные) избирались населением на всесословной основе, причем избиратели делились на 3 группы (курии): первая состояла из местных землевладельцев, вторая – из городских избирателей, а третья – крестьянская. Первая и вторая курия формировались на основе имущественного ценза. В конечном счете в земствах, которые были всесословными органами, большинство составляли дворяне (более 40%), крестьян меньше, но не намного (около 38%), зато купцов и прочих – около 10% каждой группы. Функции земств были ограничены местными хозяйственными делами: строительство школ, больниц, богаделен, дорог, развитие страхования, агрономическая и ветеринарная помощь крестьянам, создание продовольственных складов на случай неурожая, борьба с пожарами и так далее. Земская управа для решения этих вопросов нанимала служащих, а средства обеспечили сбором с населения специальных земских налогов. Земства категорически были отстранены от участия в политике. Им запрещалось координировать деятельность между собой. Примечательно, что земства создавались только на уровне уезда и губернии. Но их не было на уровне волости и тем более России. А в обществе раздавались голоса с требованием увенчать здание земства всероссийским земским органом. Правительство на это не пошло, считая, что в таком случае самодержавие будет заменено конституционным строем. Земства находились под прессом административного контроля, который усиливался: в 1866 году губернаторы получили право утверждать или не утверждать избранных земством должностных лиц, а в 1867 году земствам запретили печатать без разрешения местного губернского начальства отчеты о своих собраниях. Несмотря на все ограничения компетенции земств, реформа имела чрезвычайно большое значение. Во-первых, впервые после земских соборов было создано выборное самоуправление, которое было всесословным и могло решать насущные вопросы населения. Именно земства через работу статистов исследовали реальное положение российской деревни. Несмотря на запрет заниматься политикой, земства превратились в оплот либерализма, особенно в этом отношении велика роль «третьего элемента» - земских служащих (врачей, учителей, агрономов, ветеринаров и т.п.). Среди земских гласных либеральных взглядов придерживались и почти все образованные дворяне. По подобию Земской реформы в 1870 году была осуществлена Городская реформа. «Городовое положение» ввело городские всесословные органы управления – Городскую думу (распорядительный орган) и Городскую управу (исполнительный). Избирательные права предоставлялись всем мужчинам, достигшим 25 лет и платившим в пользу города налоги и сборы. Примечательно, что наряду с частными лицами избирательные права получили ведомства, общества, товарищества, монастыри, платившие сборы в городской бюджет. Как и земства, органы городского самоуправления имели только административно-хозяйственные функции, в том числе, кредит. Городской бюджет формировался на основе налогов и сборов с недвижимости, доходов от городского имущества, пошлинных сборов, аукционов, а также некоторых отчислений из государственной казны. На городские думы было возложено содержание не только пожарной охраны, но и полиции, тюрем и казарм. При этом городское самоуправление не могло самостоятельно вводить новые налоги. Городское самоуправление возглавлял городской голова. 3. Суд был наиболее архаичным институтом дореформенной России. Он сохранил средневековые нормы дознания, следствия, суда и наказания, объединенных в руках администрации, инквизиционный процесс и бесправие его участников. Однако Судебную реформу разрабатывали лучшие русские юристы под руководством Блудова и Зарудного, а также в ней принимали участие Победоносцев и Кони. Они использовали западноевропейский опыт, и именно Судебная реформа стала самой последовательно либеральной реформой среди всех реформ 1860х-70х годов. Главными принципами реформы были: - всесословность; - отделение суда от администрации; - несменяемость судей и следователей; - гласность и состязательность процесса (обвинение поддерживал прокурор, а обвиняемого защищал присяжный поверенный – адвокат); - доказательность обвинения в судебном следствии; - введение присяжных заседателей. Частично вводилась выборность судей. Однако сохранялись и остатки старины (пережитки): дела о государственных преступлениях судил Коронный суд с участием сословных представителей, для высших чинов империи и особо тяжких государственных преступлений императором назначался Верховный уголовный суд; остались особые военные, морские, духовные и крестьянские (волостной) суды; для народов окраин сохранялись «инороднические суды», то есть их судили родовые старшины по родовым обычаям. К тому же, принципы, на которых основывалась судебная реформа, нарушались: в 1870х годах право посещения судов по политическим процессам было ограничено, фактически равенство перед законом нередко нарушалось, а также росла зависимость судов от административной власти. Новые суды делились на общий и мировой суд. Общий (коронный) суд имел две инстанции: окружной суд (в пределах губернии) и судебную палату, которая объединяла несколько судебных округов и состояла из уголовного и гражданского департаментов. Первой инстанцией был окружной суд в составе председателя и нескольких судей, назначавшихся Сенатом по представлению министра юстиции. Судебная палата играла роль апелляционной инстанции, но ее приговор можно было обжаловать, подав кассацию в один из департаментов Сената. Сенат со времен Александра I оставался высшей судебной инстанцией. Император назначал членов Судебной палаты, и ему принадлежало право помилования. По делам, приговор по которым грозил лишением прав состояния или смертной казнью, был обязательным суд присяжных. Суд присяжных состоял из 12 заседателей, избираемых по жребию из числа лиц, ранее не судимых и ничем не опороченных, существовал образовательный и имущественный ценз. Присяжные заседатели выносили вердикт: да, виновен; нет, не виновен; виновен, но заслуживает снисхождения. На основе вердикта судья либо освобождал оправданного, либо выносил приговор виновному в соответствии с законом. Для разбора гражданских исков на сумму до 500 рублей и мелких правонарушений в уездах и городах учреждался мировой суд. Мировые судьи избирались на уездных земских собраниях, а в Москве, Петербурге и Одессе – городскими думами. Мировым судьей мог стать только местный житель, не моложе 25 лет. Решения мирового судьи можно было обжаловать на уездном съезде мировых судей, а далее – в Сенате. Впервые в России был введен нотариат. Первые судебные округа были созданы в Москве и Петербурге. Как и на другие реформы, на Судебную тоже шло наступление: например, с 1871 года дознание по политическим преступлениям передано жандармерии, а в 1872 году для рассмотрения политических преступлений было создано Особое присутствие правительствующего Сената. Задержалось и формирование судов присяжных – завершилось только в 1896 году. 4. Поражение в Крымской войне продемонстрировало, что российская армия не способна бороться с армиями передовых держав. Так было положено начало целому комплексу мероприятий, касающихся армии и военной подготовки. Военная реформа осуществлялась под руководством выдающегося организатора, военного министра Д.А. Милютина. Военная реформа началась в 1857 году ликвидацией военных поселений. В 1858 году произошло сокращение численности армии. К 1871 году она была реорганизована коренным образом: реорганизована система военного управления (образованы 15 военных округов, подчиненных непосредственно военному министру); изменена организация войсковых штабов (учрежден Главный штаб); утверждено новое Положение о полевом управлении войск в военное время. Таким образом, ликвидировалась излишняя централизация управления, создавались благоприятные условия для руководства войсками. В 1863-66 годах была перестроена система подготовки офицеров: кадетские корпуса преобразованы в военные гимназии, и учреждены военные училища. Для подготовки военных инженеров, артиллеристов, кавалеристов были созданы 16 юнкерских училищ с 3-летним сроком обучения. В 1867 году принят новый военно-судебный устав. На время войны учреждался Главный военно-полевой суд. Были созданы должности военных прокуроров и следователей. В 1867 году учреждена Военно-юридическая академия. Проведено перевооружение армии: первые нарезные орудия, замена чугунных и бронзовых орудий на стальные, введены винтовки Бердана для пехоты, кавалерии и казачьих войск. В армии ликвидирована система телесных наказаний. Военная реформа завершилась введением всеобщей воинской повинности (1874) для всех мужчин с 21 года. Срок службы сокращался с 25 лет до 6 на действительной службе и 9 лет - в запасе в армии и 7 лет действительной службы и 3 года в запасе для флота. Для лиц с высшим и средним образованием срок службы сокращался от полугода до 4 лет, причем они могли, сдав экзамен, получить офицерское звание и сразу уйти в запас. Применялся широкий спектр льгот: в мирное время не призывались единственный сын или единственный кормилец в семье. Военная реформа имела большой положительный эффект: 1) она была направлена на ликвидацию сословного характера российской армии, но в полной мере это не удалось осуществить, и офицерский корпус, несмотря на некоторую демократизацию, оставался преимущественно дворянским, а нижними чинами были выходцы из бедных слоев общества; 2) реформа способствовала повышению грамотности, потому что не имеющим образования в армии давали его в объеме начальной школы. Реформа способствовала повышению боеспособности русской армии, и это продемонстрировала русско-турецкая война 1877-78 годов. 5. К концу царствования Николая 1 российский бюджет испытывал значительный дефицит, а в связи с проведением Крестьянской реформы он усилился. Поэтому платежи помещикам производились ценными бумагами, и их передача из рук в руки была ограничена. Очевидна острая необходимость упорядочения финансовой системы. В 1860 году отменена система откупов, а в 1870 году введен государственный налог на землю. В 1860 году учрежден Государственный банк, и стали появляться акционерные банки, что позволило удешевить кредит. В 1862 году была создана система контроля за правильным расходованием ассигнуемых средств: госбюджет и отчеты государственного контроля стали публиковаться. В 1862 году предприняли попытку провести денежную реформу. Получили иностранный займ, открыли свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро, но, истратив большую часть запаса драгметаллов, не смогли повысить курс рубля и реформу прекратили. Изменению подверглась налоговая система: то, что раньше отдавалось в откупы, стало свободно продаваться, но облагалось акцизным сбором; ликвидирована подушная подать для мещан, но для крестьян она выросла и вместе с земскими налогами легла бременем на крестьянские хозяйства. Общество настаивало на введении всесословного подоходного и квартирного налога, но власть на это не пошла, потому что власть боялась увеличения числа избирателей в городах. 6. Уже в первые месяцы царствования Александра II произошло смягчение цензурного гнёта, и гласность стала важнейшим средством ускорения реформ. В 1857 году при министерстве внутренних дел была учреждена комиссия, которая должна была разработать новый цензурный устав. Наконец, в 1865 году появились «Временные правила о печати»: предварительная цензура отменялась, а создавалась карательная цензура, то есть за нарушение законов о печати могли конфисковать тираж или закрыть издание в судебном порядке. Для книгоиздания предварительная цензура сохранилась. Таким образом, изменения в делах печати лишь условно можно назвать реформой. Теперь в виде цензурной кары выступало финансовое давление. В 1879 году генерал-губернаторы получили право приостанавливать и даже прекращать издание газет и журналов. 7. В 1864 году было разработано «Положение о начальных народных училищах», которое разрешило содержать и открывать начальные школы как общественным учреждениям, так и частным лицам. Но училища попадали под контроль уездных и губернских училищных советов. Начальное образование дети могли получить в государственных, церковно-приходских или земских школах. Срок обучения 1-3 года, но преемственности между начальными училищами и гимназиями не было. В городах создавались 4-классные прогимназии и 7-классные гимназии. Гимназии делились на классические, которые давали гуманитарное образование, и реальные, ориентированные на естественнонаучную подготовку. Реальные гимназии в 1871 году были преобразованы в реальные училища, и соответственно в них сокращался курс древних языков, а значит выпускники реальных училищ право на поступление в университет потеряли. В целом реформа школы была направлена на создание бессословного образования, но на практике достичь этого не удалось, потому что начальное образование не стало бесплатным, обязательным, и значительная часть детей из низших слоев общества школу не посещала. Классическая гимназия оставалась доступной преимущественно детям дворян, а купеческие дети в основном посещали реальные училища и выбирали техническое, экономическое образование. Важной составной частью реформы образования стала университетская реформа. Ее готовил либеральный министр А.В.Головнин. Его проект обсуждали в печати и, наконец, в 1863 году университетам восстановили автономию: университетскому совету вернули права, отнятые Николаем 1 в 1835 году, ректор снова избирался советом университета, а декан – факультетским собранием, профессора выбирались ученым советом, а функции попечителя сводились к контролю. Однако росло число студентов, и это напугало власть. Новый министр просвещения, отличавшийся реакционными взглядами, Д.А.Толстой затеял контрреформу: в 1871 году реальные гимназии преобразовали в реальные училища, чтобы регулировать социальный состав студентов. В классических гимназиях повысили плату за обучение, и тем самым в обществе стало расти число недоучившихся гимназистов. По существу, меры Толстого и стали первой контрреформой, вызвавшей большой общественный резонанс. Система образования, созданная при Александре II, просуществовала до 1917 года практически без изменений. 8. Проведенные преобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развития страны. Россия в некоторой степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны, по превращению России в буржуазную монархию. Великие реформы преобразили жизнь России, внесли в неё начала бессословности, самоуправления, демократии. Однако процесс модернизации России носил специфический характер. Это связано с традиционной слабостью российской буржуазии, с политической инертностью народных масс. Так что инициатором и движущей силой реформ явилась самодержавная власть в лице Александра II. Выступления радикалов (революционных народников) лишь активизировали консервативные силы, пугали либералов, и реформаторские устремления правительства тормозились. Всё это объясняет непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ 1860х-70х годов. Логическим продолжением реформ могло бы стать принятие умеренных предложений, разработанных в начале 1881 года министром внутренних дел графом Лорис-Меликовым, но смерть Александра II от рук революционеров такую возможность устранила. 9. Несмотря на то, что преобразования носили в целом позитивный характер, они вызывали значительную негативную реакцию в обществе. 2 апреля 1879 года предпринял покушение на императора Соловьев, в августе 1879 года исполком Народной воли вынес Александру II смертный приговор, и за «царем-освободителем» началась охота. Осенью 1879 были сделаны минные подкопы на железной дороге и предпринята неудачная попытка взрыва императорского поезда. А в феврале 1880 в Зимнем дворце взрыв устроил Степан Халтурин, и чудом не погибла вся императорская семья. Стремясь найти выход из кризиса, правительство предпринимает ряд ответных шагов. В период с марта 1778 по апрель 1779 созывались 4 Особых совещания, но, к сожалению, каких-то конструктивных предложений не прозвучало. В 1878 году был введен институт полицейских урядников, которые должны были в своих участках охранять общественное спокойствие, нравственность и права собственности. Правительство стремилось заручиться поддержкой либеральной части общества. Эта тенденция особенно проявилась после покушения Халтурина. 9 февраля 1880 года сразу после покушения Александр II решился учредить Верховную распорядительную комиссию и наделил ее чрезвычайными полномочиями. Во главе был поставлен боевой генерал, участник Кавказской, русско-турецкой воин, М.Т.Лорис-Меликов. Он до этого был харьковским генерал-губернатором и на этом месте показал себя умелым политиком: он смог сочетать преследование революционеров и попытки сотрудничества с либералами. Лорис-Меликов с самого начала сознавал, что одних репрессивных мер недостаточно. Он предложил III отделение Императорской канцелярии упразднить, а в системе МВД создать Охранное отделение. Летом 1880 года предложил распустить Верховную распорядительную комиссию, а вместо неё он возглавил МВД. Режим, учрежденный Лорис-Меликовым, в либеральной печати называли «диктатурой сердца», так он умилял либеральную общественность. Меры Лорис-Меликова были весьма эффективными: почти год без крупных теракций. Народная воля от них не отказалась, но ей всё труднее было проводить теракты – либералы, которые раньше щедро помогали революционерам, от них отвернулись. Лорис-Меликов представил в апреле 1880 года доклад, который историки назвали «Конституцией Лорис-Меликова». Он обосновал необходимость привлечения к обсуждению российских проблем представителей от земств и городских дум. Предусматривалось их участие в Государственном совете при рассмотрении законопроектов. Лорис-Меликов убеждал императора, что эта мера не ущемляет прерогатив верховной власти, что представители от земств и городов станут ее опорой, ослабят засилье бюрократии, помогут осуществлять связь власти с народом. 1 марта 1881 года император предложение Лорис-Меликова одобрил, и это могло бы стать первым шагом к конституционной монархии. Однако Александр II 1 марта 1881 года погиб от рук народовольцев, и новый император Александр III предложения Лорис-Меликова отверг. 10. Преобразования в стране осуществлялись «сверху», и они способствовали успехам экономики, повлияли на развитие гражданского самосознания, распространение просвещения, улучшили качество жизни. Но основы политической системы сохранились, и даже реформы укрепили самодержавие, но возникла диспропорция между местными выборными органами и высшей самодержавной властью. Внутренняя политика Александра II не была последовательной: если в 1860х годах преобладал реформаторский курс, то затем стала проявляться консервативная охранительная тенденция. Она и стала одним из факторов обострения политической обстановки и активизации деятельности революционного подполья.
|