Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура второй половины XIX века⇐ ПредыдущаяСтр 49 из 49
1. Особенности развития 2. Образование и просвещение 3. Наука и техника 4. Литература 5. Живопись 6. Скульптура 7. Архитектура 8. Музыка 9. Театр 1. Художественной культуре второй половины 19 века характерны несколько направлений. Культура становится более демократичной и всё более критической по отношению к существующим порядкам. Она превратилась в своеобразную общественную трибуну и пыталась донести до власти самые болезненные проблемы, существующие в стране, и предложить свои пути переустройства жизни. Источником вдохновения мастеров культуры все в большей степени становятся народное творчество и традиции. В то же время, искусство решает задачи просвещения народа и пытается приобщить к своим достижениям широкие слои населения. Изменения в экономической и политической жизни создали новые условия для развития культуры. Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс и увеличивала потребность в специалистах. Сложился новый социальный слой – российская интеллигенция, для которой стала характерной не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность. В правительственной политике существовало две линии: первая направлена на удовлетворение потребностей государства (10% госбюджета на культуру, медицину и социальное призрение); вторая – на формирование общественного сознания в духе обновленной теории официальной народности и предотвращения демократизации образования. Культура впитала идеалы «золотого века», и тем самым были заложены основы для того явления в развитии российской культуры, которое современники назвали Серебряным веком. 2. Система образования совершенствовалась и охватывала все новые уровни. Свои результаты дали реформы Александра 2, успехи земской медицины, повысился уровень грамотности. Но Александр 3 провел контрреформы, которые на нет свели демократизацию образования. В 1862 году был открыт Новороссийский университет в Одессе, а в 1888 – первый за Уралом Томский университет. 30 специальных высших учебных заведений (Технологические, политехнические и другие институты) были открыты в крупных промышленных центрах. Для подготовки преподавателей народных школ возникали новые учительские институты и семинарии. В Москве и Петербурге организованы 2 консерватории. Возникло женское образование. К началу 1890х было открыто уже около 300 женских средних учебных заведений, и в них занималось до 75 тысяч девушек. Появились первые высшие учебные заведения для девушек – прежде всего это Высшие женские курсы в Петербурге, которые называли «бестужевскими» по фамилии их первого директора Бестужева-Рюмина. Но при Александре 3 высшее женское образование было резко ограничено, и многие женские курсы были закрыты. О росте общественного сознания свидетельствовало увеличение книжных издательств. Самые известные специализировались на издании массовой книги (Павленков, Сытин). Число издававшихся журналов выросло до 100, а газет, в т.ч. провинциальных, стало до 800. Демократического направления был журнал «Современник», а идею русского либерализма выражали «Русский вестник» и «Вестник Европы» (Стасюлевич). Расширилась сеть культурно-просветительских учреждений. Более 3 тысяч библиотек и читален принадлежали земствам. Публичная библиотека в Москве существовала с 1862 года. Его основу составила коллекция книг и рукописей Румянцева. Большой популярностью пользовалась частная бесплатная библиотека Черткова, открытая в 1863 году. Музеи стали неотъемлемой частью культурной жизни. Еще в предшествующий период П.М.Третьяков начал собирать коллекцию картин русских художников, а в начале 1880х галерея была открыта для посетителей. В 1893 году Третьяков ее передал в дар Москве. В 1894 был открыт Литературно-художественный музей, фонды которого составила коллекция Бахрушина. Всего за этот период было создано около 80 музеев по все стране, причем разнообразного характера (художественные, исторические, политехнические и т.д.). Особое значение для русской культуры имели Императорский Русский музей в Петербурге и Музей изящных искусств в Москве. Были созданы мемориалы в Севастополе и Бородинская панорама в Москве. 3. Успехи промышленности были связаны с достижениями науки и техники. Они способствовали мировому техническому прогрессу. Математик и механик П.Л.Чебышев связал свои научные интересы в области математического анализа с практическими потребностями военного дела. Он выступил конструктором стопоходящей машины и арифмометра. Физик А.Г.Столетов получил значение, близкое к скорости света, и эти исследования были сделаны еще до опытов Герца. Столетов предложил организовать измерение этой величины, и это способствовало утверждению электромагнитной теории света. А.С.Попов в апреле 1895 года в Русском физическом обществе сделал доклад по радиосвязи и продемонстрировал приемник-передатчик. В 1900 году его радиоприемник был использован для спасения рыбаков в Финском заливе. Попов за свое открытие был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Париже 1900 года. В 1876 г. П.Н.Яблочков создал дуговую электрическую лампу. Вскоре лампочки Яблочкова осветили улицы и дома городов мира. В 1881 году морской офицер А.Ф.Можайский сконструировал первый в мире самолет. В 1888 Ф.А.Блинов изобрел гусеничный трактор. Д.И.Менделеев – ученый с разносторонними знаниями и интересами. Он автор 500 крупных исследовательских трудов по химии, физике, метрологии, воздухоплаванию, с/х, экономике, просвещению. Но всемирную славу ему принесло открытие в 1869 году периодического закона химических элементов. Ректор Казанского университета А.М.Бутлеров заложил основы органической химии. В.В.Докучаев положил начало науке почвоведение. В 1889 году его труды на Всемирной выставке в Париже были удостоены золотой медали, а его книга «Наши степи прежде и теперь» заложила основы для научной борьбы с засухой. Блестящих успехов добились ученые-натуралисты. И.М.Сеченов создал учение о рефлексах головного мозга и стал основоположником русской физиологической школы. Его изыскания продолжил И.П.Павлов и в 1904 был первым из русских ученых удостоен Нобелевской премии. И.И.Мечников и Н.Гамалея организовали первую в России бактериологическую станцию, разработали методы борьбы против бешенства, уделяли большое внимание борьбе с вредителями с/х-растений. В 1908 году Мечников за исследования проблем иммунитета и инфекционных заболеваний был удостоен Нобелевской премии. Он был вынужден уйти из Новороссийского университета и долгие годы возглавлял лабораторию в Пастеровском институте в Париже. Русская географическая наука добилась значительных успехов благодаря ряду экспедиций: Литке обследовал Камчатку, Чукотку и ряд островов в Тихом океане, Пржевальский обследовал Центральную Азию. Там же провели крупные геологические и зоологические обследования Мушкетов, Северцов и Федченко. Н.И.Миклухо-Маклай всю свою жизнь посветил изучению народов юго-восточной Азии, Австралии, островов Тихого океана. Он долго жил среди жителей Новой Гвинеи, побывал на Филиппинах, в Индонезии, жил в Австралии. В области гуманитарных наук выдающихся успехов достигла история благодаря деятельности С.М.Соловьева и его ученика В.О.Ключевского – автор многих исторических исследований, в том числе «Курса русской истории», который он читал в Московском университете. На его лекциях собирались студенты всех факультетов. Важным событием в научной и педагогической жизни страны стало открытие в Москве в 1883 году Исторического музея. Таким образом, отечественная наука вышла на передовые рубежи, и русские ученые внесли весомый вклад в развитие мировой научной мысли. 4. Художественная литература второй половины 19-начала 20 века сохраняла традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность. Их развивали И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов, Ф.М.Достоевский, И.А.Гончаров, М.Салтыков-Щедрин, В.Г.Короленко, А.П.Чехов, И.А.Бунин, А.И.Куприн. На это время приходится расцвет творчества Л.Н.Толстого. Его гениальные романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье», повести, рассказы, драматические произведения раскрывают сложнейшие движения человеческой души. Произведения Достоевского (Бедные люди, Преступление и наказание, Идиот, Братья Карамазовы) – это мир человеческих страданий, трагедия бесправной личности. Писатель видел нравственную опору для человека в идее Бога. Он автор романа «Бесы», в котором в нечаевщине разглядел признаки опаснейшей общественной болезни. Те, кто ставит себя «выше бога», как считает Достоевский, никогда не смогут построить на земле справедливое общество, ибо политика вне морали принесет лишь разрушение. С конца 1870х началась литературная деятельность А.П.Чехова, который писал по принципу: «Тогда человек станет лучше, когда вы ему покажете, каков он есть». Наиболее ярким примером обличительной литературы является творчество Салтыкова-Щедрина, который широко использовал художественный прием гротеск (Губернские очерки, История одного города, Господа Головлевы, Помпадуры и помпадурши). Одним из последователей критического реализма был Н.А.Некрасов, которого разночинная молодежь считала своим идейным вождем. Русская литература пыталась дать обобщенный портрет героя своего времени. В литературе появились новые герои – интеллигенты, нигилисты, профессиональные революционеры. Свою видение такого героя предложил И.Тургенев (романы «Накануне», «Отцы и дети»). В произведениях М.Горького наиболее явственно проявилась связь реалистического метода с постановкой острых социально-политических проблем России. На рубеже 19-20 века приемы критического реализма уже не удовлетворяли многих литераторов, и это вызвало появление модернизма в литературе. В модернизме существовали многие течения. Вместе с тем в начале 20 века Россию захлестнула волна бульварной литературы, ориантированной на мещанские вкусы. 5. Русская живопись решала те же общественные вопросы, что и литература. В ней ведущим направлением стал критический реализм. В.Г.Перов сумел с обличительным пафосом показать многие неприглядные стороны современной ему жизни: «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861); «Чаепитие в Мытищах», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Последний кабак у заставы», «Тройка». В 1863 произошло из ряда вон выходящее событие: 14 выпускников Академии художеств отказались писать обязательные для получения дипломов картины на сюжет скандинавской мифологии, и, не получив разрешения на свободный выбор тем, бунтари покинули Академию. Они основали Петербургскую артель художников, которая в 1870 году была преобразована в Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижными эти выставки назывались потому, что их устраивали по всей России. Это было своеобразное «хождение в народ» русских художников. Руководителем и теоретиком передвижников был И.Н.Крамской, который вошел в историю русской живописи прежде всего как выдающийся портретист (Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Л.Н.Толстого и др.), даже его тематические картины стоят на грани портрета («Неизвестная», «Неутешное горе»). Среди передвижников первыми были Н.Н.Ге, Саврасов, Шишкин, братья Маковские, Перов, а позднее к ним присоединились Репин, Суриков, братья Васнецовы, Ярошенко, Савицкий и др. С середины 1880х участие в выставках принимали Серов, Левитан, Полено. Яркими пейзажистами были И.И.Шишкин («Рожь», «Рубка леса», «Утро в сосновом лесу»), А.К.Саврасов («Грачи прилетели»), Левитан («Март», «Осень», «Владимирские проселки»), А.И.Куинджи (Украинская ночь, Березовая роща, Ночь на Днепре). Большой популярностью пользовались полотна И.Айвазовского («Девятый вал»). В.И.Суриков – автор исторический полотен (Утро стрелецкой казни, Меншиков в Березове, Боярыня Морозова, Покорение Сибири Ермаком, Переход Суворова через Альпы). В.М.Васнецов обратился к жанру русских народных сказаний: «Аленушка», «Богатыри», «Витязь на распутье», «После побоища Игоря Святославича с половцами». Вершиной реализма русской живописи второй опловины 19 века справедливо считается творчество И.Е.Репина: «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста». В 1870х-80х годах он увлекся историческими темами: «Царевна Софья», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». 6. Наиболее известным скульптором был М.М.Антокольский. Он примыкал по своим воззрениям к передвижникам, создал серию исторических портретов: «Иван Грозный», «Петр 1», «Ярослав Мудрый», «Ермак». В июне 1880 состоялось открытие в Москве памятника Пушкину, который был создан на народные пожертвования. Это стало выдающимся событием в культурной жизни страны. На открытии памятника выступал Достоевский, автором памятника был скульптор А.М.Опекушин. М.О.Микешин в своем памятнике «Тысячелетие России», установленном в Новгороде (1862), изобразил 129 скульптурных фигур. Подобными приемами он пользовался и при создании памятника Екатерине 2 в Петербурге (1873) и Богдану Хмельницкому в Киеве. Под влиянием импрессионизма в начале 20 века скульпторы Голубкина и Коненков использовали в своем творчестве новые формы для того, чтобы создать впечатление движения. 7. Градостроительство было связано с бурным экономическим развитием пореформенной России. Теперь облик городов определяли не только дворцы знати, но и здания общегражданского назначения – банки, магазины, вокзалы, доходные дома. Расширился ассортимент строительных материалов – бетон, цемент, металлические конструкции, стекло. Для этого времени характерна эклектика. Так по проекту Резанова в Петербурге был построен дворец Великого князя Владимира Александровича, в котором сочетались элементы барокко, мавританского и «русского» стиля. Месмахер создал здание архива Госсовета в Петербурге в духе архитектуры эпохи возрождения. Мотивы эпохи возрождения использовал и Кракау (здание Балтийского вокзала, особняк барона Штиглица на Английской набережной Невы). Постепенно «русский стиль» стал преобладать. В моду вошли шатровые завершения, башенки, и в этом стиле (псевдорусский, неорусский) были построены знаменитые московские здания – Исторический музей (Шервуд и Семенов), Городская дума (Чичагов), Верхние торговые ряды (Померанцев). Особая страница в русской архитектуре – это доходные многоэтажные и многоквартирные дома. Сооружение таких домов не требовало значительных творческих усилий, и они стали прологом к появлению типовой архитектуры 20 века. В начале 20 века в архитектуре оформились 3 направления: модерн (Ярославский вокзал и здание Художественного театра – Шехтель; гостиница Метрополь – Валькот); неорусский стиль (Казанский собор – Щусев); неоклассицизм (Киевский вокзал – Рерберг, Музей изобразительных искусств – Клейн, здание Госбанка – Жолтовский). 8. Это время расцвета русского музыкального искусства. Его символом стало творчетсво «Могучей кучки» - содружества пяти выдающихся композиторов: М.Балакирев, М.Мусоргский, Ц.Кюи, А.Бородин, Н.Римский-Корсаков. Их отличало стремление передать в музыке «правду жизни» и особенности национального характера. Они считали себя приемниками отца русской оперы Глинки. Они создали ряд бессмертных произведений: «Борис Годунов», «Хованщина» Мусоргского, Князь горь – Бородин, Псковитянка – Римский-Корсаков. В это время творил П.Чайковский, оставивший богатейшее музыкальное наследие: оперы Евгений Онегин и Пиковая дама, балет Лебединое озеро, Спящая красавица, Щелкунчик. Колоссален вклад Чайковского в симфоническую и камерную музыку. В 1880х-90х расцветает творчество композиторов нового поколения: Танеев, А.К. Глазунов, А.К.Лядов, А.С.Аренский и др. В это же время расцветает талант совсем молодых композиторов Рахманинова и Скрябина. Это время подъема исполнительского искусства: в Мариинском театре – Петров, Лавровская, Леонов; в Большом театре – Хохлов, Корсов. Основными центрами музыкальной культуры стали консерватории, императорские Мариинский и Большой театры, Московская частная опера (Савва Мамонтов, затем Зимин), Русское музыкальное общество, основанное в 1859 году по инициативе Рубенштейна. Рубенштейн прославился пропагандой произведений русских зарубежных композиторов. Он возглавлял Московскую консерваторию, созданную в Москве в 1866 году. Расцветал талант таких оперных певцов, как Шаляпин, Собинов, Нежданова. Имена выдающихся балетных танцоров Павловой, Карсавиной, Нежинского навсегда вошли в сокровищницу мировой культуры. Хореографические постановки Петипа стали классикой мирового балета. Особое значение для популяризации российского театрально-музыкального искусства имела деятельность Дягилева, организовавшего «Русские сезоны» (1907-13). 9. Особая роль в это время отводилась театру. Театр тогда был единственным публичным местом, где легально могли проявиться не только личные, но и общественные симпатии. Театр был большим, чем развлекательное зрелище. Особенно велика его роль в провинции (театры действовали более, чем в 100 городах). В 1865 по инициативе А.Н.Островского, Н.Рубенштейна, В.Одоевского в Москве были организованы Артистический ркужок и первый народный театр. В спектаклях принимали участие наряду с профессионалами самодеятельные артисты. История русского театра этого периода неразрывно связана с именем А.Н.Островского, создавшего около полусотни пьес (Гроза, Лес, Бесприданница, Волки-овцы). Содержание пьес Островского совпало с настроениями разночинной молодежи, и они пользовали огромным успехом. В театральном мире первое место занимал Малый театр, постановками пьес в котором руководил сам Островский. Большим успехом пользовался и Александринский театр в Питере. В актерской среде выдающееся место принадлежало театральным династиям – Садовских, Самойловых, Васильевых. П.М.Садовский прославился исполнением роли купцов-самодуров в пьесах А.Н.Островского. В 1870х взошла звезда М.Н.Ермоловой. В 1873 годуона получила роль Екатерины в пьесе Островского «Гроза» и с тех пор играла свободолюбивых, протестующих против насилия героинь. Рядом с ней блистали Федотова и Сумбатов-Южин. В 1898 году Станиславский и Немирович-Данченко основали Художественный театр, ставший центром театральной жизни Москвы. В нем играли Качалов, Москвин, Книппер-Чехова. В самом начале 20 века открылся театр великой русской актрисы Веры Комиссаржевской в Питере, и началась режиссерская деятельность Мейерхольда, искавшего новые формы сценического искусства. вассальную зависимость
|