![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уроки формирования лексических навыков⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
Прежде чем рассказать, как строится такой урок, и показать его, нужно понять, что такое лексические навыки. Мы говорим часто: «Ученик должен знать много слов». Но что это значит - знать слова? Если ученик может вспомнить иноязычный эквивалент слова родного языка, значит ли это, что он знает слово? Видимо, да. Но означает ли это, что данный ученик сможет правильно использовать эти слова при выражении своих мыслей? Скорее всего нет. Если ученик, увидев иностранное слово, узнает его, но не помнит значения, а если и вспоминает значение слова, то лишь после раздумий, значит ли это, что он знает слово? Да, он знает его. Но достаточно ли этого, чтобы читать тексты? Конечно, нет. Как при чтении необходимо мгновенно узнать слово и осознать его значение, так и для говорения необходимо автоматически быстро припомнить слово, адекватное замыслу, и сочетать его с другими словами. Это нечто большее, чем знание слов; это - владение ими. Оно-то и основано на лексических навыках. Надо постоянно помнить, что желанной целью должно быть владение словами, а не их знание. Поэтому лучше говорить так: ученик должен владеть таким-то количеством слов, независимо от того, для какого вида речевой деятельности эти слова необходимы. В этом случае яснее и чётче станет перспектива работы, когда мы будем планировать урок, отведённый для формирования лексических навыков. К сожалению это осознают не все. Часто урок формирования лексических навыков строится следующим образом: 1. Учитель объявляет тему урока и указывает на новые слова, записанные на доске. 2. Учащиеся списывают слова в тетрадь (словарь). Учитель раскрывает их значение. 3. Ученики читают слова за учителем и самостоятельно. 4. Выполняется ряд упражнений. Чаще всего: - имитативные вопросно-ответные (Answer my questions); - составление предложений с новыми словами; - заполнение пропусков слов в предложении (Fill in the gaps, Complete the sentences); - поиск синонимов, антонимов, соотношений (matching) отдельных слов либо готовых частей предложений; - придумывание «ситуаций» с новыми словами и т.п. 5. Составление короткого рассказа по теме. Завершаются подобные уроки, как правило, требованием учителя выучить новые слова дома, в лучшем случае - составить с ними рассказ или записать тот, который получился в ходе выполнения последнего упражнения. В результате подобной работы с новыми лексическими единицами, учащиеся их не усваивают, то есть не овладевают ими. Почему? Причин, на наш взгляд, несколько: а) новые слова навязываются извне, учащиеся не испытывают потребности в них, а потому пассивны. Конечно слова запоминаются, но произвольно, в то время как истинное овладение словом требует непроизвольного запоминания и высокой мыслительной активности учащихся; б) происходит большей частью изолированное усвоение слов, т.е. вне ситуации, хотя в реальной действительности овладение словом происходит благодаря его в) доминируют языковые упражнения, способствующие запоминанию формы и значения новых слов, хотя они качественно неоднородны тем связям слова, которые • как вызвать у учащихся потребность в новых словах; • как предъявить их в удобном для использования виде. Мы хотим познакомить вас с коммуникативной стратегией овладения лексическими единицами. Эта стратегия при чётком её соблюдении даёт совсем другие результаты. Предоставляем вам возможность убедиться в этом самим. 1) Урок формирования лексических навыков говорения с использованием функционально-смысловых таблиц (ФСТ) Лексические таблицы – ключ к запоминанию! Данная таблица предназначена для начальной ступени. Она имеет не только чёткую структуру, но и свой неповторимый вид. За счёт структурированности и эмоциональной окрашенности эффективнее усваиваются новые лексические единицы. Технология работы с этой таблицей идентична предложенному выше варианту. После экспозиции к уроку, в которой учитель предлагает учащимся обсудить проблему свободного времени, следует комплекс условно-речевых упражнений. Вот несколько примеров, которые вы можете дополнить, учитывая обязательную последовательность стадий работы: Экспозиция к уроку: Успели ли вы вчера приготовить домашнее задание?.. А было ли у вас время, чтобы схо дить на прогулку, почитать любимую книгу?.. Хватает ли вам свободного времени? Как вы его проводите? Сегодня мы поговорим с вами именно об этом. (В данном случае экспозиция основана на вопросах, которые позволяют естественным образом начать урок и ввести учащихся в проблему.) (13) 1. Свободное время можно проводить по-разному. Я расскажу вам, как я провожу своё свободное время, а вы скажите, проводите ли вы его так же или нет. Таблица (схема 3) поможет вам ответить на вопросы. Отвечать можно следующим образом: - В свободное время я тоже читаю книги. - Нет, в свободное время я не читаю книги. (При выполнении имитативного упражнения важно, чтобы ученики воспроизводили те ЛЕ, которые учитель использует в своей реплике. Для того, чтобы учащиеся не ограничивались ответами «да» или «нет», напишите речевой образец на доске.) 2. Используя таблицу, расскажите, как проводят свободное время ваши друзья/ близкие? А как проводите его вы? (При выполнении и первого, и второго упражнения учитель должен стараться сам использовать все ЛЕ из 1 блока и с помощью дополнительных вопросов «провоцировать» на это учащихся.) 3. Свободное время можно приятно провести в компании близких или друзей. С кем вы обычно проводите своё свободное время? Ознакомьтесь с возможными вариантами, слушая запись и считывая их по таблице. Чтобы ответить на вопрос, поразмышляйте вслух над предложенными ответами. В отличие от упражнения 1, это имитативные упражнение проводится с использованием звукозаписи ЛЕ из второго блока ЛТ. 4. а) С кем вы предпочитаете проводить свободное время? 5. Как вы считаете, интересно ли проводить свободное время со взрослыми? Как вы проводите свободное время со взрослыми/ со своей семьей? (Как Вы заметили, в данном упражнении происходит комбинирование ЛЕ из 1 и 2 блока ЛТ.) 6. Существует много мест, где можно проводить свободное время. Послушайте и прочтите в полголоса следующие высказывания. Какие из них вам наиболее близки? Почему? Свободное время в спортивном центре... Проводить свободное время в спортивном центре? Проводить свободное время в спортивном центре с друзьями? Я всегда провожу свободное время в спортивном центре с друзьями! И т.п. (Это - расширяющаяся синтагма. Имитативное упражнение с ЛЕ из 3 блока ЛТ можно построить на основе расширяющихся синтагм, которые вы можете составить сами и записать на кассету.) 7. Посмотрите на картинки в центре таблицы. Достаточно ли у вас времени, чтобы успеть сделать всё? 2) Урок формирования лексических навыков с использованием лексико-грамматических таблиц (ЛГТ) Представим себе, что учащиеся уже усвоили значения новых лексических единиц, и необходима их дальнейшая автоматизация. «Что же делать дальше?» - спросите вы. Необходим комплекс новых заданий, при выполнении которых учащиеся должны будут использовать в речи знакомый лексический материал в новых сочетаниях, в новых комбинациях. В качестве эффективного средства, способствующего комбинированию новых лексических единиц между собой, а также их комбинированию с ранее усвоенными, выступают ЛГТ - лексико-грамматические таблицы. Чем ЛГТ отличается от тех таблиц, которые мы показали выше? • отсутствуют значения слов на родном языке; • слова объединены в блоки, которые имеют определенную функциональную нагрузку; • каждый блок слов предваряется определённым набором синтагматических моделей, благодаря которым и указывается функциональная направленность данной группы слов. В самом блоке ярко выражено то или иное грамматическое явление. Блок может предваряться и общим названием (например: «Free Time»/ «Свободное время»), объединяющим ЛЕ тематически (в этом случае ученики самостоятельно подбирают модели для высказываний). (14) ЛГТ имеют определенную структуру, независимо от ключевого понятия (см. схему 4). Учитывая специфику класса, уровень обученности и т.п., учитель может вносить в ЛГТ коррективы (заклеить и вписать необходимые ЛЕ и грамматические конструкции) По сути, работу над ЛГТ можно назвать совершенствованием лексических навыков говорения. Очевидно, что на этапе совершенствования навыков будут отсутствовать упражнения имитативного характера (форма и значение слов уже закрепились в сознании учащихся). На стадии «обозначение» предполагаются упражнения в виде вопросов к отдельным блокам таблицы. Покажем это на примере таблицы «A true Friend» (см. схему 5). (15) Возможные вопросы на стадии обозначения: 1) What is a true friend like? In order to answer this question, use the word combinations from the first box of the table, (блок 1). 2) What mustn't a true friend do? (учащиеся должны использовать ЛЕ из блока 6). Больший удельный вес на уроке должны иметь упражнения на стадии комбинирования: 1) Create a portrait of a true friend, using the table, (предполагается использование ЛЕ из всех блоков таблицы). 2) Explain what a person must do to become a true friend. 3) They say: «They are rich who have true friends». Do you agree with the proverb? Back up your opinion. 4) All of you have best friends. In order to describe your best friend, complete your own table «My best friend» with the following columns. Mind the grammatical constructions that you use. (Эту часть упражнения можно предложить в качестве домашнего задания в письменном виде; учитель предлагает учащимся заполнить таблицу с готовыми синтагматическими моделями) 1. My best friend is... 2. We made friends... 3. My close friend gives (gave) me a helping hand when I... 4. We usually / often... 5. My best friend always... 6. He / she never... Why do you think that your friend is the best one? Explain why, using your table. Работа с ЛГТ сложна для учащихся лишь на первых порах. Постепенно ученики привыкают к использованию ЛГТ, усваивая ее структуру, а значит и функциональную направленность слов. Главное, что ЛГТ создаёт отличную возможность использовать новые слова в различных сочетаниях. Но это при условии, что учитель формулирует установки таким образом, чтобы каждая последующая нацеливала учащихся на выбор каждый раз новых слов и функциональных моделей, заложенных в таблице. 3) Урок формирования лексических навыков с последовательным использованием ФСТ и ЛГТ Впредлагаемом ниже уроке мы хотим обратить ваше внимание на то, что ФСТ и ЛГТ могут поочередно использоваться на одном и том же материале. При таком подходе, безусловно, ещё прочнее усваиваются лексические единицы (ЛЕ). Предлагаем вам убедиться в эффективности этого подхода на основе урока формирования лексических навыков говорения для 9 класса. Проблема урока: «A Good Job: What is It Like?» Экспозиция к уроку: Soon you will finish the 9th form. I am sure that most of you have already chosen a future profession. It's not easy to make such a choice. Today we'll discuss what you are going to be and what sort of job appeals to you. Перед тем, какначать обсуждение проблемы с помощью ФСТ-1а, предложите учащимся картинки или фотографии с изображением людей различных профессий и проведите короткую беседу о том, кем учащиеся собираются стать, кем работают их родители, знают ли они о профессиональных намерениях своих одноклассников и т.п. (16) После этого учащимся раздаётся ФСТ-1а (см. схему 6). Таблица содержит не только новые, но и уже известные слова. Значения известных слов вы можете убрать. Стадии работы: 1. What kind of job would you like to have? Listen to the speaker and choose the characteristics that are important for you/ your friends/ your parents. (Затем учащиеся слушают ЛЕ из первой горизонтали ФСТ-1а, записанные с интервалом в несколько секунд и с вопросительной интонацией. Таким образом, используя каждую горизонталь ФСТ-la, необходимо провести упражнения на стадии «восприятие-имитация».) 2. So, what kind of job would you like to have? (Поочередно задайте вопросы из левой колонки ФСТ-1а. Кроме того, можно задать учащимся те же вопросы, касающиеся их друзей и близких. Отвечая на эти вопросы, учащиеся употребляют ЛЕ из каждой горизонтали таблицы. Прием Look up and say позволит им не просто считывать ответы, а использовать их в речи. Таким образом проводятся упражнения на стадии «обозначение». 3. Далее можно предложить следующие упражнения на стадии «комбинирования». 1) Now try to describe a job that you'd like to have in the future. Explain your choice. You may use the following phrases. (Предложите на доске опору для высказываний учащихся.) I'd like to have a... job. I think,.... is/are very important for me while choosing a job. I'd like to.... in order to get job satisfaction. ... is/are necessary for my future career. Besides, to become aprofessional I need... Обязательно дайте вашим учащимся некоторое время для подготовки высказываний. При ответе они могут пользоваться таблицей в качестве опоры. Кроме того, при ответе одного из учеников обязательно предложите остальным учащимся установку на слушание: Listen to... and say if you would like to have the same job. Explain why; try to guess the profession described и другие. 2) 3) Если какие-либо профессии не были упомянуты, то можно спросить учащихся, что они о них думают и как их оценивают. Например: a) Many school leavers dream of becoming economists. Why? b) The profession of a lawyer has become very popular today. Many school leavers try to enter law faculties of various universities. Why? What makes them do it? После того, как завершена работа над ФСТ-1а, аналогичным образом организуется работа по ФСТ-1б. Здесь могут иметь место установки нацеливающие учащихся на оценку своей будущей работы. Главным является поиск ответа на вопрос: «Как преуспеть в работе и что для этого необходимо?» Если уровень владения иностранным языком учащимися позволяет, то следует просить их объяснять сказанное, подтверждать свою точку зрения аргументами, приводить примеры и т.д. В качестве домашнего задания учащиеся должны письменно описать профессии, которые, по их мнению, являются наиболее привлекательными для их сверстников. На следующем уроке с помощью ЛГТ обсуждается понятие «хорошая работа. При работе с ЛГТ будут отсутствовать упражнения на соответствие стадии «восприятие-имитация», т.к. ЛЕ уже знакомы учащимся. После вопросов к отдельным блокам ЛГТ, мы рекомендуем Вам организовать работу учащихся в парах с использованием таблицы. (схема 7) (17) 1) Предложите учащимся ролевую игру, в которой они поочередно выполнят роль психологов, зададут вопросы и, затем, на основе ответов своих товарищей подбирают для них наиболее подходящие профессии. 2) После того, как каждый из учеников побывал в роли психолога, предложите им обосновать рекомендации своим партнёрам перед классом. 3) В заключение предложите учащимся, используя содержащиеся в таблице поговорки и изречения, высказать свою точку зрения по поводу их содержания, интерпретировать либо объяснить смысл сказанного с помощью примеров и т.п.
1. Первый вид можно назвать «манипулятивным». (18) Вот примеры «манипуляций». (схема 8) 2. Второй вид - рифмовки по проблеме. Рифмовки должны быть серьезными или шутливыми, но обязательно осмысленными. Вот примеры: (19) My friend is not crazy Flexible, reliable... She's never lazy. Isn't it desirable? My friend was cunning I've made a test: Butit wasn't stunning. My friend is the best. My friend is really optimistic She seems to be nice But I'm rather pessimistic. Just like a little mouse. Our friendship is strong It will last very long. I don't think I'm wrong Конечно, не все рифмовки нужно давать учащимся. Можно одну-две для примера. Пусть они сами «попотеют», порыщут по списку слов, подумают. Чем больше и дольше это будет длиться, тем прочнее запомнят они все слова и их значение. 3. (20) Третий вид работы - подбор слов, потенциально необходимых для высказываний о предметах обсуждения по проблеме. В данной проблеме мы выделим 9 предметов:
|