Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОРИГИНАЛ-МАКЕТ







Лицевая сторона Оборотная сторона


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
о правовых аспектах ограничения права отдельных категорий
граждан Российской Федерации быть членами политических партий
и ограничения в служебной деятельности граждан,
являющихся членами политических партий

Право граждан Российской Федерации на объединение закреплено в ст. 30 Конституции Российской Федерации. Однако некоторые законодательные акты содержат нормы, ограничивающие права отдельных категорий граждан Российской Федерации быть членами политических партий.

В соответствии с п.3 ст. 10 Федерального закона «О политических партиях» от 11.07.2001 года № 95-ФЗ лица, замещающие государственные или муниципальные должности, и лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положение в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии. Указанные лица, за исключением депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов иных законодательных (представительных) органов государственной власти и депутатов представительных органов местного самоуправления, не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей.

В п. 10 ст. 23 вышеуказанного закона предусмотрено, что ограничение права на вступление в политическую партию либо обязанность приостановления членства в политической партии может устанавливаться для определенных категорий граждан Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами. Указанные ограничения, содержащиеся в законодательстве Российской Федерации, могут быть условно разделены на следующие группы:

 

1. Членами политических партий не могут быть:

1.1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации (Ст. 11 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливает: «Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких – либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей»).

1.2. Федеральные судьи (в ст. 3 ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» сказано: «Судья не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность...»).

1.3. Мировые судьи (п. 2 ст. 5 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» устанавливает: «Мировой судья не вправе... принадлежать к политическим партиям и движениям...»).

1.4. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (п. 2 ст. 11 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» определяет: «Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели»).

1.5. Военнослужащие (в п. 2 ст. 9 ФЗ «О статусе военнослужащих» сказано: «Военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы».

К военнослужащим, согласно ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих» относятся:

– офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее – военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);

– офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;

– сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта (далее – военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).

Офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»: «Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.

Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, войсках гражданской обороны (далее – другие войска), инженерно – технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее – воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее – органы), воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

1.6. Прокурорские работники (в п. 4 ст. 4 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» установлено: «Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности...»).

1.7. Служащие кадрового состава и военнослужащие органов внешней разведки (в ст. 17 ФЗ «О внешней разведке» определено: «Служащие кадрового состава и военнослужащие органов внешней разведки Российской Федерации не могут состоять в общественных объединениях, преследующих политические цели»).

1.8. Члены Совета директоров Центрального банка Российской Федерации (в соответствии со ст. 19 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» члены Совета директоров не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно – политических и религиозных организациях»).

2. Существуют ограничения, связанные с членством в политической партии для:

2.1. Государственных служащих (в пп. 11 и 13 п. 1 ст. 17 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сказано, что «в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных)... политических партий,... если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности»).

В соответствии со ст. 18 указанного Федерального закона гражданский служащий обязан:

«не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций».

Согласно названному Федеральному закону «гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений».

Одновременно следует отметить, что аналогичные ограничения, связанные с членством в политических партиях, а также деятельностью сторонников политической партии, установлены для государственных служащих Указом

Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» от 12.08.2002 г. № 885.

2.2. Муниципальных служащих (в ст. 11 ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» сказано, что муниципальный служащий не вправе «использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений»).

2.3. Сотрудников таможенных органов (в п. 11 ст. 7 «О службе в таможенных органах Российской Федерации» сказано, что «сотрудник таможенного органа не вправе использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним»).

2.4. Сотрудников милиции (в соответствии со ст. 20 ФЗ «О милиции» «в милиции не допускается создание и деятельность политический партий и их организаций, сотрудники милиции не могут быть ограничены в своей служебной деятельности решениями политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели»),

2.5. Сотрудников органов федеральной службы безопасности (в ст. 16 ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» сказано, что «сотрудники органов федеральной службы безопасности в своей служебной деятельности руководствуются федеральными законами и не могут быть связаны решениями политических партий, общественных движений и общественных организаций»). При этом надо учитывать, что на сотрудников ФСБ, являющихся военнослужащими, распространяется действие ст. 9 ФЗ «О статусе военнослужащих» и ст.2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

2.6. Личного состава Государственной противопожарной службы (В ст.7 ФЗ «О пожарной безопасности» сказано, что «В своей деятельности личный состав Государственной противопожарной службы не может быть ограничен решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели». Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава; военнослужащих; лиц, не имеющих специальных или воинских званий).

Региональным отделениям Партии следует руководствоваться вышеуказанными положениями законодательства Российской Федерации при осуществлении работы по привлечению в Партию новых членов.

Кроме перечисленных ограничений права на вступление в политическую партию и ограничений в служебной деятельности граждан, являющихся членами политических партий, необходимо учитывать следующие положения законодательства Российской Федерации.

Личный состав ряда министерств, служб и учреждений может состоять из военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, имеющих специальные звания. К таким министерствам, службам и учреждениям следует отнести:

– Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в том числе Государственную противопожарную службу;

– Министерство внутренних дел Российской Федерации, в том числе
Федеральную миграционную службу и Государственную фельдъегерскую службу Российской Федерации;

– Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;

– Федеральную службу безопасности Российской Федерации;

– Федеральную службу исполнения наказания Министерства юстиции Российской Федерации.

В случае возникновения вопроса о возможности стать членом Партии для этих категорий граждан необходимо индивидуальное частное решение в каждом конкретном случае, в котором надо учитывать, имеет ли гражданин Российской Федерации статус военнослужащего в соответствии со ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих» и ст.2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». При наличии статуса военнослужащего данный гражданин не может быть членом Партии по основаниям, изложенным в п. 1.5 настоящего письма


ФОРМИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕПУТАТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (ФРАКЦИЙ, ГРУПП)
«ЕДИНАЯ РОССИЯ» В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Порядок организации деятельности депутатских объединений (фракций, групп) «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в представительных органах местного самоуправления регламентируется главой 16 Устава Партии, а также Положением о депутатском объединении (фракции, группе) «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в представительном органе муниципального образования, утвержденного решением Президиума Генерального совета Партии 25 апреля 2007 года, протокол № 11 (в настоящем разделе сокращенно – Положение).

Для создания депутатского объединения «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в представительных органах местного самоуправления муниципальных образований всех уровней необходимо убедиться в том, что Регламент соответствующего представительного органа и (или) Устав муниципального образования содержат норму о создании фракций политических партий.

Если такая норма отсутствует, необходимо через депутатов-членов и сторонников Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» добиться внесения соответствующей нормы в Устав муниципального образования или в Регламент представительного органа.

 

Например:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал