![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экологическое образование, просвещение и воспитание
В Омской области сформирована и функционирует система всеобщего непрерывного и комплексного -экологического воспитания и образования населения, охватывающая весь процесс дошкольного и школьного образования и воспитания, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, послевузовское образование. Ключевой проблемой системы непрерывного экологического образования является профессиональная подготовка преподавателей. При подготовке педагогов-экологов выделяют проблемы: • отставание содержания экологического образования от современного состояния науки экологии и практики; • неадекватная оценка (завышенная) учителем своих профессиональных навыков; • слабая разработанность методики эколого-педагогической подготовки учителей; • отсутствие мотивации переподготовки педагогов со стороны управленческих структур; • слабая обеспеченность специалистов отечественной учебно-методической литературой по вопросам экологии и др. В общеобразовательных школах идет процесс внедрения региональной программы непрерывного экологического образования «Экология и охрана природы». Программа опирается на интеграцию общего и экологического образования, несет черты региональности. Большую популярность и эффективность приобрели формы внеучебного дополнительного (альтернативные формы) образования: экологические лагеря, экспедиции, диспуты, круглые столы, деловые игры и т. д. Альтернативные формы обучения, включающие организацию научно-исследовательской деятельности учащихся по изучению экологической ситуации в регионе, экологизация естественных научных дисциплин, рациональное использование природных ресурсов, бережное отношение к природе и т. д. Итоги такой работы подводятся на НОУ «Поиск». С большим энтузиазмом работают ДЮЭЦ; ОблСЮН; биологические отделы при дворцах творчества, эколого-биологический Центр с мини-зоопарком в центре города. Детский эколого-эстетический центр (г.Исилькуль), «Общество охраны природы Сибири», Экологический клуб «Экое», Омская региональная общественная организация «Мир приключений», «Клуб путешественников», Дом творчества детей и юношества (п. Любино) и др. На ГорСЮН в настоящее время организован общеобразовательный процесс по 50 направлениям в 250 кружках, в которых занимается 2500 детей. Основная задача ГорСЮН - развитие творческого потенциала ребенка, воспитание бережного отношения ко всему живому. Кружковая работа с детьми проводится и в школах города № 4, 38, 40, 73, 99, 138, 142 и др., гимназиях 66, 137. В 1996 г. открыт экологический отдел на станции, дети изучают и применяют на практике «Экологическое право», «Экологию человека», «Экспериментальную экологию», «Устойчивое развитие Омской области» и т.д. Директор ГорСЮН - Станковский А.П. На станции работают общественные организации: • ОО Детско-юношеский «Экологический центр»; • 00 «Общество охраны природы Сибири»; • 00 Клуб кактусоводов «Ацтекиум»; • 00 Клуб юных краеведов «Поиск»; • 00 Экологический клуб «Экое»; • 00 Клуб цвето одев. Ежегодно 1 500 юных исследователей природы ОблСЮН (директор Филипова В.С.) расширяют и углубляют свои знания по биологии, растениеводству, животноводству, экологии. Площадь учебно-опытного участка 8 га, на полях дети выращивают 300 видов цветочно-декоративных, лекарственных, древесно-кустарниковых растений. Есть на станциях помещения для содержания животных - это различные породы и виды попугаев, кур, гусей, уток, кроликов, морских свинок, крыс, аквариумных рыб, черепах, а также фазан, горлица и т.д. Коллекцию зимнего сада ОблСЮН и теплицы ГорСЮН составляют свыше 500 видов экзотических растений - представителей различных континентов мира. Главной особенностью учреждений дополнительного образования эколого-биологического профиля является их гармоничное вхождение в созданную в регионе программу непрерывного экологического воспитания детей. В образовательные программы введен региональный компонент - экология. Ряд программ - авторские. Одним из приоритетов станции является опытническая, исследовательская дея- Окружающая природная среда Омской областр Научно - исследовательская и опытническая деятельность способствует развитию познавательной активности детей, предусматривает решение детьми творческих, исследовательских задач: постановка проблемы, " ознакомление с литературой по данной теме, овладение методикой исследований, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы. Инновацией является создание экспериментальных площадок на базе вузов и НИИ. Проблемам экологии посвящены организационно-массовые мероприятия: экологическая неделя «День защиты животных», «День Земли», операция «Птицеград», эколого-патриотическая акция «Дерево жизни», конкурс рисунков и плакатов в защиту природы, собирают корм для птиц, развешивают скворечники и кормушки, заложен парк на территории ОблСЮН. Традиционными стали областные экологические фестивали-конкурсы: «Белая береза» и «Красота спасет мир», «Цветочная мозаика», фотоконкурс «Охрана Окружающей среды и человек», конкурс «День птиц», смотр-конкурс экологических дружин, школьных лесничеств, «ТОШ года», учебно-опытнических участков. Организуют и проводят семинары и консультации для педагогов школ и УДО области. Жители г.Омска и области посещают тематические выставки о природе в Омском областном государственном историко-краеведческом музее и музее изобразительных искусств. В историко-краеведческом музее разработаны экскурсии: «Лесная прогулка», «По рекам и озерам», «Природа нашего края», Отделом природы совместно с кафедрой экологии ОмГПУ, Государственной лесной службой разработана прекрасная картотека на памятники природы и заказники Омской области (62 карточки). Ни одно крупное мероприятие в г.Омске не обходится без участия Комитета природных ресурсов по Омской области. Люди понимают свою ответственность перед будущим, и задача состоит в том, чтобы выполнялись конкретные дела. Анализ работы библиотек в Омской области В Омской области идет процесс становления библиотек как информационно-культурных центров в системе формирования экологической культуры и профессионального комплексного экологического образования и просвещения населения. Библиотеки в г.Омске и области образуют густую сеть, обладают мощным информационным потенциалом. Задача - создание информационной базы по научным вопросам, экологич ским проблемам, формирование различных фондов с необходимой литературой и периодикой; поиск те: нологий справоч-но - библиографической работы и инновационных методов экологического просвещени г всех слоев населения; повышение экологической культуры самих библиотечных работников. Библиотеками накоплен большой опыт в различных направлениях экологичесь > го просвещения. В библиотеке им. К. Маркса ЦСМБ г.Омска экологическая программа оформлена в в не плана работы «Ладонью прикрой Землю» с перечнем тематических мероприятий, форм и календарных сроков их проведения. Цель программы - пробудить общественное участие и внимание к конкретным проблемам экологической среды города, экологическое образование пользователей. Городская библиотека им. К. Маркса ЦСМБ г. Омска - участница I и II Всероссийского смотра-конкурса работы библиотек по экологическому просвещению населения, награждена Дипломом Участника Всероссийского смотра-конкурса 1995/1996 гг. и Дипломом Участника Всероссийского смотра-конкурса 1997/1998 гг. и наборами-экологической литературы. Мероприятия библиотеки финансировались из внебюджетного экологического фонда. На сегодняшний день эти фонды ликвидированы. Финансирование библиотек возможно за счет средств областного бюджета Администрации Омской области по смете расходов на финансирование экологических и природоохранных мероприятий По итогам Всероссийского смотра-конкурса работы библиотек по экологическому просвещению населения 2000-2001 г. по Омской области лауреатами стали: - Омская государственная областная научная библиотека им. А.С. Пушкина; - Библиотека им. К. Маркса - филиал ЦГБ им. В.И. Ленина г. Омска; и Дипломантами по Омской области - Горячеключевский сельский филиал ЦРБ - Экологический центр, п. Горячий Ключ. Профессиональная экологическая подготовка руководителей, специалистов, граждан Программы профессиональной экологической подготовки руководителей, специалистов, граждан в региональном Центре повышения квалификации при СибАДИ охватывают самые различные области экологических знаний. Занятия проводили специалисты КПР по Омской области и других контролирующих организаций, всего в 2002 г. обучено 63 человека. Перспективным направлением развития подготовки организаторов экологического образования может стать интеграция отечественного и зарубежного опыта. Все эти проблемы решаются при эколого-педагогической подготовке учителей в ИПКРО. Таблица 6.12.1 Экологическое просвещение, образование, воспитание в 2002 г.
Лагеря и экологические экспедиции, осуществленные в 2002 г. Таблица 6.12.2
Общероссийские Дни Защиты от экологической опасности В провес нци общероссийских Дней защиты от экологической опасности в 2002г., проходивших под девизом «Экология-Безопасность-Жизнь», приняли участие государственные природоохранные органы и общественные организации. Ежегодно в Дни зашиты в районах области проводятся выставки экологического плаката, картин, поделок из природного материала. Таблица 6.12.3 Акции, проведенные в Дни Защиты от экологической опасности
Окружающая природная среда Омской облает
|