Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экологический мониторинг на территорий Омской области
Единой системы экологического мониторинга на территории Омской области нет, работы по отдельным видам экологического мониторинга проводятся различными ведомствами в пределах их компетенции. Мониторинг источников антропогенного воздействия является одной из основных задач ГУПР по Омской области. Ежегодно обновляются базы данных (БД) по формам статотчетности 2-ТП «воздух», 2-ТП «водхоз», 2-ТП «отходы», по результатам обработки БД издаются Ежегодник «Обзор выбросов зредных веществ в атмосферу на территории Омской области» и ежегодный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Омской области». Мониторинг животного и растительного мира В 2000 г. завершена разработка БД «Флора» для накопления сведений и создания унифицированного информационного ресурса по таксономическому разнообразию, ландшафтным, экотопическим и фитоценотическим связям редких и охраняемых видов растений на территории Омской области. В связи с отсутствием финансирования в 2002 г. работы по пополнению БД не проводили. Работы по лесопатологическому мониторингу в 2002 г. проведены Государственной лесной службой на площади 100 тыс.га. Работы по мониторингу лесного фонда ведутся лесхозами постоянно зходит в основные обязанности) за счет собственных средств. По медико-экологическому мониторингу в рамках развития системы социально-гигиенического мониторинга на территории Омской области в 2002 г. продолжалась работа по созданию автоматизированной системы мониторинга (АСМ) спонтанных абортов и здоровья новорожденных. По мониторингу загрязнения окружающей природной среды: государственная наблюдательная сеть за загрязнением окружающей природной среды Обь-Иртышского УГМС имеет следующий количественный состав: • наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха проводятся регулярно в одном городе Омске на 6 ПНЗ, измеряются концентрации 27 индивидуальных ингредиентов (и еще 5 сочетанного действия); • наблюдения за качеством поверхностных вод суши проводятся на 6 реках, в 11 пунктах, 19 створах, 26 вертикалях по гидрохимическим показателям (33 ингредиента) с одновременным определением гидрологических показателей, 3 физических показателя^ • наблюдения за загрязнением почв осуществлялись в 31 пункте на территории г/Омска на содержание нефтепродуктов, тяжелых металлов и остаточных количеств гербицидов (всего 9 ингредиентов). • наблюдения за химическим составом и кислотностью осадков на территории г.Омска проводили ежесуточно на рН, сливные месячные пробы на содержание 4-х ингредиентов и электропроводности; • система контроля'загрязнения снежного покрова на территории Ймской области осуществляется в 4-х пунктах (г.Исилькуль, г.Омск, г.Тара, с.Усть-Ишим), определяют содержание 9 основных анионов и катионов, 9 тяжелых металлов, рН и электропроводность; • наблюдения за толщиной озонового слоя над территорией г.Омска; • наблюдения за радиационной обстановкой осуществляются на стационарной сети путем измерений: мощности экспозиционной дозы гамма-излучения на местности - в 19 пунктах; выпадений радиоактивных аэрозолей из атмосферы - в 2 пунктах (г.Омск, г.Тара), концентрации радиоактивных аэрозолей в приземном слое атмосферы - в 1 пункте (г.Омск); • оперативное выявление и расследование опасны эколого-токсикологических ситуаций, ев данных с аварийным загрязнением природной среды, а та ке возможных причин неблагоприят ых.менений среды неизвестного происхождения. По государственному мониторингу водных объектов ГУПР по Омской области организует мо- Государственный мониторинг водных объеь ов состоит из: • мониторинга поверхностных водных объектов; • мониторинга подземных водных объектов; • мониторинга водохозяйственных систем и сооружений. Ежегодно разрабатывается и согласовывается с Администравд й О ско? области Программа по и-ению государственного мониторинга поверхностных водных объе гов гос царств энного монито-: -: нга водохозяйственных систем и сооружений на территории Омской олас и.
Ведение Государственного мониторинга подземных водных объектов согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997г. №307 осуществляется в составе Государственного мониторинга геологической среды (ГМГС) и обосновывается-в программах. На территориальном уровне мониторинг поверхностных водных объектов осуществляет Обь- В настоящее время на территории Омской области действует 40 гидрологических постов практически на всех реках, где есть населённые пункты, из них на 28 постах изучается сток воды, на 11 дополнительно сток наносов. Шесть постов расположены на озерах. На 12 гидрологических постах ведутся наблюдения за > имическим составом воды. В связи со сложным финансированием гидрометслужбы за период 1991-2001г.г. закрыто 8 постов, относящихся к дополнительной сети. Реперные посты сохранены. Сокращено количество пунктов наблюдений за качеством воды с 24-х в 1996г. до 12-ти в 2001 г, в том числе прекращены полностью наблюдения на всех озерных гидропостах. Ка>; ство наблюдений за стоком рек из года в год снижается из-за ветхости оборудования на гидропост л. I '.иные наблюдений за стоком воды в створе р. Иртыш - с. Татарка, контролирующем сток на ■ ' '■ границе с К.захстаном и в створе р. Омь-с. Нижняя Омка (граница с Новосибирской областью) - низкого качестгя из-за использования устаревших плавсредств и оборудования гидропоста. Состояние материально -технической базы Обь-Иртышское УГМС: изношенность - 70%, приборное обеспечение - 50% от требуемого, кадровое обеспечение-100%. Информационная база о состоянии окружающей среды ежедневно пополняется сведениями, полу енными от действующей государственной сети мониторинга, наблюдения на которой осуществляет Омскгидромет. На локальном уровне водопользователи ведут наблюдения за качеством воды на водных объектах: в 7-ми створах производится контроль за влиянием сточных вод на водные объекты. В каждом створе отбираются пробы на химический анализ в 500 м выше и ниже сброса сточных вод. Ведомственные службы наблюдений (лаборатории предприятий) в большинстве не аккредитованы на техническую компетентность по выполнению работ по мониторингу загрязнения окружающей среды. Контроль за качеством воды в водоёмах осуществляют также областной и городской центры Госсанэпиднадзора. Гор.СЭС отбирает из р. Иртыш пробы на хим.анализ в створе водозабора МУП «Во-локанал» (д. Падь) с периодичностью 1 раз в месяц зимой и 2 раза в месяц летом. В летний период ведутся наблюдения за качеством воды в р. Иртыш в створах 7-ми городских пляжей. Перечень организаций, осуществляющих государственный мониторинг водных объектов на территории Омскрй области не утвержден, и как следствие, данные наблюдений, осуществляемых предприятиями, в единый государственный банк данных о состоянии загрязнения окружающей среды не помещаются. Мониторинг водохозяйственных систем и сооружений.^ К водохозяйственным системам (далее " ВХС) относятся водорегулирующие сооружения (гидроузлы) на малых реках Омской области, плотины на балках и логах с целью создания водохранилищ для рыборазведения, рекреации, обводнения орошения; накопители стоков. Кроме того, к ВХС относятся мелиоративные системы, системы технического водоснабжения промпредприятий, питьевого водоснабжения населения, организаций и предприятий, системы очистки и сброса сточных, коллекторно-дренажных вод. Исходя из того, что в составе ГУПР по Омской области отсутствуют подведомственные ГТС, ведение мониторинга за существующими сооружениями возлагается на водопользователей или на эксплуатационные организации. По своей классификации сеть наблюдений ГМВХС характеризуется тремя видами: станции, пункты, посты. При этом ГТС (или узел ГТС) в системе ГМВХС рассматривается как пункт наблюдений. Ввиду того, что в составе ГТС эксплуатируются водохранилища емкостью от 0, 1 - 6, 5 млн.м3, хозяйственное назначение и использование объектов в каждом конкретном случае различно. По этой причине состав наблюдений также разнообразен. Наблюдательные пункты организованы и действуют на котловане-накопителе сточных вод фирмы " О 1ски.1 бекон", на илошламонакопителе очистных сооружений канализации г. Омска (за фильтрацией водохранилища и состоянием дамб) соответствующей службой МУП " Водоканал" г. Омска. Наблюдения за состоянием насосных станций осуществляется 4-я межрайонными ремонтно-эксплуатационными учреждениями (МРЭУ) департамента " Омскмелиоводхоз". Из 65 насосных станций на балансе МРЭУ находятся 52, 13 шт. на балансе АО. Из 9 дренажных насосных станций - 6 на балансе МРЭУ. В МРЭУ имеются специализированные службы по эксплуатации и ремонту с наличием специаль- Окружающая природная среда Омской области ной техники для выполнения земляных, водоотливных и монтажных работ, а также и при необходимости - водолазных работ. Насосные станции, находящиеся на балансе акционерных обществ, эксплуатируются силами самих^ хозяйств,, но контроль и ремонты осуществляют МРЭУ по отдельным договорам. Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Омской области осуществляет сбор, анализ, обработку и обобщение информации по состояние сооружения, принимает решения о дополнительных наблюдениях и измерениях, если это необходиг э по техническому состоянию сооружения. Во время эксплуатации ГТС на прилегающую территорию оказывается негативное влияние. Оно выражается в виде подтопления прилегающих территорий, повышения уровней грунтовых вод, подмыва берегов. Необходимо отметить, что наблюдения за этими процессами отражается в составе государственного мониторинга геологической среды (ГМГС). По международным проектам управления водными ресурсами ведутся работы по реализации совместного Российско-Казахстанско-Французского проекта «Трансграничное управление бассейном р.Иртыш». Одна из целей проекта - содействовать развитию контрольной системы мониторинга водных ресурсов бассейна р.Иртыш и установить необходимые элементы для сети мониторинга в России и Ка-захтане. Государственный мониторинг геологической среды Государственный мониторинг состояния недр (ГМСН) представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки, обобщения и анализа информации для оценки состояния и использования недр и прогноза ее изменений под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности. На территории Омской области ГМСН осуществляется на федеральном, территориальном и объектном (локальном) уровнях. На региональном и территориальном уровнях ведение мониторинга осуществляется филиалом ТЦ ГМСН по Омской области по государственной и территориальной сети пунктов наблюдений, а также проводится сбор, анализ информации по материалам геологоразведочных работ, по мониторингу объектного (локального) уровня. Проводится систематизация и обобщение полученных данных для оценки состояния недр на территории Омской области. Информация передается органам государственной власти и, ГУПР по Омской области. Объектный (локальный) мониторинг ГМСН проводится недропользователями и иными субъектами хозяйствования, оказывающими влияние на состояние недр, на территориях, где ими осуществляется хозяйственная деятельность, определенная государственной лицензией на недропользование. Требования к объектному мониторингу оговорены в лицензиях на право пользования недрами, здесь же определен и порядок ведения мониторинга состояния недр. Для организаций, не являющихся непосредственными недропользователями, эти требования установлены по предписаниям, программам, разработанным в ТЦ ГМСН и утвержденньгм ГУПР по Омской области. Мониторинг состояния недр на объектном (локальном) уровне проводится в комплексе с мониторингом других компонентов окружающей природной среды. Целью ГМСН является информационное обеспечение управления государственным фондом недр и рационального недропользования в части, вытекающей из функций и задач ГМСН. Основными задачами ГМСН являются:, • получение, обработка и анализ данных о состоянии недр; • оценка состояния недр и прогнозирование его изменений; • своевременное выявление и прогнозирование развития природных и техногенных процессов, влияющих на состояние недр; • учет состояния недр по объектам недропользования, запасов подземных вод и их движения; • разработка, обеспечение реализации и анализ эффективности мероприятий по обеспечению экологически безопасного недропользования и охраны недр, а также по предотвращению или сниже шю, негативного воздействия опасных геологических процессов;,.. • регулярное информирование органов государственной власти, организаций, недропользова гелей и других субъектов хозяйственной деятельности об изменениях состояния недр в установлен мм порядке; • межведомственное взаимодействие и международное сотрудничество в сфере кологически (езопас-ного природопользования. Система государственного мониторинга состояния недр территории Омс1 ой области в: лючает следующие подсистемы: •. монитор инг опасных экзогенных геологических процессов; • мониторинг участь в недр, испытывающих воздействие хозяйственной деятельности, не свя Мониторинг подземных вод в Омской области на федеральном и территориальном уровне проводится в пределах природных и природно-техног нш-. объектов по 126 скважинам на 38 постах. По этим объектам изучаются закономерности формироиат 1 естественного режима уровней и качества подземных вод основных эксплуатируемых водоносных п ризонтов. Также изучается нарушенный режим подземных вод (территориальная наблюдательная сеть) на водозаборах при эксплуатации (18 постов, 44 скважины) с целью оценки изменения их гидродинамических, гидрохимических характеристик и уровня техногенного загрязнения. Мониторинг экзогенных геологических процессов (ЭГП) в Омской области на федеральном уровне проводится на 4 участках, на территориальном - на 5 участках. Изучались процессы гидродинамической группы - речная боковая и овражная эрозия, а также тесно связанные с ними процессы гравитационной группы - оползни, осыпи, обвалы. Мониторинг участков недр, испытывающих воздействие хозяйственной деятельности, не связанной с недропользованием, ведется на 39 предприятиях по 398 ведомственным режимным скважинам. Проводятся наблюдения за качеством подземных вод и уровенным режимом. Стационарные наблюдения за гидродинамическим и гидрохимическим режимами подземных вод на территории Омской области ведутся по опорной (государственной и территориальной) и ведомственной наблюдательным сетям. По опорн< й сети (38 постов, 126 скважин) изучаются закономерности формирования естественного и слабонаруи жного режима подземных вод на территории области. Опорная наблюдательная сеть была создана, в основном, в 1963-1965 гг. в соответствии с принципами районирования ВСЕГИНГЕО. Сеть рассредоточена по территории Омской области. Посты и одиночные пункты приурочены, в основном, к крупным населенным пунктам. Пространственное размещение постов и наблюдательных скважин позволяет охватить наблюдениями все гидролого-климатические зоны, отличающиеся величиной инфильтрационного питания грунтовых вод (избыточного, умеренного, недостаточного); участки с разными геолого-гидрологическими, геоморфологическими условиями, с различными видами режима подземных вод - междуречным, склоновым, террасовым, приречным. Планомерное создание наблюдательной сети проводилось до 1986 года. По источникам финансирования опорная наблюдательная сеть разделена на федеральную (22 поста, 75 скважин) и территориальную (16 постов, 51 скважина). Продолжительность периода режимных наблюдений достаточно высокая и составляет 10-30 лет и более по 69 скважинам федеральной сети и 43 скважинам территориальной сети. Все наблюдательные скважины объединены в посты (38 постов), состоящие из 2-3 и более скважин, пройденных на разные водоносные комплексы (горизонты). В процессе стационарных режимных наблюдений, проводимых по скважинам опорной сети, изучаются гидродинамический и гидрохимический режимы подземных вод в естественных и слабонарушен-ных условиях. В течение 2002 года проведено инспектирование наблюдательной сети по 75 режимным скважинам, отремонтировано 15 наблюдательных скважин. Кроме наблюдений за естественным режимом подземных вод, изучается нарушенный режим подземных вод на водозаборах при эксплуатации (18 постов, 44 скважины) с целью оценки изменения'их гидродинамических, гидрохимических характеристик и уровня техногенного загрязнения. Начало режимных наблюдений в условиях нарушенного эксплуатацией режима подземных вод приходится на 1965-1975гг. Наблюдательные эксплуатационные скважины, оборудованные на водоносные горизонты палеогеновых (черталинская, журавская свиты) и нижне-верхнемеловых (покурская свита) отложений, расположены по всей территории области. Ведомственные наблюдательные сети (39 предприятий, 398 скважин) организованы для получения информации об изменениях гидродинамических и гидрохимических характеристик подземных вод под влиянием техногенного воздействия на участках источников загрязнения: полигоне по утилизации и захоронению промышленных отходов, АООТ «Омсккровля», золоотвалах ТЭЦ, АЗС, ОАО «Омский нефтеперерабатывающий завод» и др. Самые крупные ведомственные наблюдательные сети находятся на золоотвале и территории промплощадки ТЭЦ-4 (139 скважин) и на ОАО «ОНПЗ» (41 скважина). В 2002 году в Омской области мониторинг экзогенных геологических процессов (ЭГП) осуществлялся на 4 федеральных участках и 5 территориальных. В полевой период проведены специальное инженерно-геологического обследование и режимные наблюдения на объектах проявления обвально-оползневых процессов, речной боковой и овражной эрозии. Окружающая природная среда Омской области На территории области выделяются экзогенные геологические процессы биогидродинамической, гидродинамической, гравитационной, аэродинамической групп. Заболачивание и подтопление относится к биогидродинамической группе процессов. Заболоченные территории составляют 22 % территории области и находятся, в основном, в северной части области. Болота занимают не только пониженные части рельефа (низинные болота), но и водораздельные пространства (верховые болота). Образование болотных ландшафтов на севере области обусловлено геоморфологическими особенностями рельефа (равнинностью водораздельных пространств), слабой водопроницаемостью приповерхностных горных пород, преобладанием осадков над испарением. В центральных районах области заболочены, в основном, пониженные участки р льефа. Образование болот в озёрных котловинах идёт за счёт последних, а в пойме р. Иртыш за счёт паводковых и грунтовых вод. Подтопление приурочено к территориям крупных населенных пунктов, расположенных на водораздельных равнинах, с централизованной системой водоснабжения и канализации. Явно выраженные признаки подтопления наблюдаются в таких населенных пунктах, как Москаленки, Одесское, Любино, Оконешниково, Марьяновка, в городах Исилькуль, Называевск. Экзогенные геологические процессы аэродинамической группы охватывают всю южную часть области, а также склоны Прииртышского увала на правобережье р.Иртыш. Наибольшую опасность представляет дефляция (ветровая эрозия), которая подвергает эрозии 70% пахотных земель, интенсивность которой высока в засушливые годы. При этом один процент пашни подвержен очень сильной, 25% сильной и 44% умеренной дефляции. По материалам разных лет /12/ вынос почвы с полей в среднем составляет до 27-30 т/га в год. На крутых склонах надпойменных террас р.Иртыш и р.Омь часто наблюдаются эоловые отложения мощностью до 0, 5 м. К гидродинамической группе экзогенных геологических процессов относятся плоскостной смыв и овражная эрозия. В период весеннего снеготаяния смыв плодородного слоя происходит на 45-ти процентах площади пахотных земель. Сильному плоскостному смыву подвержено 3% и умеренному 42 % пашни. Овражная эрозия распространена на склонах речных долин и озёрных котловин. Очень сильная интенсивность её наблюдается на правобережье реки Иртыш. Сильная и умеренная овражная эрозия занимает 2 % территории области. Гравитационная группа ЭГП представлена обвально-оползневыми процессами и боковой речной эрозии по берегам рек Иртыш, Омь и Тара. Эти процессы особенно развиты на склонах Прииртышского ••зала, о чём свидетельствуют современные и реликтовые оползневые террас. В весеннетлетний период 2002 года выявлено повышение активности боковой речной эрозии на г Тара в п.г.т.Муромцево, где размыв береговой полосы Составил от 0, 5 до 2 м. В п.г.т.Большеречье и: Карташово разрушение береговой кромки за счет боковой речной эрозии составило 1-1, 5 м. Отмечена активизация овражной эрозии на Черлакском участке, где не проводились противоэро-: зонные мероприятия. Прирост вершинной части оврагов здесь составил от 3 до 6 м. На Омском участке эта величина составляет 1, 5-2, 5 м, в с.Соляное Черлакского района- 12 м, южнее с.Бердниково вблизи гэошаемых угодий - до 35 м. Опасная ситуация сложилась в долине р.Омь на территории очистных сооружений ~ г.т.Кормиловка, где активное проявление суффозионных процессов угрожает разрушением береговой -еремычки, разделяющей конечный отстойник очистных сооружений и русло р.Омь. По данным наблюдений с 1982 по 2002 г. в среднем отмечается снижение интенсивности об-; ально-оползневых процессов и овражной эрозии, однако по сравнению с данными 2001 года в 2002 го-~. имеет место некоторая активизация экзогенных процессов. Геоэкологические исследования (ГЭИК) масштаба 1: 1 000 000 Омской области В 2001 г. завершены работы по эколого-геохимическим и эколого-гидрогеологическим исследованиям всей территории Омской области, за исключением Омского промышленного района, где такие габоты выполнены раньше. Составлен геологический отчет с комплектом электронных карт масштаба 1: 1000 000 техноген--ь: х объектов и комплексов, ландшафтно-геохимических условий, геологических и инженерно--^элогических процессов, поверхностных и подземных вод, синтетической геоэкологической, оценки г-ологического состояния геологической среды. Установлено, что экологическое состояние геологической среды Омской области обусловлено, —гвным образом, техногенной нагрузкой, качеством подземных вод, интенсивностью проявления экзо--енных геологических процессов, концентрацией вредных химических элементов I риродного и техно-" ^иного происхождения. Выполненная оценка экологического состояния геологической среды позволила выделить в пределах области три зоны, 1 С: верны и юго-восточные районы (49% территории) характеризуются кондиционной подземной водой, слабой техногенной нагрузкой, низкой интенсивностью проявления ЭГП, природным происхождением аномалий вредных химических элементов - зона условно благоприятной геоэкологической ситуации, 2. Центральные и южные районы области, долина Иртыша (50, 3% территории) - зона неблагоприятных гее дологических условий. Они обусловлены высокой техногенной нагрузкой, интенсивным проявлением экзогенных геологических процессов, низким качеством подземных вод, наличием аномалий вредных химических элементов и соединений природного и техногенного происхождения. 3. Территория г.Омска и его окрестностей (0, 7%) - зона весьма неблагоприятной (кризисной) экологической ситуации с очень высокой антропогенной нагрузкой, высокой концентрацией вредных соеди-нениг техногенного происхождения. Государственный мониторинг качества подземных вод в очаге загрязнения ртутью Павлодарского ОАО «Химпром» и озера Былкылдак Подробно проблемы Государственного мониторинга качества подземных вод в очаге загрязнения ртутью Павлодарского ОАО «Химпром» освещены в докладе за2001год. Город Павлодар и его окрестности относятся к числу наиболее экологически неблагоприятных районов Казахстана. Под воздействием широко развитой промышленности в окрестностях города сформировались обширные по площади очаги техногенного загрязнения с очень высокой степенью концентрации различных химических элементов, превышающей естественное содержание. Однако среди них наибольшую опасность для окружающей среды представляет интенсивное ртутное загрязнение в районе ОАО «Химпром», где осуществлялось производство хлора и каустической соды ртутным методом. Основными центрами загрязнения природных компонентов ртутью являются корпус цеха ртутного электролиза и озеро-накопитель Былкылдак. В 2000г Омской ГРЭ на территории между р. Иртыш и ОАО «Химпром» была организована сеть скважин для вед ния мониторинга качества подземных вод. В 2002 г. продолжались работы по ведению государственного мониторинга. Были проведены следующие виды работ: • инспекция наблюдательной сети (36 скважин) с отбором проб из поверхностных водоемов - 25 проб, в том числе из р.Иртыш - 18 проб, из оз.Былкылдак - 7 проб; • лабо аторные работы-48 проб. | а основе анализа выполненных исследований получены следующие результаты: • учас гки с повышенным содержанием ПДК ртути в подземных водах имеют локальное распространение,, и,, в основном, приближены.к территории ОАО «Химпром» и оз.Былкылдак. Стабильно повышенное содержание ртути отмечено в скв.№7-р (март - 5 мкг/дмЗ, май - 5 мкг/дмЗ, июнь - 2, 786 мкг/дмЗ, август - 3, 36 мкг/дмЗ, октябрь - 2, 33 мкг/дмЗ). В мае было отмечено превышение ПДК в скв.№14-р (0, 7 мкг/дмЗ). • содержание ртути, в верхних точках опробования по р.Йртыш (в пределах от г.Павлодара до п.Мичурине) составляет от 0, 008 до 0, 424 мкг/дмЗ; в районе границы Омской области не превышает 0, 001 мкг/дмЗ. Настораживает повышенное содержание ртути в верхней точке опробования, распо-ло кенной в 500 м ниже по течению от речного порта г.Павлодара (0, 424 мкг/дмЗ), которое близко к зн нению ПДК (0, 5 мкг/дмЗ). • с оверхности оз.Былкылдак отобраны пробы воды с западной, восточной и южной сторон. Содержание•.[ ути в водах озера меняется в пределах 0, 015-0, 049 мкг/дмЗ. Вы юды и рекомендации по снижению техногенного воздействия на природную среду: • ртутное загрязнение фиксируется в грунтовых водах на отдельных участках и вероятность попадани: её в р. 1 ртыш не исключается; • наиболее опасным является распространение ртутного загрязнения атмосферным путем. Выпадая осадками, скапливаясь в снежном покрове, соединения ртути аккумулируются в грунтах зоны аэра ции и частично могут проникать в грунтовые воды; • за зимний период ртуть в значительных концентрациях накапливается в снежном покрове. В перио весенн го снеготаяния происходит сток т> алых, вод в р. Иртыш, и поэтому есть вероятность перенос р- /ти р. Иртыш талыми водами; Окружающая природная среда Омской области • необходимо продолжить работы по демеркуризации очага загрязнения с полным извлечением ртути и его соединений из загрязненных объектов с тем, чтобы исключить её испарение и перенос под воздействием климатических факторов; • ведение постоянного контроля за качеством состояния окружающей среды и не, -р в районе ОАО «Химпром» г. Павлодар является неотъемлемой частью программы демеркуризации очага ртутного загрязнения.
|