![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обеспечение исполнения природоохранительного законодательства органами прокуратуры
Омская межрайонная природоохранная прокуратура планировала свою работу в 2002 т. с Приоритетными направлениями деятельности Омской межрайонной природоохранной прокуратуры остаются: надзор за исполнением земельного законодательства, об охране атмосферного воздуха, водного законодательства, об отходах производства и потребления, о недрах, радиационной безопасности, об экологической экспертизе, об особо охраняемых природных территориях, использование природоохранными кон ролирующими органами в полном объеме полномочий по выявлению и устранению нарушений законе з по охране окружающей природной среды, состояние мониторинга окружающей природной среды. Большое внимание уделялось контролю использования предоставленных законом полномочий по выявлению экологических правонарушений и принятию мер по их устранению природоохранными органами. Результаты надзорной работы прокуратуры в 2001 -2002 гг. показаны в таблице 6.5.1 Результаты надзорной работыОмской межрайонной природоохранной прокуратуры в 2001 -2002 гг. Таблица 6.5.1
Больше внимания уделяли фактическому устранению вскрытых нарушений Закона. В этих целях проводились контрольные проверки, которые показывают, что конкретные должностные лица не выполняют возложенные на них обязанности по охране природы, не выполняют предписания контролирующих природоохранных органов. Так, в 2002 г. по постановлению прокурора привлечено к административной ответственности 70 должностных лиц. По результатам прокурорских проверок руководителям предприятий, учреждений и организаций внесено 72 представлений об устранении нарушений природоохранительного законодательства, которые рассмотрены в установленные Законом сроки и по ним приняты соответствующие решения. В отчетном году увеличилось число представлений, рассмотренных с участием прокурора, что положительно сказалось на результатах рассмотрения прокурорских документов. В порядке контроля были проведены проверки по исполнению природоохранного законодательства (с внесением представлений об устранении нарушений законов) в деятельности пассажирских автотранспортных филиалов ОМУП «Омскпассажиртранс» - 7 предприятий), ФГУП ОМО им П.И. Баранова, ЗАО «Завод пластмасс», ОАО «Омскшина», ФГУП ОПЗ им. Козицкого, ОАО «Омсктехуглерод», ОАО «Омский речной порт», ОАО «Омский каучук» и др. Представления рассмотрены и по ним приняты соответствующие меры. Проведенной проверкой на ФГУП ОМО им. П.И. Баранова установлено о неудовлетворительной организации производственного экологического контроля. В нарушение водного законодательства ФГУП МПО им. П.И. Баранова систематически осуществляет сброс в р. Иртыш сточных вод, содержащих зал- Окружающая природная среда Омской области повые концентрации нефтепродуктов. Здесь грубо нарушаются и не всегда выполняются в полном объеме требования законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, Федерального закона «Об отхбдах^прризводства и потребления». Выявленные нарушения природоохранного законодательства в деятельности предприятия свидетельствуют о том, что руководство не уделяет должного и достаточного внимания вопросам охраны окружающей природной среды, выполнению предписаний контролирующих природоохранных органов, не принимает действенных мер по выявлению и устранению нарушений природоохранного законодательства, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности. По результатам проведения данной проверки прокуратурой возбуждено 8 производств об административном правонарушении в отношении должностных лиц предприятия, на имя генерального директора и дочерних унитарных предприятий внесено 3 представления об устранении выявленных нарушений природоохранного законодательства, привлечено к дисциплинарной ответственности 12 должностных лиц. Представление рассмотрено с участием прокурора. Результаты проверки озвучены по Омскому радио. Аналогичные проверки проведены на ОАО «Омсктехуглерод», ОАО «Омскшина», ОАО «Омск-химпром» и других предприятиях, которые являются основными загрязнителями окружающей среды в областном центре, Прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при обращении с отходами, относящимися к 1 классу опасности (ртутьсодержащие люминисцентные лампы и приборы содержащие ртуть) в ГУПР по Омской области и на предприятиях. Проверкой установлено, что несмотря на принимаемые меры государственными природоохранными контролирующими органами, органами городского самоуправления по вопросу сбора, утилизации и переработке ртутьсодержащих ламп и приборов, в целом обстановка в городе Омске по данному вопросу остается полностью не решенной и сложной. В 2002 году прокуратурой проведены проверки в природоохранных контролирующих органах в части использования предоставленных им полномочий. Так, в структурных подразделениях ГУПР по Омской области проведено 13 проверок по вопросам исполнения водного, административного, лесного законодательства, экологической экспертизы, государственного экологического контроля. По результатам проверок в адрес руководства комитета внесено 13 представлений об устранении нарушений Закона. По требованию прокурора привлечены к дисциплинарной ответственности 9 должностных лиц. В числе привлеченных начальник отдела государственного контроля недропользования и водопользования комитета Ведут В.В., главный лесничий Знаменского лесхоза Флор А.В„ государственные инспекторы по охране окружающей среды Кочубеев П.З., Мотайлов В.А., Гасевич В.Б.и др. В 2002 году прокуратурой проведены проверки исполнения требований ФЗ " Об охране окружающей среды" (ст. ст. 65-66), определяющего государственный контроль в области охраны окружающей среды, права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды в деятельности структурных подразделений Комитета природных ресурсов по Омской области на местах. Установлено, что межрайонные комитеты природных ресурсов на местах не выполняют надлежащим образом возложенные на них обязанности, не используют в своей работе полномочия предоставленные Законом. Руководство областного комитета слабо влияет на ситуацию на местах, не руководит подчиненными структурами. По результатам проверки руководителю комитета природных ресурсов по Омской области внесено представление об устранении имеющихся нарушений. Представление рассмотрено с участием прокурора на расширенном совещании в комитете. По требованию прокурора четыре государственных инспектора за бездеятельность привлечены к дисциплинарной ответственности. Проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического и административного законодательства в деятельности Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) г. Омска (в части обеспечения населения Омской области питьевой водой, отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям. По результатам проверок в адрес главных санитарных врачей ЦГСЭН Омской области и города Омска (Басову Ю.Н. и Власову Ю.А.) внесены представления об устранении нарушений. Характерным для всех проверенных контролирующих органов является - не использование в полном объеме полномочий, предоставленных действующим законодательством, по устранению выявленных нарушений. Кроме этого, природоохранной прокуратурой проведены проверки: • по применению норм административного законодательства Омской областной государственной инспекцией ПО ОХЕане. вОСПППичяпАгтал} пигбиыг чпппгпа и погтчплопи,,, /..-,,., «„„„„„.„ ва (начальник Калныш В.И.). По результатам проведения проверки в адрес руководства ин • по исполнению требований законодательства об охране животного мира в управлении по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Омской области (начальник Мишкин Б.И.)- По результатам проведения проверки направлено представление об устранении нарушений закона. Проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в деятельности Омского областного горнотехнического отдела Управления Западно-Сибирского округа Госгортехнадзора России и ГУПР по Омской области (КПР по Омской области) при осуществлении государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. По результатам проведения данной проверки в адрес руководства Омского областного горно-технического отдела Управления Западно-Сибирского округа Госгортехнадзора России (начальник Баландин Б.Е.) и в адрес руководителя КПР по Омской области внесены представления об устранении нарушений закона. В 2002 году природоохранной прокуратурой было подготовлено и направлено в районные суды 35 исковых заявлений по возмещению ущерба причиненного государству в результате нарушений " Правил охоты", " Правил любительского и спортивного рыболовства", нарушений " Лесного законодательства" на сумму 380 тыс. руб. (2001 год - 225 тыс. руб.). Внесено 23 протеста на незаконные приказы, распоряжения, постановления должностных лиц контролирующих природоохранных органов и органов власти субъекта Федерации. 23 незаконно принятых решений отменено (протесты удовлетворены), (в 2001 году 19 протестов"). В 20 2 гс /36 должностных лиц предостережено о недопустимости нарушений природоохранного законод гель ва (2001 год - 28 предостережений): заместитель руководителя комитета природных ресурсов по мск^й области Дубок П.А., начальник управления по охране, контролю и регулированию использование охотничьих животных Омской области Мишкин Б.И., начальник Омской областной государственной инспекции по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства Калныш В.И., генеральный директор ЗАО «Прима-Пластик» Потемкин Д.С., директор «Иртышской РЭБ флота» ОАО «Иртышское пароходство» Ратин Ю.С., директор ООО ПКФ «Рубин» Лысых В.Н., директор ЗАО «Омский Азот» Матвейчук В.М., директор ООО «Новопром-Руфф» Федоров В.К., директор ООО «Апатит» Кротенке А.С, технический директор ОАО «Омский каучук» Сендель А.К., исполнительный директор ОАО «Омскстройматериалы» Ольшанский М.П., главный инженер ФГУП «Завод подъемных машин» Голуцких Г.Е., главный инженер ФГУП «Сибирские приборы и системы» Костин В.К., начальник Омского ЛПУ МГ ООО «Томсктрансгаз» Пинекер А.Э., начальник УКХ Администрации ЦАО г. Омска Корнеев Л.Р., начальник УДХБиО администрации ОАО г. Омска Мезер А.И., начальник УДХБиО администрации КАО г. Омска Рупп А.А., начальник УДХБиО администрации САО г. Омска Балабкин НС. начальник МУП ЖХ. Кировского АО г. Омска Чапельский Г.Г., начальник МУП САХ по уборке г. Омска Мертехин В.К. и другие. За отчетный период в прокуратуре проведено 5 межведомственных совещаний руководителей специально уполномоченных Государственных органов в области охраны окружающей природной среды Омской области, по вопросам совместной деятельности контролирующих органов по исполнению природоохранного'законодательства. Природоохранной прокуратурой с участием контролирующих природоохранных органов по Омской области - Главного управления природных ресурсов по Омской области, Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Омской области, Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Омской области, Омской областной Государственной инспекции по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства, Омского Центра по мониторингу загрязнения окружающей среды (ЦМС) проведен анализ действующего законодательства по охране окружак цей природной среды, и сделан вывод о необходимости принятия в ближайшее время региональных зако юв, в развитие действующих Федеральных. В прокуратуру области направлена по данному вопросу докладная записка. В 2002 году работниками прокуратуры проводились выступления на совещаниях, коллегиях контролирующих природоохранных органов, семинарах, на заседаниях Наблюдательного Совета, на коллегии администрации г. Омска, по итогам проведенных проверок, и по другим вопросам, касающимся природоохранного законодательства. Понимая значимость работы с общественностью и средствами массовой информации, прокуратура уделяла внимание этому направлению прокурорской деятельности. Помимо регулярно проводимых по.итогам каждой проверки природоохранной деятельности совещаний с руководством предприятий, учреждений и организаций по обсуждению выявленных нарушений природоохранного законодательства и определению мер по их устранению в активе прокуратуры - 7 Окружающая природная среда Омской области выступлений по Омскому телевидению (в том числе и в районах области), и 5 выступлений по Омскому радио по экологической проблематике. Кроме этого, 'за отчетный период 2002 года работниками прокуратуры опубликовано 10 статей по охране окружающей природной среды в газетах: " Комсомольская правда", " Вечерний Омск", " Ореол". " Труд-7" и др. Во исполнение решения коллегии прокуратуры Омской области от 21 июня 2001 года " О результатах проверки исполнения природоохранного законодательства органами власти и управления, контролирующими органами и хозяйствующими субъектами" в 1 полугодии 2002 года природоохранной прокуратурой проведены контрольные проверки в структурных подразделениях комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Омской области по вопросу осуществления государственного контроля за охраной земель в части выявления фактов загрязнения и захламления земель (требования ст. ст. 71-73 Земельного кодекса РФ). Проверки показали, что на местах (районные земельные комитеты) не принято мер по организации системы государственного контроля по указанному вопросу. Должностные лица районных комитетов по этому вопросу допускают бездеятельность. По результатам проверок в адрес руководства комитета по земельным, ресурсам и землеустройству по Омской области внесено представление об устранении имеющихся нарушений, поставлен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности ряда руководителей районного звена. В порядке исполнения решения коллегии проанализирована деятельность Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Омской области, Омской государственной инспекции рыбоохраны в части формирования практики по изъятию орудий, транспортных средств, используемых при незаконной добыче объектов животного мира в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» (ст.59). По результатам анализа начальнику управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных внесено представление об устранении имеющихся нарушений. ■ -.., ,,., Природоохранной прокуратурой в районные суды области направлены заявления о конфискации у нарушителей ФЗ «О животном мире» сетей, лодок различных модификаций и лодочных моторов. По этому вопросу состоялись публикации в газете «Ваш ореол». В 2002 году природоохранной прокуратурой уделялось внимание координации деятельности с районными прокурорами области. Прокурорам районов направлялась информация областных контролирующих природоохранных органов о конкретных фактах нарушения природоохранительного законодательства на местах для проверки и принятия мер прокурорского реагирования. В районы были направлены информации по вопросам нарушения лесного законодательства, в том числе и в части обеспечения пожарной безопасности в лесах, водного законодательства в части загрязнения поверхностных водоемов и самовольное пользование водой, неисполнение требований контролирующих органов, по вопросу нарушений ФЗ «О недрах» (самовольное пользование подземной водой). Необходимо отметить, что по всем направленным информациям прокурорами районов проведены проверки и приняты меры прокурорского эеагирования. Анализ состояния загрязнения окружающей среды свидетельствует о проблемных вопросах, ко--орые необходимо решить в 2003 году. Остается открытым вопрос об опасности трансграничного переноса ртутного загрязнения с территории Республики Казахстан по бассейну р.Иртыш. В городе Омске наиболее острым и проблемным остается вопрос об организации системы сбора и вывоза отходов с территории города. Беспокоит вопрос о непринятии мер субъектом РФ по разграничению полномочий в сфере от По-прежнему остается нерешенным вопрос по передаче лесного фонда (200 тыс.га), ранее принадлежащего сельскохозяйственным предприятиям, несмотря на то, что по данному вопросу Губернатору Эмской области направлена информация.
|