Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов






ГУПР по Омской области

Результаты работы Государственной службы охраны окружающей среды ГУПР по Омской об­ласти представлены в таблице 6.4. Приложения.

В соответствии с возложенными на службу госконтроля функциями основной задачей является осуществление государственного экологического контроля, государственного контроля за геологиче­ским изучением, рациональным использованием и охраной недр, за использованием и охраной водных объектов, за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов.

За 2002 год проведено 1047 проверок предприятий:

в том числе в области:

-эсударственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и
охраной недр (геологического контроля) - 154

государственного контроля за использованием и охраной водных объектов (водного контро- 202

" осударственного экологического контроля (экологического контроля)- 648

-осударственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда

- воспроизводством лесов (лесного контроля)- 43

В том числе проведено 126 проверок совместно с правоохранительными органами, транспортной -чспекцией и инспекцией рыбоохраны, санитарно-эпидемиологической службой и др.

В результате проведенных проверок выявлено 2450 нарушений: -. " ом числе в области:

" г логического контроля - 290

•: оного контроля - 295

: •ологического контроля - 1805

" гоного контроля 60

Основными нарушениями

• в области госконтроля за охраной атмосферного воздуха (ОАВ) являются выброс загрязняющих ве­
ществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов

16% от общего числа нарушений в области экологического контроля за ОАВ) и отсутствие или не­
надлежащее ведение производственного контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу
.12%); -

• з области госконтроля за использованием и охраной земель - захламление земель (30%);

з области обращения с отходами - отсутствие разрешительных документов на обращение с опасны­ми отходами (11%), нарушение требований нормативной или разрешительной документации (17%), -^санкционированное размещение отходов (12%).

По выявленным нарушениям выдано 2804 предписания,

За вышеуказанный период устранено 1450 нарушений,

в том числе в области:

" ического контроля- 53

го контроля - 136

гического контроля - 1208


г: -о_о контроля -



Выполнено 1534 предписания (55 % от выданных),

в том числе в области:

геологического контроля - 70

водного контроля - 137

экологического контроля - 1282

лесного контроля 45

В отчетном году особое внимание было уделено экологическому контролю в области государст­венной эк логической экспертизы (ГЭЭ). Проведены проверки предприятий, учреждений, организаций, получивших отрицательные заключения государственной экологической экспертизы или уведомления о необходимости доработки проекта, целевые проверки объектов, строительство которых велось без поло­жительного заключения ГЭЭ по предпроектным или проектным материалам. По выявленным фактам нарушений природоохранного законодательства приняты административные меры и выданы предписа­ния на приостановку строительства или эксплуатации объектов. По итогам проверок направлена инфор­мация в инспекцию ГАСН г.Омска и Департамент недвижимости г.Омска с требованием исключить слу­чаи предоставления земельных участков и выдачу разрешения на строительство объектов без заключения ГЭЭ. Выполнение этих требований позволило бы в дальнейшем значительно уменьшить количество на­рушений в области ГЭЭ.

По выявленным нарушениям составлено 618 протоколов об административных правонарушени­ях. Вынесено 618 постановлений по делам об административных правонарушениях.

Анализ распределения количества наложенных штрафов по статьям КоАП РФ за 2-е полугодие 2002 г. позволил сделать вывод о том, что наиболее часто применяемые статьи кодекса - это ст.8.2 (не-соблюден 5 экологических требований при обращении с отходами) - 32% от общего количества штра­фов; ст.8. (нарушение законодательства об экологической экспертизе) - 24%; ст.8.1 (несоблюдение эко­логически требований при эксплуатации предприятий) - 17%.

Взыскано штрафов на общую сумму 564, 3 тыс. руб.,

в том числе в области;

геологического контроля - 18, 4 тыс.руб.

водного контроля - 59, 0 тыс. руб.

экс юг-, ческого контроля - 486, 4 тыс.руб.

лесного контроля 0, 5 тыс.руб

Итоги деятельности службы государственного контроля ГУПР по Омской области за 2002 год (по направлениям)

Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр

Основная деятельность по контролю за геологическим изучением, рациональным использовани­ем и охраной недр за 2002 год осуществлялась по следующим направлениям:

• проверка предприятий в соответствии с планом работ и внеплановые проверки по выявленным слу­чаям нарушений законодательства о недрах;

• рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных прокуратурой по фактам выявленных нарушений;

• расчет убытков, причиненных государству (недопоступление платежей в бюджеты различных уров­ней) в результате самовольно!) пользования недрами и предоставление материалов расчета в проку­ратуру для рассмотрения ^Арбитражном суде.

Основные выявленные нарушения:

• пользование недрами для добычи полезных ископаемых без лицензии;

• о гсутствие учета объема добытых полезных ископаемых;

• нарушения, связанные с охраной недр от загрязнения;

• наруше! 1е основных условий пользования недрами, предусмотренных законодательством и лицен­зионным I соглашениями (невыполнение условий лицензионного соглашения, не переоформлены ли­цензии после изменения организационно-правовой формы предприятия-недропользователя).

В качестве наиболее характерных примеров следует отметить:


Окружающая природная среда Омской области

• ОАО «Стройкерамика» добывает глину для производства кирпича и в настоящее время не выполняет
условия лицензионного соглашения, в т.ч. ив части внесения платежей. Выданы предписания на уст­
ранение нарушений, руководители привлечены к административной ответственности;

• ООО «Омскнедра» выдана лицензия на разработку месторождения бентонитовых глин, но основные
' условия пользования недрами не выполняются. Разработка месторождения не начата. Предприятию

направлено уведомление о досрочном прекращении права пользования недрами при невыполнении условий лицензионного соглашения. При проведении проверки предприятия установлено, что в тече­ние установленного в уведомлении срока предприятие не устранило нарушения, т.е. основные усло­вия лицензии не выполняются. Материалы проверки направлены в органы, выдавшие лицензию, с ре­комендациями о принятии решения о досрочном прекращении права пользования недрами.

Задолженность по платежам за пользование недрами и на воспроизводство минерально-сырьевой базы, выявленная при проверках:

• общая задолженность по платежам (включая предыдущие годы)- 1536, 538 тыс. руб., в т.ч. отчисле­
ния на ВМСБ - 1007, 9 тыс. руб.; платежи за право пользование недрами - 528, 638 тыс. руб.

Меры, принятые в 2002 году по результатам проверок:

1. Выдано 313 предписаний на устранение выявленных нарушений.

2. Вынесено 62 постановления о привлечении к административной ответственности на общую сум­му 106, 5 тыс. руб.

3. По 8-ми предприятиям, пользующихся недрами для добычи подземных вод, по результатам про­веденных совместных проверок госгеолконтроля и налоговой службы составлены расчеты убытка, при­чиненного государству в результате самовольного пользования недрами на общую сумму - 115, 7 тыс.руб.; материалы переданы в прокуратуру для рассмотрения в Арбитражном суде. Материалы по двум предприятиям (ОАО «Мясокомбинат «Исилькульский» и СПК «Первотаровский») прокуратурой на­правлены в ГУПР по Омской области по которым составлены исковые заявления и направлены в Ар­битражный суд. Семь исковых заявлений удовлетворены в пользу истца, т.е. ГУПР по Омской области.

4. В сентябре совместно с ДГК МПР РФ по СФО проведены проверки, соблюдения требований за­конодательства о недрах РФ, стандартов, норм и правил по геологическому изучению, использованию и охране недр на объекте недропользования:

 

• Самсоновского участка Тарской циркон-ильменитовой россыпи ОАО «Цирконгеология»;

• Прирахтовского месторождения нефти ОАО «Иртышнефтегаз»;

• Тевризского газоконденсатного месторождения ОАО «Иртышнефтегаз».

В результате проверки установлено:

• ОАО «Цирконгеология» - практически не выполнены основные условия, предусмотренные лицензи­ей. Даны рекомендации: в случае невыполнения в указанный срок предписания рассмотреть вопрос о досрочном прекращении права пользования недрами на Самсоновском участке Тарской циркон-ильменитовой россыпи;

• ОАО «Иртышнефтегаз» - по Прирахтовскому месторождению- не выполнение условий, предусмот­ренных лицензией. Даны рекомендации рассмотреть вопрос о досрочном прекращении права пользо­вания недрами;

• на Тевризском газоконденсатном месторождении - объект и его обустройство на период пробной эксплуатации (первая очередь) прошел госприёмку и принят в эксплуатацию. Задолженность по уп­лате платежей за пользование недрами на 19.09.2002 г. составляет- 374638 руб. Даны рекоменда­ции: завершить пробную эксплуатацию месторождения; В срок до 01.11.2004 г. подготовить и согла­совать в установленном порядке «Проект разработки Тевризского газоконденсатного месторожде­ния».

В результате деятельности геологического контроля на территории Омской области установле­но: практически все недропользователи в нарушении законодательства о недрах и лицензионных согла­шений имеют существенные задолженности по уплате платежей и отчислениям. Это, вероятно, зависит от финансовой состоятельности недропользователей.

Проверки и анализ выполнения недропользователями лицензионных соглашений показывают, что по отдельным объектам основные условия не выполняются вообще, а если выполняются, то не в пол­ной мере. Существенную роль в невыполнении условий играют, с одной с\ фоны, ошибки в оформлении и содержании лицензий; с другой - профессиональная и правовая подготов; нность исполнителей работ.

К серьёзным нарушениям, зафиксированным в ходе проверок, о носятся безлицензионное не­дропользование (общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды) и несвоевременное ^епепЛппмгтние лицензий предприятий при изменении их организационно-правовой формы.



; 1


Государствен ый контроль за использованием и охраной водных объ ктов

В сво^ й деятельности по осуществлению государственного I знтроля за использованием и охра­ной водных обьектов за 2002 г. гос. инспектора особое внимание уделяли контролю за соблюдением вод­ного законода ельства РФ в части соблюдения условий, установленных в лицензиях на водопользование; самовол! ого юльзования водными объектами; сверхлимитного забора и сброса сточных вод и превы­шения н 7ма шов загрязняющих веществ в сточны < водах, сбрасываемых в водные объекты; нарушения режима у, пол зования территории водоохранных зон водных объектов и других требований водного за-конодате. ьств., а также выполнения водопользователями ранее выданных предписаний по устранению нарушен! л.

Ъл 2012 г. было проверено 202 предприятий-водопользователей, проведено 18 совместных про­верок с другими инспектирующими органами. В результате проверок было выявлено 295 фактов наруше­ния требований водного законодательства РФ.

По результатам проверок составлено 66 протоколов по фактам выявленных нарушений, вынесе­но 66 постановлений об административной ответственности на сумму 168, 2 тыс.руб.

Анализ материалов по итогам проверок за 2002 год показал, что основными нарушениями водно­го законодательства являются:

• самовольное (без оформленного в установленном порядке разрешения - лицензии) использование водных объектов-48;

• самовольное строительство и ведение работ в водоохранных зонах и прибрежных полосах - 35;

• повреждение водоохранных сооружений - 4;

• отсутствие согласованных нормативов ПДС - 4;

• превышение нормативов ПДС - 17;

• невыполнение предписаний контролирующего органа - 2;

• отсутствие в установленном порядке учета забираемых, используемых и сбрасываемых вод -15;

• загрязнение и засорение водосборных площадей водных объектов - 7;

• нарушение режима хозяйственной деятельности на территории водоохранных зон водных объектов-41;

• несоблюдение порядка и условий оплаты за пользование водными объектами. Нарушение прав госу­дарственной собственности на водные объекты -8;

• нарушение правил эксплуатации судов и других плавсредств - 1;

• нарушение правил эксплуатации водохозяйственных (ГТС, ОС) и иных сооружений - 10; нерациональное использование водных объектов -2;

• несоблюдение зон санитарной охраны подземных источников -2.

По выявленным нарушениям водного законодательства была проведена работа с водопользова­телями, выдано 308 предписаний со сроками их устранения.

П :.ударственный экологический контроль

В области экологического контроля приоритетным направлением являлся контроль за промыш­ленными предприятиями - основными загрязнителями окружающей среды. В Главном управлении ведет­ся база данных на более чем 4 тыс. природопользователей, оказывающих негативное воздействие на ок­ружающую среду. В соответствии с Постановлением Правительства РФ в перечень предприятий госу­дарственного экологического контроля федерального уровня включены около 70 хозяйствующих субъ­ектов (перечень не согласован), от которых выброс загрязняющих веществ в атмосферу составляет бо­лее 95 % от всего валового выброса. Контроль источников загрязнения атмосферы осуществлялся совме­стно со Специ. лизированной инспекцией аналитического контроля. Одним из главных направлений гос-экоконтроля Я! ился контроль объектов, стоящихся или размещенных без положительного заключения государственно! экологической экспертизы по предпроектным или проектным материалам.

Кроме ого, рассмотрено 140 жалоб, выдано 40 информации в средства массовой информации,.ю предписаниям инспекторов за нарушения природоохранительного законодательства руководством предприятия привлечено к дисциплинарной ответственности 65 человек.

Диспетчерской службой по «горячей линии» принято 163 жалобы от населения города, касаю-цихся нарушений норм качества и соблюдения правил охраны окружающей среды. Все жалобы рассмот­рены, заявителям даны письменные либо устные ответы, к нарушителям приняты административные ме­ры.

Принято 150 сообщений городского центра по мониторингу загрязнения окружающей среды (ЦМС) о высоких и экстремально высоких уровнях загрязнения, а также информации об авариях техно-геишт уяпяктеиа. Пои необходимости проводились проверки по выявлению источников загрязнения


Окружающая природная среда Омской области

Специалисты службы приняли участие в расследовании причин и ликвидации последствий 1: аварийных ситуаций техногенного характера. Перечень аварийных ситуаций и принятых по ним мер при­лагается (см. Приложение табл. 5.13.3). За отчетный период техногенных аварий с негативными экологи­ческими последствиями не произошло.

За нарушения природоохранительного законодательства приостановлена деятельность 71 объек­та.

Так, например, в связи с отсутствием положительного заключения государственной экологиче­ской экспертизы приостановлена деятельность:

• ООО " Квадро плюс" по строительству автомойки;

• по производству стеклопакетов из поливинилхлорида и алюминиевых профилей ООО " Полипластик-Альфа";

• по строительству производства азота и кислорода ЗАО " Омский азот";

• по производству технической канифоли 000 " Завод смол".

В связи с невыполнением условий заключения государственной экологической экспертизы при­остановлена деятельность ООО " АСФА-ДИАБРОН" по размещению временного склада люминисцент-ных ламп, а также эксплуатация АЗС 000 " Трансгаз».

Приостановлена эксплуатация поврежденного хозфекального коллектора ГУ ЛИУ-2 УИН МЮ РФ по Омской области в связи с загрязнением площади водосбора сточными водами.

Приостановлена деятельность 000 «АБЗ» в связи с ведением производственной деятельности без разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух

В связи с неисправной аспирационной системой на улавливании пыли приостановлена эксплуа­тация асфальто-смесительной установки ЗАО «Дорожник».

Проведена проверка и согласование госстатотчетности промышленных предприятий г.Омска (2ТП-воздух, 2ТП-отходы) за 2001 год.

Проведена инвентаризация основных объектов хранения нефтепродуктов, с суммарной емкостью резервуарного парка не менее 300 тонн единовременного хранения. Результаты инвентаризации направ­лены в МПР России.

Разработан план проверок предприятий на 2003 год, составлен реестр предприятий, наме чаемых к проверке природоохранной деятельности на 2003 год. План проверок согласован с ДГК МПР РФ по СФО.

Специалисты отдела участвовали в рабочих и государственных приемочных комиссиях по строи­тельству и вводу в эксплуатацию объектов, согласовали планы мероприятий по охране окружающей сре­ды и графики лабораторного контроля источников загрязнения окружающей среды предприятий про­мышленного комплекса на 2003 год.

Организовано и проведено мероприятие «Чистый воздух» с привлечением всех заинтересован­ных организаций. Результаты операции - см. разд 5.9.

Совместно с представителями ГУ по делам ГО и ЧС по Омской области в сентябре текущего го­да проведены проверки 40 автозаправочных станций. По итогам проверки составлен совместный акт, выданы предписания, к нарушителям законодательства приняты административные меры.

С целью Подготовки гидротехнических сооружений и объектов города к весеннему паводку были проверены объекты ОАО «Сибнефть-ОНПЗ», золоотвалы ТЭЦ-2, ТЭЦ-4, ТЭЦ-5, шламоотвал ТЭЦ-3, а также очистные сооружения МУП «Водоканал». Выданы рекомендации и согласованы планы противопа­водковых мероприятий вышеперечисленных объектов.

В соответствии с планами совместной работы с управлениями по делам ГОЧС города и области инспекторы отделе участвовали в проверке химически опасных и взрывопожароопасных объектов горо­да и сельских районов области. По итогам работы составлены совместные акты проверок и планы устра­нения недостатков, выявленных в ходе проверок.

В период проведения дней по санитарной уборке города специалистами службы проведены 15 рейдов по проверке соблюдения природоохранного законодательства муниципальными образованиями и предприятиями при сборе, транспортировке и утилизации бытовых отходов. Информация по результатам проверок направлялась руководителям мугиципальных образований для принятия мер по выявленным нарушениям.

Собраны, обобщены и представлены от еты в МПР РФ и ДГК по СФО об осуществлении госу­дарственного контроля за 2002 г.

Ежемесячно подавались материалы для справки об экологической обстановке в г. Омске и Ом­ской области.

Наиболее характерными нарушениями ггоигюяопупянитргтьнпгп чаглиги^^л.— -~.-------


ской экс'пертизь: и деятельность хозяйствующих субъектов без разрешений на выброс загрязняющих ве­ществ в атмосферу и лимитов на размещение отходов. Государственная лесная служба

Материалы по обнаруженным лесонарушениям приведены в разделе 1.5 Растительный мир.

Государственной лесной службой зарегистрировано 124 случая незаконной порубки леса, при этом вырублено 3329 м" древесины, ущерб составил 19476 тыс.руб. Выявлено 98 нарушителей лесного законодательства. Уплачено добровольно за 20 случаев на сумму 68 тыс.руб. Передано протоколов в су­ды - 48 на сумму 5052 тыс.руб., в т.ч. рассмотрено 40 случаев. Присуждено за ущерб 661 тыс.руб. Пере­числено на счета органов управления лесным хозяйством 12, 4 тыс.руб. Передано 77 дел для рассмотре­ния следственными органами, в т.ч. принято к расследованию 75 дел. Привлечено к уголовной ответст­венности 14 человек, наложено штрафов в административном порядке 63 случая на сумму 8 тыс.руб.

ГУ «Омскагролес»

ГУ «Омскагролес» за 2002 г. зарегистрировано 143 случая лесонарущений, вырублено 4210 м3 древесины, ущерб от незаконных порубок составил 14312, 0 тыс.руб. Выявлено 97 нарушителей лесного законодательства. Уплачено добровольно за 13 случаев на сумму 102, 1 тыс.руб. Передано протоколов в суды - 52 на сумму 2854, 4 тыс.руб., в т.ч. рассмотрено 38 случаев. Присуждено за ущерб 784, 9 тыс.руб.., ■. Перечислено на счета органов управления лесным хозяйством 129, 8 тыс.руб. Передано 77 дел для рас­смотрения следственными органами, в т.ч. принято к расследованию 77 дел.

Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных

За период 2002 г. выявлено 575 нарушений Правил охоты.

Распределение нарушений по статьям Кодекса об административных правонарушениях РФ: ст. 8.37-131 нарушение, ст. 7.11 - 107 нарушений, по ст. 258 УКРФ - 25.

Наложено штрафов на сумму 112, 7 тыс. руб., предъявлено исков на сумму 66, 6 тыс. руб.

Изъято пушнины на сумму- 28, 2 тыс. руб.; мяса диких животных на сумму 2.6 тыс.руб,; огнестрельного оружия - ПО ед. в т.ч. конфисковано -2.

В следственные органы по уголовным нарушениям передано 25 материалов на 64 челове­ка.

Выявлена незаконная добыча диких копытных - 13 гол., пушных зверей - 57, пернатой дичи - 67.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.024 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал