Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Содержание дисциплиныСтр 1 из 40Следующая ⇒
ОГЛАВЛЕНИЕ Оглавление............................................................................ 3 Введение......................................................................................... 5 Содержание дисциплины................................................................. 8 Учебно-методические материалы по дисциплине 17 Вопросы к экзамену (зачету) по курсу........................................... 29 Тема 1. Сущность и роль бухгалтерского учета в системе управления. Предмет, объекты и метод бухгалтерского учета............................................................ 32 Основные нормативные документы............................................... 33 Литература.................................................................................... 34 Методические указания по работе над темой 36 Контрольные вопросы................................................................... 39 Тест-контроль................................................................................ 41 Практические задания.................................................................... 54 Материалы к проведению практических занятий.......... 63 Объекты бухгалтерского учета и их классификация.......... 63 Основныенормативные документы............................................... 63 Литература.................................................................................... 64 Лекционные материалы.................................................................. 65 Контрольные вопросы................................................................... 84 Тест-контроль................................................................................ 86 Практические задания.................................................................... 99 Лабораторно-практическая работа №1........................................ 115
Тема 2. Бухгалтерский баланс........................................... 119 Основные нормативные документы.............................................. 119 Литература.................................................................................. 120 Методические указания по работе над темой 122 Контрольные вопросы................................................................. 123 Тест-контроль.............................................................................. 125 Практикум (сквозная задача). Задание №1................................... 143 Лабораторно-практическая работа №2........................................ 145
Тема 3. Счета бухгалтерского учета и двойная запись.... 148 Основные нормативные документы.............................................. 148 Литература.................................................................................. 149 Методические указания по работе над темой 151 Контрольные вопросы................................................................. 154 Тест-контроль.............................................................................. 156 Практикум (сквозная задача). Задание №2................................... 164 Лабораторно-практическая работа №3........................................ 166
Тема 4.Классификация бухгалтерских счетов.................. 171 Основные нормативные документы.............................................. 171 Литература.................................................................................. 172 Методические указания по работе над темой 174 Справочные материалы............................................................... 177 Контрольные вопросы................................................................. 191 Тест-контроль.............................................................................. 192 Практикум (сквозная задача). Задание №3................................... 201
Тема 5.Первичный учет. Инвентаризация. Оценка. Калькуляция 203 Основные нормативные документы.............................................. 205 Литература.................................................................................. 205 Методические указания по работе над темой 207 Контрольные вопросы................................................................. 210 Тест-контроль.............................................................................. 212 Документация и инвентаризация........................................ 212 Стоимостное измерение и оценка объектов бухгалтерского учета 219 Практикум (сквозная задача). Задание №4................................... 226 Лабораторно-практическая работа №4........................................ 228
Тема 6.Формы и техника бухгалтерского учета................ 231 Основные нормативные документы.............................................. 231 Литература.................................................................................. 232 Методические указания по работе над темой 234 Справочные материалы............................................................... 234 Контрольные вопросы................................................................. 243 Тест-контроль.............................................................................. 245 Лабораторно-практическая работа №5........................................ 252 Лабораторно-практическая работа №6........................................ 258 Лабораторно-практическая работа №7........................................ 265
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики в стране, определяющей необходимость совершенствования законодательной системы; реформирования системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), организации налогового учета и его интеграции с бухгалтерским учетом, решения других проблем экономики значительно возрастают требования к подготовке вузами дипломированных специалистов, в том числе налоговиков, имеющих достаточный уровень знаний в области бухгалтерского учета, анализа финансово-хозяйственной деятельности и аудита. В стране сложилось многоуровневое нормативное регулирование учетного дела, начиная от формирования специального законодательства на федеральном уровне и заканчивая локальным нормотворчеством каждого хозяйствующего субъекта в виде его учетной политики. Происходят последовательное разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий, а также обособление налоговых расчетов в соответствии с налоговым законодательством. Радикальной модернизации подверглись все основные приемы и способы ведения бухгалтерского учета: первичная документация и учетные регистры, оценка и калькуляция, счета и балансовое обобщение, внутренняя и внешняя отчетность. Во все больших масштабах организации применяют компьютерные формы бухгалтерского учета многоцелевого назначения, а также дифференцированные подходы к его организации в зависимости от размеров, правовых форм и режимов налогообложения хозяйствующих субъектов. Вероятно, уже в ближайшее время отечественная система бухгалтерского финансового учета в основном будет соответствовать международным стандартам финансовой отчетности, а бухгалтерский управленческий учет – общепринятым принципам его организации в рыночных условиях. Поэтому знание теоретических и практических основ современной системы бухгалтерского учета становится необходимым для всех специалистов технического профиля и особенно для специалистов в области налогообложения. Реформирование системы бухгалтерского учета в Российской Федерации, ориентированное на развитие рыночной экономики, оказало сильнейшее воздействие на систему высшего образования. В 2001-2003 гг. Министерством образования и науки Российской Федерации были приняты Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, по которым в настоящее время осуществляется учебный процесс. Дисциплина «Основы бухгалтерского учета. Финансы предприятий» в качестве дисциплины регионального (вузовского) компонента введена также в учебные планы всех технических специальностей Университета. Этот положительный сдвиг упорядочил круг вопросов, которые необходимо рассмотреть при изучении курса «Основы бухгалтерского учета. Финансы предприятий». Параллельно с этим в системе нормативного регулирования продолжается процесс гармонизации российского бухгалтерского учета с международно признанным учетом. Все это требует развития процесса преподавания экономических дисциплин, среди которых курс «Основы бухгалтерского учета. Финансов предприятий» занимает важнейшее место. При этом преподавание данного курса рассматривается через основную цель современного бухгалтерского учета на практике, то есть через учет формирования различных финансовых результатов, расширение совокупности которых позволяет дать всеобъемлющую оценку деятельности организации. Поэтому, излагая категории, традиционные для российского преподавания бухгалтерского учета (документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, система счетов и двойная запись, балансовое обобщение информации и бухгалтерская отчетность), особое внимание уделяется вопросам, связанным с учетом формирования и распределения финансовых результатов. Для этого в курсе принципиально рассматриваются понятия доходов и расходов, дается их базовая классификация, излагаются направления учета формирования и распределения финансовых результатов, а также различные подходы к их исчислению. В то же время при рассмотрении основных правил формирования информации в системе учета финансовых результатов изъяты вопросы бухгалтерского учета расчетов по налогу на прибыль, обеспечивающие взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета. Их технический характер до крайности усложняет восприятие первых подходов к изучению материала. Одним из важнейших этапов подготовки высококвалифицированных специалистов-налоговиков и инженеров является освоение студентами теоретического программного курса «Основы бухгалтерского учета. Финансы предприятий» в сочетании с решением сквозной задачи, входящей в число письменных практических работ по данной дисциплине. Сквозная задача, состоящая из заданий №№ 1 – 4, представляет собой форму самостоятельного исследовательского направления творческого труда, в котором соединяются теоретические знания и практические навыки студентов. Изложение курса сопровождается большим набором схем и таблиц, позволяющих студенту наглядно уяснить все необходимые вопросы. При этом рассмотрение каждой темы завершается комплексным тестом, решение которого способствует лучшему усвоению излагаемого материала. Процесс обучения основам бухгалтерского учета студентов технических специальностей университета должен сопровождаться не только изучением теоретических аспектов базовых категорий бухгалтерского учета, но и приобщением обучающихся к профессиональной этике, воспитанием уважения к работникам экономических служб предприятия, профессии бухгалтера-экономиста и осознанием ее социальной значимости. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение Значение дисциплины для специалиста, ее место в системе экономических дисциплин. Структура курса, обзор методик оценки финансового состояния объектов изучения. Применение полученных знаний при выполнении курсовых и дипломных работ, в практической деятельности.
|