![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основополагающий опыт и основные ценности
Буржуазные революции нового времени больше провозглашали, чем осуществляли принципы свободы, равенства и братства. Поэтому рабочее движение настоятельно потребовало реализации идеалов буржуазной революции: солидарного общества с равными правами для всех. Основой его исторического опыта является признание того, что недостаточно просто подновить капитализм. Необходим новый экономический и общественный порядок. Социал-демократия продолжает традиции народного демократического движения девятнадцатого века и поэтому ставит перед собой обе цели: демократия и социализм, самоопределение человека в политике и труде. Однако ее история не свободна об ошибок и заблуждений: во время Первой мировой войны социал-демократическое рабочее движение Европы не оправдало надежд многих людей, веривших, что оно сможет добиться мира. Причиной его раскола стал спор о соотношении национальных и интернациональных задач рабочего класса. Позднее коммунисты, которые, необоснованно утверждая, что действуют от имени рабочего класса, создали диктатуру своей партии, отделились от демократических социалистов, которые стремились к созданию лучшего общественного строя через реформы в рамках парламентской демократии. Эти системы, возникшие якобы в качестве социалистической альтернативы капитализму, не оправдали разбуженных ими надежд. Вместо общества людей, связанных друг с другом отношениями братства, они установили господство привилегированной бюрократии, которая не смогла обеспечить ни политическую свободу, ни расцвет культуры. По окончании Первой мировой войны Социал-демократическая партия впервые взяла на себя национальную ответственность по образованию правительства. Она проявила себя надежной опорой первого немецкого демократического общества и начала строительство демократического социального государства. Социал-демократия выступила против основанного на насилии господства национал-социалистов, но не смогла помешать его утверждению. Сопротивление, оказанное в условиях Третьего рейха и стоившее многочисленных жертв, дало социал-демократии законное право играть решающую роль при построении второго немецкого демократического государства. Опыт, который мы накопили в борьбе с диктатурой и террором, заставляет нас быть особенно бдительными перед лицом попыток представить в безобидном свете преступления национал-социализма и возродить фашистскую идеологию. Сопротивление углубило наши знания о том, что люди различного вероисповедания и с принципиально различными политическими убеждениями могут работать вместе для достижения одних и тех же политических целей. Соотношение политических сил, недооценка динамики капитализма, а также недостаточная способность социал-демократов мобилизовать народные массы не позволили ориентированной на реформы социал-демократической политике решающим образом изменить основные недемократические структуры унаследованной экономической и общественной системы. Власть крупных промышленников, преимущества владельцев капитала и менеджеров предприятий были ограничены, но не устранены. Распределение доходов и собственности осталось несправедливым. Обобщив исторический опыт, Годесбергская программа пришла к новому выводу. Она понимает демократический социализм как воплощение идеалов свободы, справедливости и солидарности посредством демократизации общества, социальных и экономических реформ. Социал-демократическая партия предстала в Годесерге тем, чем она была всегда: левой народной партией. Таковой она и останется. В период, когда социал-демократы были правительственной партией, им удалось добиться значительных успехов: расширить права трудящихся на предприятиях и политические права граждан, увеличить сферу деятельности социального государства и устранить ущемление прав целых групп населения. Однако и тогда они допускали ошибки в оценках и принимали ошибочные решения: еще не придавалось должного значения проблеме сохранения естественных жизненных основ, принятое решение об экстремистах скорее привело к созданию новых противников нашей демократии, чем к подавлению старых. Выдающейся заслугой этого периода остается примирение со странами Восточной Европы и укрепление мира. Мы гордимся тем, что сохраняем традиции движения, которое никогда не приносило нашему народу войну, порабощение или господство насилия, а превращало бесправных пролетариев в уверенных в себе граждан государства. Социал-демократическая партия выступает со дня своего основания за мир и международное сотрудничество. За прошедшее время интернационализм социал-демократической традиции превратился в единственно возможную реальную политику. Основные ценности демократического социализма уходят корнями в нашу историю. Они и в будущем будут являться фундаментом нашей политики реформ. Наши исторические корни В Социал-демократической партии Германии сотрудничают люди различных убеждений и с различным отношением к религии. Их согласие основано на общих ценностях и одних и тех же политических целях. Духовными корнями демократического социализма в Европе являются христианство, гуманистическая философия, просветительство, учение Маркса об истории и обществе, а также опыт рабочего движения. Идеи о раскрепощении женщины были подхвачены и развиты рабочим движением уже в XIX веке. Нам понадобилось более ста лет, чтобы эти идеи начали действовать. Мы приветствуем и уважаем принципиальные и религиозные убеждения каждого. Они не могут быть подчинены решениям партии. Наше представление о человеке Как бы мы ни понимали достоинство человека, оно является отправной точкой и целью нашей работы. Все мы присоединяемся к утверждению, которым Организация Объединенных Наций открывает Декларацию прав человека: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны относиться друг к другу в духе братства». Все мы рассматриваем человека как разумное существо и часть природы, как индивидуум и существо общественное. Как часть природы он может жить только в природной среде и вместе с природой. Свою индивидуальность он проявляет только в общении с другими людьми. Человек не предопределен заранее ни для добра, ни для зла, способен многому научиться и проявить разум. Поэтому демократия возможна. Он может ошибаться, заблуждаться и впадать в рецидивы бесчеловечности. Поэтому демократия необходима. Так как человек является существом открытым и в нем заключены различные возможности, все зависит от того, в каких условиях он живет. Следовательно новый, более совершенный строй, достойный человека, возможен и необходим одновременно. Достоинство человека требует того, чтобы он, живя в сообществе с другими людьми, сам мог распоряжаться своей жизнью. Мужчины и женщины должны быть равноправными и солидарными. Ответственность за создание жизненных условий, достойных человека, возложена на всех. Достоинство человека не зависит от рода его занятий и пользы, которую он приносит. Права человека Мы обязаны соблюдать права человека. Государство и экономика существуют для людей с их правами, а не наоборот. Полная реализация прав человека требует одинакового обеспечения личной свободы, прав на участие в политической жизни и основных социальных прав. Они не могут заменять друг друга. Одно нельзя противопоставлять другому. Коллективные права также служат развитию индивидуума. Только там, где гарантируется и реализуется личная свобода, человек может жить в обстановке свободы и равенства и участвовать в демократическом процессе. Только там, где реализованы основные социальные права, каждый человек может воспользоваться правами личной свободы, а также правом на участие в политической жизни. Только там, где уважение личной свободы и права участвовать в политической жизни допускают свободное столкновение мнений и политическую активность, люди могут осуществить свое право на достаточное питание, жилище, работу и образование. Только совокупность этих прав делает возможным создание достойных человека жизненных условий. Каждый человек имеет право на родину, национальность, язык и культуру. Коллективное право национальных групп, приведенное в соответствие с правовыми документами Организации Объединенных Наций, также является абсолютной необходимостью. Наше понимание политики Политика - необходимое измерение общественной жизни. Она не ограничивается сферой деятельности государственных институтов. Политика присутствует всюду, где распространяется или утаивается информация, изменяются сознание или условия жизни, формируется мнение, выражается воля, применяется власть или отстаиваются интересы.
Осуществление политики имеет свои границы. Их нельзя преступить, не нанося ущерба личности и обществу. Ошибки и вина, болезни и несчастья, боль и отчаяние, неудачи и провалы, свойственные жизни человека, существуют также и в обществе свободных и равных. Политика может создать только условия для наполненной смыслом человеческой жизни. Если же она поставит себе целью самостоятельно добиться счастья и реализации своих идей, возникнет опасность скатиться к тотальному регламентированию. Однако политика должна представлять собой нечто иное, нечто большее, нежели простое управление ситуацией, которой уже невозможно избежать; для того, чтобы завоевать и удержать доверие людей, она должна обеспечивать себе свободу действий и реагировать на новые задачи. Если же политика передоверит решение вопросов совершенствования техники и перспективы развития хозяйства лишь экономическим интересам, она окажется под давлением таких неблагоприятных обстоятельств, которым ей придется подчиниться. Демократическое государство черпает свое содержание у общественных сил. Оно является не самоцелью, а инструментом формирования общества. Политические партии выполняют роль одновременно инициаторов и посредников. Подхватывая общественные импульсы и потребности и выражая их в законодательстве и правительственных акциях, политические партии играют посредническую роль в отношениях между обществом и государством. Они призваны выдвигать новые идеи и предлагать на рассмотрение проекты принимаемых решений. Политика, претендующая на нечто большее, нежели простое подчинение реальным или надуманным обстоятельствам, должна опираться на сознательность и активность граждан и осуществляться с их помощью. Она становится возможной как результат свободного и, в конечном итоге, открытого гражданского диалога, требующего затрат общественных сил и интегрирующего их, диалога, который сообщает информацию, помогает осознать проблему, способствует формированию мнений и, в конце концов, приводит к согласию или к образованию явного большинства. Гражданский диалог является выражением демократической культуры. Он перемещается в центр политики, туда, где - как и при разработке техники - принимаются решения, которые потом очень трудно изменить. Для ведения гражданского диалога необходимо обеспечить свободу выражения мнений и свободу средств массовой информации. Все граждане должны иметь возможность и право вырабатывать и распространять свое мнение по темам, касающимся их собственной жизни или жизни их потомков. Государство, наука и средства массовой информации должны создавать предпосылки для выработки обоснованных мнений и тем самым содействовать развитию демократической культуры ведения дискуссий. Гражданский диалог означает больше демократии, а не больше государства. Основные ценности демократического социализма Основными ценностями демократического социализма являются свобода, справедливость и солидарность. Они являются нашим критерием при оценке политической действительности, масштабом нового, более совершенного общественного строя и одновременно ориентиром для деятельности каждого отдельного социал-демократа. Социал-демократия стремится к такому обществу, в котором каждый человек мог бы свободно развивать свою личность и ответственно участвовать в политической, экономической и культурной жизни. Человек как отдельное существо призван к свободе и способен быть свободным. Но возможность для раскрытия его свободы всегда определяется обществом. Свобода в нашем понимании - это свобода каждого, также и каждого инакомыслящего. Свобода лишь для немногих была бы привилегией. Свобода другого определяет границы и является условием свободы каждого отдельного человека. Свобода требует освобождения от унизительной зависимости, от нищеты и страха, но она означает также и возможность развивать индивидуальные способности, а также ответственно участвовать в общественной и политической жизни. Свой шанс на свободу может использовать только тот, кто уверен в достаточной социальной защищенности. Не в последнюю очередь ради свободы мы стремимся к обеспечению равных возможностей и широкой социальной защищенности. Справедливость зиждется на равном уважении достоинства всех людей. Она требует одинаковой свободы, равенства перед законом, равных возможностей в политической и социальной жизни, а также социальной защищенности. Она требует общественного равенства мужчины и женщины. Справедливость требует большего равенства в распределении доходов, собственности и власти, равной доступности для всех образования, профессиональной подготовки и культуры. Равные возможности не означают единообразия, а представляют собой простор для развития индивидуальных способностей всех людей. Справедливость, права на равные возможности нужно стремиться обеспечивать с помощью средств государственной власти. Однако солидарности, готовности поддержать друг друга, выходя за рамки правовых обязательств, невозможно достигнуть по принуждению. Солидарность являлась характерной чертой рабочего движения в борьбе за свободу и равенство и вдохновляла его на эту борьбу. Без солидарности не может быть человеческого общества. Солидарность является оружием слабых в борьбе за их права и одновременно следствием признания того, что каждому человеку нужна поддержка других людей. Мы сможем жить свободными и равными в гуманном обществе только в том случае, если сумеем постоять друг за друга и будем стремиться к свободе для каждого. Тот, кто попал в беду, должен иметь возможность положиться на солидарность общества. Солидарность требует от нас, чтобы люди в странах третьего мира получили шанс на достойное человека существование. Будущее поколение, судьбы которого мы решаем сегодня, тоже вправе рассчитывать на нашу солидарность. Солидарность необходима также, чтобы расширить возможности индивидуального развития. Только совместные действия, а не эгоистический индивидуализм создают и обеспечивают предпосылки для индивидуального самоопределения. Свобода, справедливость и солидарность обусловливают и поддерживают друг друга. Будучи одинаково важными, разъясняя, дополняя и ограничивая друг друга, они реализуют свое предназначение. Претворение в жизнь этих ценностей и совершенствование демократии являются постоянной задачей демократического социализма.
|