Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Демократия в государстве и обществе
Демократия как форма жизни Мы отстаиваем демократию. Она должна стать общей нормой жизни, так как только она олицетворяет уважение к достоинству человека и его личной ответственности. Демократия есть форма существования свободы. Свобода имеет место только там, где люди готовы и способны к восприятию своей ответственности. Никто в государстве и в обществе не должен быть исключен из участия в делах демократии или из-за социальных барьеров отстранен от него. Демократия черпает свою жизненную силу в обществе и его политической культуре. Ей угрожает концентрация экономической власти или власти средств массовой информации, а также сосредоточение в частных или государственных руках знаний о механизмах господства. Демократическое государство Демократическое государство основывается на равных правах и обязанностях всех своих граждан. Основные права выражаются в виде охраняемых государством прав на свободу и на участие граждан в жизни общества и государства и характеризуют это государство как общественный строй, базирующийся на основных ценностях. Гарантия и соблюдение основных прав, а также защита их от опасности нарушения являются первейшими задачами демократического государства. Государство должно проводить в жизнь демократию и социальную справедливость в обществе и в экономике и гарантировать необходимую для этого открытость процесса принятия и исполнения решений. Оно не может, однако, решать все общественные проблемы. Кто предъявляет к нему слишком высокие требования, тот способствует бурному расцвету бюрократии, которая работает все менее эффективно и которую трудно контролировать и финансировать. Мы против огосударствления общества. Государство должно брать на себя решение задач там, где отдельные лица или группы не выполняют общественно необходимых обязательств или не в состоянии приложить усилия, чтобы иным способом осуществить необходимые для общего блага задачи. Принцип субсидиарное, преимущества малой ячейки перед большой может, если не допускать переоценки этого принципа ограничивать власть и стимулировать активность граждан. Право и политика Правовое государство подчиняет всю свою деятельность праву и закону. Строгое соблюдение демократической конституции, разделение властей и взаимный контроль над властью узаконивают также полномочия и обязанности государства при поддержании правового порядка и осуществлении монопольного права на применение насилия. Ущерб правовому государству наносят не только правонарушения со стороны отдельных граждан, но и злоупотребления государственной властью. Современные информационные технологии еще более сдвигают центр тяжести в пользу бюрократического аппарата. В этом смысле демократизация представляется невозможной без обеспечения и дальнейшего развития правовой государственности. Мы признаем законопослушание и тогда, когда отклоняем какой-либо закон [...}. Демократия и гласность Демократия жива принципом гласности. Прозрачными в плане информации должны быть государство и администрация, а каждый отдельный гражданин. Граждане должны контролировать государство, а не государство граждан. Все должны иметь свободный доступ к информации. Все гражданки и граждане должны быть осведомлены о событиях, касающихся всех или каждого в отдельности, чтобы иметь обо всем собственное мнение. Только тогда они смогут контролировать государственную власть, которая действует от их имени. Нужно законодательно обеспечить право на ознакомление с государственными документами и на доступ к государственным банкам данных, не нарушая при этом норм защиты данных и обоснованного сохранения тайны. Каждый гражданин имеет право сообщать данные о себе по собственному усмотрению. Поэтому сбор сводных данных подлежит общественному контролю, власти и частные учреждения должны хранить в тайне сведения о личности и постоянно совершенствовать формы их защиты. Условием свободы прессы и радиовещания является также внутренняя свобода в работе редакций. Мы будем обеспечивать право на свободу выражения мнения, свободу демонстраций, свободное объединение в общественные организации и свободу собраний. Федеральная структура государства Повседневная жизнь и отношения людей, а также степень отождествления всех гражданок и граждан с обществом в значительной мере определяются действиями местных органов. Поэтому мы хотим укрепить и расширить местное самоуправление, гарантированное Основным законом. Сильное местное самоуправление нуждается в современном аппарате управления, действующим под политическим руководством и контролем.[°] Необходимо улучшить финансовую дееспособность коммунальных общин. Они должны иметь право самостоятельно распоряжаться своими бюджетными доходами. Никакое бюджетное регулирование не может заменить собственно коммунальные налоги. Следует расширять конституционную свободу действий общин. Закон должен обеспечить им возможность участвовать в принятии решений, которые касаются непосредственно их. Федерализм прошел проверку жизнью. Он ограничивает государственную власть, содействует сближению граждан и способствует региональному многообразию. Федерации, землям и общинам должна быть гарантирована конституционная и финансовая свобода действий. Федерализм должен стать организационным принципом и для Европейского Сообщества (ЕС). На службу будущей деятельности могут быть поставлены традиции, сложившиеся в результате выходящего за рамки одной страны сотрудничества регионов отдельных национальных государств. Мы хотим превратить Европейское Сообщество в Соединенные Штаты Европы. Традиционное государственное строительство уже обогатилось передачей суверенных государственных прав Европейскому Сообществу в соответствии со статьей 24 Основного закона. Все граждане Сообщества должны иметь возможность участвовать в принятии Сообществом решений. Из экономического сообщества должна вырасти Европа граждан, в которой государственная принадлежность играет лишь подчиненную роль. Нашей целью является создание конституции Сообщества, которая соединит демократию с принципами правового и социального государства. Парламентская демократия и принцип большинства Мы - сторонники парламентской демократии. В ней в результате свободных выборов формируется на определенный период контролируемая политическая власть. Власть большинства граждан нуждается в самоограничении. Большинство должно поддерживать постоянный диалог со своими оппонентами также и вне парламента. Так как и большинство может ошибаться, следует создать такие условия, при которых его решения могут быть изменены прежде всего там, где затрагиваются основы существования и где ставится на карту благополучие будущих поколений. Последние должны иметь возможность сами распоряжаться своей жизнью. Парламентская демократия не снижает и не заменяет ответственности всех граждан. Поэтому мы хотим расширить участие граждан в жизни общества и государства и сделать более эффективным право подачи петиций. Народная инициатива и референдум должны дополнять парламентские решения в общинах, землях и федерации в рамках, устанавливаемых законом. Конституционные ограничения власти большинства относятся также и к прямому волеизъявлению граждан. Следует усилить роль парламентов и депутатов в процессе формирования политических решений. Поэтому депутаты должны быть независимы от правительственной информации. Депутаты обязаны отчитываться о своих экономических связях. Женщины и мужчины должны быть представлены в парламентах пропорционально их численности в составе населения. Парламентская демократия немыслима без партий, которые всегда являются выразителями политического волеизъявления. Чтобы реализовать участие всех граждан в политической жизни, необходима внутрипартийная демократия и гласность при формировании политической воли партии. Партийное волеизъявление, партийное поведение и партийная организация должны соответствовать основным целям нашей реформы и отвечать новым общественным требованиям, предусматривающим более активное участие населения в принятии политических решений. Гражданские инициативы и общественные движения оживляют процесс демократического волеизъявления и являются одновременно выражением измененного сознания. Представляя зачастую лишь групповые интересы, они тем не менее выносят на обсуждение важные темы, оживляют нашу демократию новыми формами политического волеизъявления и обогащают нашу политическую культуру. Гражданские инициативы и общественные движения могут и должны бросать вызов партиям, но не могут заменить их. Союзы и объединения являются законным выражением общественных интересов. Мы сотрудничаем с ними, если они служат всеобщему благу. Мы выступаем против них, если они, ни с чем не считаясь, отстаивают групповые интересы. Профсоюзы Без свободных профсоюзов нет демократии. Нас связывают с ними общая история и общие цели. Они сами определяют свои задачи. Свобода их деятельности для нас неприкосновенна. Там, где затрагиваются интересы лиц наемного труда, профсоюзы должны принимать участие в решении общественных и политических задач. Мы уважаем их политическую независимость от партий. Мы поддерживаем требования профсоюзов о праве работающих по найму на справедливую долю доходов от результатов труда, о соучастии в принятии экономических решений и об активном участии в социальной жизни. Мы рассчитываем на них в процессе демократизации экономики и общества. Мы поддерживаем и защищаем выросшие на горьком опыте Единые профсоюзы как одно из важнейших достижений Федеративной Республики. Тарифная автономия является главной составной частью демократии. Мы будем защищать ее. Коллективные трудовые договоры о тарифных ставках, которые обеспечивают и укрепляют правовой статус каждого работающего по найму, требуют сильных, способных на проведение забастовок профсоюзов. Нельзя отказываться от свободы образования организаций и от права на забастовку. Социал-демократы, работающие по найму на предприятиях и в административном управлении, призваны принимать активное участие в работе профсоюзов. Церковь и религиозные общины Социал-демократическая партия признает особое значение и правовой статус, которые Конституция предоставляет церкви и религиозным общинам. В своих посланиях, в заботе о спасении души и в благотворительной деятельности церковь и религиозные общины самостоятельны и не подчинены государственному влиянию. Мы защищаем свободу мысли, совести, вероисповедания и богослужения и приветствуем, когда церковь и религиозные общины, группы и отдельные верующие оказывают влияние на общественную и политическую жизнь посредством критики, инициативы и прямого сотрудничества и тем самым открывают себя для критики со стороны общественности. Мы видим в этом существенный вклад в общественный и политический диалог, в котором терпимость и уважение к инакомыслящим должны пройти испытание жизнью. Поэтому социал-демократы со своей стороны ищут диалога и сотрудничества с церковью, рели- 555 гиозными общинами и группами повсюду, где они видят общие с ними задачи. Нельзя ущемлять в правах того, кто не исповедует никакой религии. Действующие повсюду права лиц наемного труда должны гарантироваться им также в церкви, религиозных общинах и союзах единомышленников по мировоззрению. Приближенное к гражданам управление Нам нужны эффективные органы управления, поддерживающие связи с населением и учитывающие его интересы. Будучи свободным от традиций авторитарного государства, управление на всех уровнях должно быть открытым и контролируемым. Оно должно не подавлять самопомощь, ответственность и активность граждан, а напротив, всячески их поддерживать. Мы за заблаговременное и широкое участие граждан в планировании управления. [°] Право и юстиция В правовом демократическом государстве может быть только такая власть, которая узаконивается и одновременно ограничивается правом. Судопроизводство должно служить справедливости. Мы хотим использовать право на реализацию наших основных ценностей, особенно права на защиту слабых и на сохранение природных основ жизни. Суды должны быть доступны всем в равной степени. Мы хотим, чтобы все граждане имели возможность в приемлемое для них время воспользоваться своим правом. Судебные приговоры обязательны для исполнения. Кто судит, тот должен быть независим. Следует расширять возможность участия в судопроизводстве судей, привлекаемых к работе на общественных началах. Демократически легитимированные органы Бундестага и Бундесрата или ландтагов избирают открыто квалифицированным большинством всех судей Федерального Конституционного суда и конституционных судов земель, верховных федеральных судов и верховных судов земель. Выборы происходят поле открытых слушаний. При осуществлении своих функций по защите всех граждан, по преследованию за преступления и по защите правового государства полиция нуждается в помощи и критике со стороны граждан и государственных институтов. Политические конфликты не должны решаться полицией. Уголовное право и исполнение приговоров служат поддержанию порядка в нашем правовом государстве. Их целью является защита граждан и общества, возвращение правонарушителей к нормальной жизни, а не осуществление возмездия. Общество должно проявлять заботу о жертвах преступлений. Политика реформ в Федеративной Республике Германия Основной закон - это права и обязанности. На его основе общими усилиями и в конкуренции с другими партиями мы построили Федеративную Республику Германия. Мы чувствуем свою ответственность за нее. В этом смысле она является нашей республикой. Ей присуще много недостатков, поэтому мы хотим приблизить ее к конституционной норме. В эту республику мы привносим демократический социализм, чтобы она смогла стать тем, чем она должна быть согласно конституции: демократическим социальным государством. Для этого необходимы длительные реформы. Мы - партия реформ. Работа по проведению реформ зачастую осуществляется малыми шагами. Больше, чем за темпами продвижения, мы следим за правильностью выбранного направления. Работа по проведению реформ трудна, так как ей приходится преодолевать мощное сопротивление особых интересов со стороны отдельных групп. Эта работа является не только делом правительства, парламентов и партий. Важные реформы будут иметь успех только в том случае, если удастся получить активную поддержку большинства граждан. Политическая культура Политика немыслима без дискуссий. В наших дискуссиях должны ясно просматриваться цели, ради достижения которых мы спорим. Даже в борьбе за власть цель не оправдывает средства. Спор без согласия по принципиальным вопросам ведет к духовной гражданской войне. Мы подтверждаем принципиальное согласие со всеми теми общественными силами, которые признают основные права и положения, заложенные в конституции. Этот консенсус должен присутствовать во всех формах дискуссии. Политическая культура увядает без состояния напряженности между действительностью и планами на будущее. Планы на будущее станут эффективными только тогда, когда миллионы сознательных граждан увидят в них воплощение своих надежд. Там, где люди ощущают себя ответственными и творческими субъектами политической жизни, где они могут объективно привнести в политику свои мысли, высвобождают силы, которые нужны политической культуре в солидарном обществе. Только в этом случае политика сможет освободиться от тисков обстоятельств, привести в движение застывшие силы и осуществить жизненно необходимые реформы.
|