Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Будущее труда и свободного времени
Значение труда Труд является не только условием существования, но и важнейшим мерилом человеческого бытия. Посредством труда люди не только производят товары и услуги, которые необходимы им для жизни, но и определяют условия своей жизни. Труд удовлетворяет человеческие потребности и порождает новые. Труд и природа являются источниками богатства[...] Наше будущее в большой степени зависит от того, как мы работаем. Оплачиваемый труд и неоплачиваемая, но столь же важная в общественном смысле работа по дому, в семье и в институтах коммунального управления неодинаково распределяются и оцениваются в нашем обществе, что находит свое отражение в различных условиях жизни и труда, а также различных возможностях для развития личности у представителей разных полов. Оплачиваемый труд занимает центральное место в сознании и самосознании человека. Он способствует обретению самостоятельности и социальному признанию, определяет условия жизни и перспективы роста, облегчает участие в общественной и политической жизни, обеспечивает материальную независимость. Все формы общественно необходимого труда должны одинаково оцениваться и распределяться поровну между мужчинами и женщинами. Тот, кто занимается домашней и общественной работой не должен быть обделен в профессиональной трудовой жизни. За новую политику в сфере труда Право на труд - одно из основных прав человека. Обязанностью демократического и социального правового государства является забота об обеспечении полной занятости населения. Безработица является не индивидуальной, ограниченной во времени угрозой, от которой можно застраховаться, а проблемой, вызванной к жизни развитием общества, которая, следовательно, и должна решаться политическими средствами. Чем тяжелее бремя экономических и социальных расходов, связанных с массовой безработицей, тяготеет над народами, тем чаще предпринимаются попытки путем протекционизма добиться преимуществ для экономики собственной страны за счет других. Мы, социал-демократы, напротив, считаем, что заинтересованные государства должны принять общие меры против массовой безработицы. Впрочем, предпосылкой для этого является наша готовность начать осуществление действенной политики по обеспечению занятости в собственной стране[...] Многим людям еще не хватает жизненно необходимых вещей. Более справедливое распределение доходов уравнивает людей в социальном отношении, создает дополнительный спрос. И тем самым и рабочие места. Улучшение экологического состояния природы требует дополнительных затрат труда. Это относится как к ликвидации старых источников загрязнения, так и к профилактическим мерам, экологичному ведению сельского хозяйства, к перестройке транспорта и энергосистемы. Там, где экономится энергия, децентрализуется энергоснабжение, перерабатывается мусор, там, где товары, отрицательно влияющие на окружающую среду, заменяются на экологически чистые, возникает возможность для создания рабочих мест. Необходимо обновлять города и деревни, строить и модернизировать жилища, развивать общественный транспорт, сохранять культурное наследие. Спрос на социальные услуги также постоянно растет. Мы хотим улучшить сферу услуг, финансируемых из государственных средств, и расширить предложение услуг, особенно для наиболее нуждающихся групп населения. В системе образования, системе повышения квалификации, в культуре, науке и исследовательской работе нужны люди. Нам необходимо воспитывать детей, работать с молодежью, ухаживать за больными и за возрастающим числом престарелых людей, включать в жизнь общества иностранцев и их детей, опекать инвалидов и интегрировать их в общество, лечить наркоманов и заниматься профилактической работой, заботиться о психически неполноценных, ресоциализировать отбывших заключение, организовывать людям помощь для самопомощи. Социальные службы должны превратиться в сеть амбулаторных и стационарных учреждений, покрывающую всю территорию страны. Сокращение рабочего времени - вклад в создание полной занятости и возможности самостоятельно распоряжаться своим временем Мы хотим использовать повышение производительности труда для сокращения рабочего времени, причем более короткий рабочий день не означает автоматически сокращения времени работы машин и оборудования. Сокращение рабочего времени будет и в перспективе существенным вкладом в повышение качества жизни. С его помощью сократятся нагрузки от основной работы и будут созданы условия для необходимой внепрофессиональной деятельности. За счет этого сокращения появится больше времени для досуга, для культурных и социальных занятий. Сокращение рабочего времени является предпосылкой для создания новых рабочих мест. Когда работу будут иметь все женщины и мужчины, более короткий рабочий день станет тем более необходимым. Для реализации идеи партнерского разделения домашнего труда следует сократить ежедневное рабочее время. Поэтому мы ставим задачу добиться шестичасового рабочего дня в рамках 30-часовой рабочей недели. [...] При сокращенном рабочем времени еще большее значение приобретает справедливое распределение доходов. Поэтому зарплата и оклады должны повышаться дифференцированно, в зависимости от уровня доходов различных групп населения. Все мужчины и женщины должны получить возможность работать неполный рабочий день или прерывать свою трудовую деятельность, — чтобы посвятить себя воспитанию детей, — чтобы повысить свою квалификацию, в том числе и в течение года, выделяемого для этих целей, — чтобы ухаживать за стариками, больными и инвалидами, — чтобы обеспечить постепенный переход к уходу на пенсию. [...] За формирование мира труда, справедливого по отношению к человеку Нашими требованиями, которые мы предъявляем к организации оплачиваемой трудовой деятельности, являются: гуманизация, квалификация и демократизация. Все три задачи обуславливают друг друга. Гуманная организация труда требует, прежде всего, чтобы здоровье людей не подвергалось опасности из-за нездоровых условий труда... Помимо этого гуманизация труда делает ставку на творческие, организаторские и профессиональные способности людей. Люди нуждаются в разумном содержании труда, более широком поле деятельности, большей автономии, лучшей квалификации. Демократизация нацелена на раскрепощение труда. Она должна осуществляться самими трудящимися в условиях расширения их компетенции соучастия в управлении предприятием. Экономически зависимые люди превращаются в граждан, активно участвующих в экономических процессах. Работающие по найму мужчины и женщины должны соучаствовать в принятии решений о том, какая работа, с какой целью, в каких организационных формах и в какие сроки должна быть выполнена. Право на ее участие в управлении важно, кроме того, и там, где выносятся решения по вопросам занятости, экологической и социальной совместимости рабочих мест. Мы будем создавать правовые предпосылки для реализации этих планов, в том числе и для работающих на государственной службе. Труд в семье Воспитание детей и ведение домашнего хозяйства делают наше общество жизнеспособным. Этот труд должен найти общественное признание и получить социальные гарантии. Гуманизация, сокращение рабочего времени и соответствующее распределение оплачиваемого труда идут на пользу домашнему и семейному труду. Как и труд, приносящий доход, домашняя и семейная работа - это задача обоих полов, мужчин и женщин. Наряду с другими формами труда, эта работа создает возможность для самореализации, однако она может также чрезмерно утомлять людей и препятствовать их развитию.[... ] Время, использованное для воспитания детей и по уходу за членами семьи, следует засчитывать при назначении пенсионного обеспечения. Мать и отец, имеющие ребенка в возрасте до трех лет, должны иметь право на оплачиваемый родительский отпуск. Тот, кто на время оставил профессиональную деятельность из-за рождения и воспитания ребенка, должен иметь юридическое право быть восстановленным на работе. При зачислении на работу и повышении по службе следует учитывать в стаж родительские отпуска и отпуска по уходу. Кроме того и в таких случаях правомочно правопритязание на повышение квалификации и продвижение по службе в соответствии с личными способностями и наклонностями. Свободные занятия и досуг Для жизни человека характерно чередование труда и отдыха, напряжения и расслабления. С сокращением рабочего дня появляется больше времени для занятий по интересам. Мы не хотим оставлять это время на произвол индустрии развлечений. У каждого должна быть возможность проявить активность, выступая в защиту интересов жителей своего района или в защиту окружающей среды, в поддержку профсоюзных или политических задач. Творческие занятия по собственному выбору должны стать доступными всем и каждому. Для реализации этих целей общество должно обеспечить лучшие, чем до сих пор, условия. Культурная жизнь Цели образования Целью образования для нас является не только получение профессиональной квалификации и дальнейшее продвижение по службе. Образование обладает самоценностью для развития личности. Образование должно способствовать пониманию собственных традиций и развивать у людей способность лучше понимать себя и других, в том числе другие культуры и других людей. Образование должно предоставлять шансы для большего самоопределения в работе и использования остающегося от производства и домашней работы сво-бодного времени для индивидуальных занятий, для музыки, культуры и искусства, общественной и политической деятельности. Образование должно делать человека способным критически осмысливать жизнь общества, предъявляемые ему в производственной сфере требования и творчески влиять на них. Образование должно помогать людям ориентироваться в нашем все более усложняющемся обществе, помогать осмысленно пользоваться техникой и средствами производства. Оно должно поддерживать творческие начала и научить человека справляться с огромным объемом развлечений и информации. Оно должно помочь молодым людям накопить важный для человека жизненный опыт и взрослеть, опираясь на него. Чувства и разум, духовные и практические способности человека нуждаются в образовании. Оно призвано соединить человека с природой, привести к осознанию ответственности за других людей и научить солидарности. Образование должно способствовать обогащению собственной жизни через восприятие всего многообразия европейских культур.[....] Образование должно быть доступно для всех. Ученикам, учащимся и студентам нужно оказывать материальную поддержку, чтобы они могли самостоятельно выбирать свою будущую профессию, независимо от доходов их родителей. Хорошее образование, полученное в школе или на первом этапе профессионального обучения является предпосылкой для продолжения учебы в течение всей жизни и открывает возможности для социальной, культурной и политической активности человека. Реформа и расширение системы образования Равенство возможностей в сфере образования для нас является принципом, от которого мы не можем отказаться.[... ] Наша система образования стоит перед новыми вызовами. Количественное расширение должно происходить параллельно с качественным ростом. Мы хотим объединить общее, политическое и профессиональное образование: это относится ко всем учреждениям системы образования. Мы выступаем за школы продленного дня, так как они обеспечивают учащимся равные шансы, увеличивают возможности социального обучения и сочетают сообщение знаний с общественной работой и игрой. Школы должны быть связаны со сферой производства, но - в первую очередь - с городскими советами и общинами. Они должны быть интегрированы в коммунальную жизнь региона. Мы хотим более активного участия родителей и учеников, в том числе и в определении пути развития школы, а также большей педагогической свободы в рамках различных учебных заведений. Государство должно выработать такую основную концепцию, которая могла бы наполняться содержание и согласно волеизъявлению на местах. Мы поддерживаем экспериментальные школы, которые испытывают новые методы обучения. Мы хотим совместного воспитания мальчиков и девочек, иностранцев и немцев, инвалидов и здоровых детей, чтобы предрассудки и несправедливость не укоренялись, а постоянно устранялись. Приобретение знаний следует соединить с социальным обучением, чтобы противодействовать давлению растущей конкуренции в сфере производства. Социал-демократическая политика в области образования стремится поддерживать всех, а не только избранных. Мы хотим иметь школы, предлагающие большое разнообразие методов обучения и ступеней образования, школы, которые учитывают различные склонности и способности учеников, дифференцированно их поддерживают и таким образом обеспечивают равные возможности для всех. Общеобразовательная школа лучше других подходит для реализации наших политических целей в области образования. Профессиональное обучение и дальнейшее образование В плане личностного и профессионального развития профессиональное обучение имеет важнейшее значение. Поэтому все молодые люди имеют право на учебное место в системе профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка должна заложить основы, обеспечивающие успешную работу по профессиям, регулярное повышение квалификации, участие в жизни общества.[...] При повышении квалификации, дальнейшем обучении, переходе в мир труда не должны ущемляться интересы девушек и женщин. Динамичные структурные изменения создают такие условия, при которых становится необходимым развивать систему повышения квалификации наравне со школами и учебными заведениями первичного профессионального обучения. Поэтому вся сеть учреждений, обеспечивающих повышение общей и профессиональной квалификации, политического и культурного уровня людей и являющаяся неотъемлемой частью коммунальной политики, должна быть расширена и превращена в четвертое важнейшее звено системы народного образования… Высшая школа, наука и исследовательская работа Нашей целью остается доступность высшей школы. Высшее образование и повышение квалификации должны стать доступными для каждого, кто проявил свои способности в профессиональной или общественной деятельности. Исследовательская деятельность и обучение должны больше, чем до сих пор, учитывать проблемы, возникающие в мире труда [...]. Мы хотим сделать все от нас зависящее, чтобы качество нашей науки и исследований соответствовало мировому уровню. Независимость и ответственность науки взаимно обуславливают друг друга. Ученый, требующий от общества свободы исследований, должен быть готов взять на себя ответственность за последствия применения результатов своей работы. Общество должно обеспечить независимость науки и каждого отдельного ученого от государственной и экономической власти. К независимости науки относится также свободная научная дискуссия и регулярное публикование результатов исследований....] Как правило, научные разработки только тогда попадают под контроль общества, когда речь идет о применении их результатов. Если же эти исследования нарушают этические нормы или приводят к недопустимому риску, законодательные органы должны запретить применение некоторых методов и способов проведения исследовательских работ. Это относится к разработке оружия массового уничтожения, проведению медицинских экспериментов на человеке, вмешательству в права человека, а также к генно-инженерным разработкам, особенно к манипуляции наследственностью. Мы хотим добиться общественного контроля над сомнительными в этическом смысле экспериментами посредством развертывания дискуссии в обществе о допустимости применения некоторых исследовательских методов и создания комиссий по вопросам научной этики. Государство вправе и обязано вмешиваться в научные исследования посредством запретов и обязательств, если этого требуют достоинство человека, его право на жизнь или же защита окружающей природной среды. Культурно-просветительская деятельность в условиях демократии Рабочее движение с самого начала считало себя культурным движением. В традициях европейского гуманизма и просветительства оно выступало за свободу выразительных средств в искусстве и хотело обеспечить всем доступ к ценностям культуры. Этим целям мы остаемся верны.[...] В культурной политике и деятельности в области культуры мы ориентируемся на наши основополагающие ценности и на наши традиции. Мы хотим стимулировать критическое мышление, побуждать к активности и солидарности, развивать личную и общественную эмансипацию. Мы знаем, что сможем влиять на культурную жизнь общества только при условии, если работа социал-демократов в этой сфере будет начинаться с самой партии, с форм ее общения с людьми, со стиля ее работы, со способности воспринимать и усваивать новые идеи в области культуры0 Искусство и культура нуждаются в создании возможность продемонстрировать себя обществу. Необходимые для этого предпосылки и поддержка деятельниц и деятелей искусства являются делом политики. Политика в области культуры является обязывающей задачей государства. Государство не должно диктовать свою волю, оно должно быть гарантом культурного многообразия. 537Ответственность средств массовой информации [...]Мы, социал-демократы, выступаем за культурное и публицистическое многообразие. Мы хотим обеспечить и расширить независимость средств массовой информации не только от государства, но и от могущественных экономических и общественных групп. Мы хотим добиться права участия в управлении для всех тех, кто работает в сфере средств массовой информации, прежде всего для готовящих программы и занимающихся редакторской работой. Как носители основательной и обширной информации газеты, журналы и книги сохраняют и в век электронных средств массовой информации свое особое значение. Чтение определяет уровень развития нашей культуры. Эту тенденцию мы будем поддерживать и впредь. Общественные радиостанции и телецентры, обладающие правовым статусом, обязаны обеспечить основной поток необходимой информации. Их вещание должно предлагать большое количество информационного материала, политических программ, формирующих общественное мнение, обилие развлекательных, образовательных, консультационных и культурных программ. Поэтому необходимо гарантировать существование и развитие официального общественного радио-и телевещания. Прежде всего, оно должно быть свободным от политического влияния партий и экономически независимым..[...] От общественных радиостанций и телецентров с правовым статусом мы ожидаем такого уровня культуры вещания, когда оценкой является не только квота включения и когда передачи критического характера, провоцирующие дискуссию, приносятся в жертву принципу удобной уравновешенности. Каждый, кто хочет критически освещать действительность, у кого есть новые идеи, опирается на журналистику и искусство радио и телевидения. Следует поддержать германское и европейское кинопроизводство. Фильмы могут оказать помощь в сохранении культурного своеобразия Европы, ее стран и регионов. Спорт Спорт является существенной составной частью культуры. Он способствует повышению качества жизни и приносит радость людям. Поэтому от рабочего спортивного движения мы наследуем принцип спорта для всех и уделяем особое внимание массовому спорту и спорту инвалидов. Однако мы поддерживаем также и профессиональный спорт, не унижающий достоинства человека и гарантирующий самоопределение спортсмена. Для обеспечения этих условий следует, при необходимости, применять правовые меры. Надо поощрять спорт в рамках федерации, в землях и общинах на основе партнерского сотрудничества с самостоятельными независимыми спортивными организациями.
|