Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экологически и социально ответственная хозяйственная деятельность
Хозяйственная деятельность должна служить общему благу. Она должна в достаточной мере обеспечивать людей товарами и услугами, гарантировать право на труд, беречь и защищать природные основы жизни. Капитал должен служить человеку, а не человек - капиталу. В современных демократических индустриальных обществах обеспечение товарами и услугами происходит через смешанную экономику, в которой взаимодействуют конкуренция и государственная деятельность. Эта система зарекомендовала себя как высокопроизводительная и обладающая принципиальными преимуществами по сравнению со всеми формами централизованного управления экономикой. Основной исторической проблемой системы, основанной на конкуренции, является ее связь с частной собственностью на средства производства. Эта связь породила капиталистический экономический порядок и привела к неподдающейся контролю экономической власти и к несправедливому распределению труда, доходов и имущества. Для демократического контроля над экономической властью капитала требуется наличие дееспособного государства, сильных профсоюзов и соучастие наемных работников и их профсоюзов в управлении предприятиями. Неравенство в распределении доходов и имущества продолжает возрастать. Справедливое распределение доходов, имущества и времени требует введения тарифной автономии, проведения государственной налоговой и социальной политики, а также образования собственности у работающих по найму. Система конкуренции не способна обеспечить людей общественными благами и услугами. Создание инфраструктур и предоставление социальных услуг -это прежде всего государственная задача. Экономика, основанная на конкуренции, за счет таких тенденций в своем развитии, как неограниченное потребление ресурсов и бесконтрольные технические инновации, привела к расточительному использованию сырья и к разрушению природных основ жизни. Государство должно противодействовать этим экологическим опасностям и добиваться внедрения экологически чистых продуктов и технологий. Конкуренция может без ущерба для производительности быть направлена на общее благо, если удастся в обязательном порядке добиться общих условий для ограничения интересов капитала. В промышленно-развитых западных странах этого можно достичь путем государственного регулирования, контрвласти профсоюзов, децентрализации в принятии решений и общественного консенсуса на основе широкого союза сторонников реформ, в который вовлекаются также новые социальные движения. Международный аспект Международная взаимосвязь Государственное общее регулирование действенно функционировало до сих пор только в рамках национального государства. Между тем капиталистическая экономика выходит за национальные границы. Благодаря этому транснациональные корпорации могут пользоваться преимуществами за счет общества и уклоняться от выполнения обязательств. В производстве большинства промышленных товаров и в оказании услуг конкуренция приобрела всемирный характер. Мы хотим сохранить позиции ФРГ в международной конкурентной борьбе и предоставить новые возможности развивающимся странам. Мы против экспорта, ориентированного на экспансию. Чтобы предоставить нашим торговым партнерам и особенно развивающимся странам новые возможности и ликвидировать дисбаланс в международной торговле, нам следует укрепить национальную экономику и открыть собственный рынок. Для того, чтобы конкуренция за размещение производственных комплексов между экономическими регионами не оказывала давление на величину заработной платы во всем мире, не приводила к ухудшению условий труда и сокращению социальных услуг, не нарушала допустимые нормы загрязнения окружающей среды, требуются обязательные для всех международные нормы социальных и экологических условий производства [...]. Там, где утрата национальной компетенции не компенсируется международными соглашениями, действует право сильного. Все народные хозяйства становятся более подвержены кризисам. Поэтому мы хотим вернуть и расширить возможности регулирования экономической деятельности с помощью международной кооперации и регулирования. Это не означает, что национальная экономическая политика будет освобождена от своей ответственности. Справедливый и эффективный международный экономический порядок Развивающиеся страны в большей степени, чем мы, нуждаются в новом мировом экономическом порядке. Они живут в условиях унизительной зависимости от банков, бирж, концернов и правительств Севера. В Международном валютном фонде и в Международном банке реконструкции и развития, условиям которых они подчиняются, доминирующее положение также занимают промышленно развитые страны Запада [...]. Справедливая международная торговля должна быть защищена действенными международными правилами. Преференции, не основанные на взаимности, могут открыть рынки промышленно развитых государств для готовых изделий из развивающихся стран и временно обеспечить развитие их молодых отраслей промышленности, нуждающихся в защите. Необходимо создать демократически контролируемую международную валютную систему, чтобы предотвратить валютные спекуляции и пагубные колебания курсов валют. Этот валютный порядок поможет снизить высокие ссудные проценты и согласовать валютную и бюджетную политику государств. Новый международный экономический порядок станет лучше только тогда, когда радикальные реформы экономической, социальной и политической структур в странах Юга откроют путь стабильному развитию, которое предотвратит тем самым новые задолженности и одностороннюю экономическую зависимость. Создание справедливого международного экономического порядка невозможно без тесного международного сотрудничества сильных профсоюзов. Европейское сообщество как региональное объединение Созданию справедливого демократического порядка в международной экономике способствуют региональные объединения. Там, гдестраны объединяют и согласовывают свои усилия и интересы, закладывается фундамент для нового международного экономического порядка. Европейское Сообщество открывает новые сферы деятельности. Оно способствует самоутверждению и оказывает воздействие на мировой рынок. Оно должно срастись в единый экономический, валютный и социальный регион. Европейское сообщество должно - гармонизировать экономическую политику его членов, создать европейский внутренний рынок и единую европейскую валюту; - проводить активную политику занятости и устранять региональные диспропорции; - эффективно сбалансировать финансы между богатыми и бедными странами-членами сообщества; - придать социальной политике то же значение, что и экономической; - сделать наивысшие социальные достижения отдельных стран достоянием всего сообщества; - реализовать участие трудящихся и их профсоюзов в управлении предприятиями; - претворить в жизнь европейскую экономическую демократию, чтобы противостоять концентрации экономической власти; - объединить усилия всех стран-участниц в сфере науки и исследований; - действенно поддерживать женщин; - содействовать экологическому обновлению посредством налогов, отчислений и строгих обязательных норм по охране окружающей среды; - защищать природные основы жизни путем проведения реформ в аграрной политике, удовлетворять интересы потребителей и укреплять крестьянские хозяйства; - обеспечить европейскую идентичность многообразия путем развития региональной и национальной культуры. Национальная ответственность Обладая экономической мощью, Федеративная Республика располагает значительной свободой действий в национальном масштабе, велико ее влияние на принятие экономических и политических решений в международном масштабе. Чем решительнее мы будем использовать эту свободу действий в национальных рамках для проведения экологических и социальных реформ, тем эффективнее мы сможем влиять на принятие решений на международном уровне. Кто рассчитывает только на общеевропейское или международное регулирование, тот в конечном итоге не дождется и этого. Хотя многие наши представления могут быть осуществлены полностью только в европейском или даже мировом масштабе, начинаться наши действия должны там, где мы непосредственно несем ответственность. Экологическое обновление Кризис окружающей среды охватил весь мир. Решая этот вопрос в национальных рамках, мы хотим форсировать необходимые решения на международном уровне. Защита природных основ жизни должна быть закреплена в Основном законе как государственная задача. […] Этическое обязательство бережного отношения к природе действует для нас и в том случае, если человек не извлекает из него для себя никакой непосредственной пользы. Охрана окружающей среды, природы, животных - все это является частью нашей концепции солидарного общества. Глубокое уважение к жизни является принципом нашей политики. Сохранение природы должно стать задачей всех областей политики. С общеэкономической точки зрения не может являться разумным то, что неразумно в экологическом плане. Экология не является дополнением экономики. Она становится основой ответственного хозяйствования. Экологический принцип должен поэтому стать принципом экономической деятельности предприятий. Мы можем требовать от природы только то, что она нам может дать без ущерба для себя. Мы должны производить и использовать те товары, которые соответствуют круговороту веществ в природе. Эта экологическая перестройка нашей экономики охватывает путь от идеи создания продукта через процесс производства и вплоть до его потребления и восстановления использованного сырья, включая круговорот веществ в природе. Она требует экологической экспертизы используемых материалов, соединений и технологий. Она охватывает все формы производства и преобразования энергии. Экологическая перестройка должна в первую очередь затронуть химическую промышленность, транспорт и сельское хозяйство. Растущая угроза нашей окружающей среде приводит к углублению социального неравенства во всем мире. Поэтому экологическая перестройка тем более должна включать в себя социальный аспект. У экологической перестройки четкие цели: — ликвидировать продукты, производства и системы, наносящие вред окружающей среде, и заменить их экологически чистыми; — ускорить внедрение необходимых для этого технических инноваций; — развивать вторичное использование материалов; — эффективно организовать удаление неизбежных промышленных отходов; — максимально быстро удалять залежавшиеся отходы; — экономно и бережно относиться к земле. Не может быть никакого экологического обновления без экономного и рационального обращения с энергией. Мы хотим посредством тарифов, цен, налогов, отчислений и норм сделать это обращение с энергией экономическим законом.[…] Мы хотим содействовать экологическому обновлению везде, где это возможно, не путем отдельных административных решений, а политическим регулированием. Экологически вредное должно стать дороже, а экологически чистое - экономически более выгодным. Этому служат отчисления и налоги, с одной стороны, и финансовые стимулы, - с другой. Энергия должна стать дороже. Как и прежде, нам нужны приказы и запреты, предельно допустимые нормы и продуманные разрешения. Кроме этого, нам нужна экологическая экспертиза, более строгое уголовное законодательство по охране окружающей среды и новое понимание юридической ответственности, которое возлагает бремя ответственности на виновника нанесенного ущерба. Мы хотим ввести в практику подачу иска от объединений или союзов, укрепить положение уполномоченных по охране окружающей среды и расширить соучастие граждан в решении вопросов здравоохранения и охраны окружающей среды. Охрана окружающей среды начинается на местах. Общины и округа должны стать движущей силой экологического обновления. Для этого следует укреплять их финансовые возможности. Прогресс, экономический рост и структура Не всякий экономический рост является прогрессом. Развиваться должно все то, что обеспечивает природные основы жизни, повышает качество жизни и труда, защищает жизнь и здоровье, обеспечивает мир, дает всем шанс на существование и открывает перспективы на будущее, поддерживает творчество и личную инициативу. То, что подвергает опасности природные основы жизни, ухудшает качество жизни и лишает шансов на будущее, следует сократить или совсем устранить. Политика выбора направлений экономического роста должна учитывать пожелания, потребности, заботы, неуверенность людей и их страх за будущее. Эта политика должна изменить структуры в производстве и в системе распределения, в правовой сфере, в культуре и в системе образования. Рациональные структурные изменения не придут сами по себе. Структурная политика должна так влиять на направление и скорость структурных изменений и регулировать их, чтобы добиться достижения прежде всего следующих целей: — экологическое обновление индустриального общества; — устранение массовой безработицы; — улучшение условий труда; — сохранение экономического потенциала; — создание равноценных условий жизни в регионах; — разоружение и конверсия. Формирование техники как политическая задача Благодаря использованию техники люди существенно изменили природу и создали общественное богатство. Но тем самым они разрушили природу и создали угрозу основам своей цивилизации. Поэтому не каждая техническая инновация является прогрессом [...]. Мы не хотим приспособить человека к технике, мы хотим иметь технику, отвечающую потребностям человека, социальным задачам общества и не наносящую ущерба окружающей среде. Технические инновации, без которых немыслима каждая динамично развивающаяся экономика, должны служить экологическому обновлению и рационализации, должны делать труд гуманным, защищать основные права и реализовать основные ценности. Они должны повышать производительность труда, сокращать рабочее время, гарантировать конкурентоспособность, экономить энергию и сырье, освобождать от отчужденного труда и способствовать разумной организации трудовых процессов. Следует создавать и использовать технику так, чтобы не бояться ошибок и уметь исправлять их, чтобы будущие поколения смогли при необходимости устранить издержки ее развития. Мы против технических новшеств, не поддающихся демократическому управлению, степень риска от внедрения которых нельзя предвидеть. Так как в масштабах одного государства сделать это зачастую бывает невозможно, нам необходимы международные конвенции по взаимному контролю и информации [...]. Экономическая демократия Достоинство человека и социальная справедливость требуют демократизации экономики. Экономическая демократия сама является целью, так как она обеспечивает и совершенствует политическую демократию. Она одновременно является инструментом, который — обеспечивает людей товарами и услугами и справедливо распределяет общественное богатство; — использует при этом прогресс науки и техники в социальных целях; — гарантирует людям право на труд; — обеспечивает демократию, соучастие в принятии и осуществлении решений на предприятиях и самоопределение во всех областях жизни, защищает природные основы жизни. Экономическая демократия претворяет в жизнь требование Основного закона: «Собственность обязывает. Пользование ею должно служить одновременно общему благу». При экономической демократии общественные цели имеют приоритет перед частнохозяйственными целями приложения капитала. Не экономическая власть и не господствующие на рынке концерны, а демократически легитимированные решения должны в интересах всеобщего блага определять рамки и цели экономической деятельности. Хозяйственная деятельность, отвечающая требованиям экологии и общества, может осуществляться лишь там, где отдается предпочтение демократическим решениям перед интересами прибыли и экономической властью. [°] Экономическая демократия служит реализации интересов общего блага и контроля за всеми формами экономической власти и определяет экономическое развитие. Она должна быть открытой и многообразной. Она объединяет частную и общественную собственность, личную инициативу и ответственность за общество, конкуренцию и государственное регулирование, свободу предпринимательства и контроль за властью, соучастие наемных работников в управлении предприятием и самоуправлении. Экономическая демократия является необходимой предпосылкой для бескризисного развития общества. Ни один из этих элементов экономической демократии не является самоцелью; их ценность и значение определяются исключительно принципами и целями социального и демократического экономического и общественного строя. Мы хотим участия всех в управлении и владении. Это означает соучастие наемных работников и их профсоюзов в управлении предприятиями на всех уровнях и участие всех во владении производительным капиталом. Демократическое управление всем обществом Мы выступаем за качественное развитие нашей экономики. Она должна прежде всего обеспечить полную занятость, сохранение круговорота в окружающей природе и тем самым повышение качества жизни. Необходимое для этого совокупное общественное управление должно устанавливаться и осуществляться политическим путем. Отсюда вытекают задачи для политики, государства и экономики. При этом вопрос заключается не в том, влияет ли государство на экономику, а только в том - в каких целях и какими средствами оно это делает. Государство должно планировать свою деятельность на перспективу, давать ход желаемому развитию, предотвращать вероятные ошибочные тенденции, развития и это планирование должно быть постоянно открыто для внесения корректив. Государство должно осуществлять политическую волю большинства, которая выявляется в широком диалоге его граждан. Государство устанавливает общие условия для экономического развития. Оно должно заботиться о том, чтобы социальные и экологические расходы, которые несет все общество, по возможности учитывались предприятиями при принятии решений и включались ими в смету расходов [...]. Рынок и управление В демократически установленных рамках рынок и конкуренция незаменимы. Рынок эффективно координирует необозримое многообразие экономических решений. Публично-государственные и частные предприятия в сельском хозяйстве, в промышленности, в ремесле, торговле и в сфере услуг являются основой нашей экономической жизни. Экономическая демократия нуждается в предпринимательской инициативе и эффективности. Мы признаем их и способствуем их развитию. Экономическая демократия должна также проявить свою социальную и экологическую ответственность. Конкуренция среди товаропроизводителей идет на пользу потребителям, предоставляя им широкую свободу выбора товаров. Рынок является инструментом выравнивания предложения и спроса; будучи поставленным в определенные условия, он является также действенным инструментом регулирования спроса и предложения. Он может информировать о возможном экономическом и структурном развитии. Но сам по себе рынок не может ни обеспечить полную занятость, ни оказать воздействие на справедливое распределение, ни защитить окружающую среду. Конкуренция - насколько возможно, планирование - насколько необходимо! Чрезмерная концентрация ослабляет возможности для действий рынка. Концентрация может сделать мелкие и средние предприятия неконкурентоспособными и ограничить действенность демократически узаконенных инструментов государственного регулирования. Поэтому мы поддерживаем многообразие предприятий и уделяем особое внимание укреплению малых и средних предприятий. Они обладают способностью обновляться и могут легко приспосабливаться к многообразным потребностям рынка. Они играют важную роль и в борьбе с недостатками в региональных структурах. Мы выступаем за их укрепление. Мы поощряем тех, кто открывает свое собственное дело. Наша экономика немыслима без крупных предприятий. Их сила заключается в способности проводить долгосрочные исследования и разработки, рационально вести производство. Опасность, исходящая от них, заключается в том, что в силу развития власти рынка крупные предприятия подчиняют себе малые и средние предприятия, отгораживаются от установленного политического порядка или даже определяют его сами. Поскольку конкуренция может контролировать власть рынка, мы намерены усилить законы, регулирующие конкуренцию. Сильные профсоюзы должны ограничить господствующую власть капитала. Перерастанию экономической власти в политическую должна противодействовать максимальная открытость. Она является одной из основ общественного контроля [...]. Особую приверженность мы выражаем кооперативному началу, соединяющему солидарную взаимопомощь с демократическим самоуправлением. Чтобы облегчить создание кооперативов, мы хотим улучшить общие экономические и правовые положения. Общественная собственность полезна и необходима там, где иными средствами невозможно обеспечить такое соотношение сил в экономике, которое отвечало бы требованиям общества, и где невозможно обеспечить качественные критерии экономического развития. Общественная собственность не должна претендовать на полную свободу в нашем экономическом и социальном обществе и должна соответствовать его условиям. Обобществление должно стать одновременно как демократическим элементом, так и инструментом экономической политики. Соучастие наемных работников и наемных работниц в управлении предприятиями Экономическая демократия требует равноправного и квалифицированного участия наемных работников и наемных работниц и их профсоюзов в управлении предприятиями при принятии экономических и социальных решений [...]. Экономическая демократия может успешно развиваться только на основе действующего права на конкуренцию, путем декартелизации банков и крупных предприятий, а также на основе реформы уставов предприятий с целью укрепления контрольных функций и влияния органов, участвующих в управлении предприятиями. Дальнейшее развитие прав наблюдательных советов и коллективных органов управления должно открыть новые возможности для соблюдения общественных интересов при условии, что паритетное представительство владельцев капитала и наемных работников останется неизменным. Необходимой предпосылкой экономической демократии является тарифная автономия. Равновесие сил в коллективном трудовом договоре требует законодательного запрета локаутов. Участие наемных работников во владении производительным капиталом Элементом демократизации экономики может быть также и участие наемных работников в управлении производительным капиталом. Тем самым работающие по найму участвуют в распределении прибыли и получают часть созданного ими прироста капитала, не затрагивая при этом средства, выделенные на необходимые инвестиции. Наемные работники и их представительства начинают таким образом все больше распоряжаться принадлежащими им средствами производства. Государственные (offentliche) финансы Важным инструментом управления экономикой являются государственные финансы. Налоги и отчисления, государственный бюджет и финансовое стимулирование, государственные заказы и инвестиции, валютная и кредитная политика должны быть согласованы между собой, чтобы служить политическим целям. Только богатый может позволить себе бедное государство. Решение новых все более крупных государственных задач в интересах всех едва ли предполагает и в будущем меньшее всеобщее налогообложение, даже при самом строгом хозяйствовании и экономности. Мы хотим исключить необоснованные расходы. Государственные средства поощрения должны иметь строго целевую направленность и подлежать действенному контролю, имея в виду эффективность их расходования. Государственные инвестиции должны улучшать нашу инфраструктуру, экологию, создавать рабочие места и стимулировать повышение качества жизни во всех регионах. Кроме этого, следует расширять сектор государственных услуг. Финансовая политика должна со всей ответственностью содействовать решению вопроса занятости. В период ухудшения конъюнктуры расходы не должны сокращаться. Поддержание расходов на постоянном уровне должно привести к стабилизации экономического развития, если даже для этого потребуется получение кредитов. Субсидии, не соответствующие общественным интересам, следует прекратить [...]. Налоговое право нуждается в основательной реформе. Чтобы более справедливо распределять доходы, мы хотим установить прожиточный минимум, не подлежащий налогообложению, освободить от налогового бремени низкие и средние доходы, льготы при уплате налогов для многодетных семей заменить ежемесячным пособием на каждого ребенка, сократить неоправданные налоговые субсидии, оказывать прямое содействие реинвестированным прибылям по отношению к выплаченным прибылям, не создавать более благоприятных условий для доходов от финансовых вкладов, чем для трудовых доходов. Кроме этого, налоговое право должно быть инструментом экологического обновления. Мы хотим облагать более высокими налогами продукты, загрязняющие окружающую среду, расширять и постепенно повышать налоги прежде всего на использование энергии и снижать налоги на трудовые доходы.
|