Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологически и социально ответственная хозяйственная деятельность






Хозяйственная деятельность должна служить общему благу. Она должна в достаточной мере обеспечивать людей товарами и услугами, гарантировать право на труд, беречь и защищать природные основы жизни. Капитал должен служить человеку, а не человек - капиталу.

В современных демократических индустриальных обществах обес­печение товарами и услугами происходит через смешанную экономи­ку, в которой взаимодействуют конкуренция и государственная дея­тельность. Эта система зарекомендовала себя как высокопроизводи­тельная и обладающая принципиальными преимуществами по сравне­нию со всеми формами централизованного управления экономикой.

Основной исторической проблемой системы, основанной на конку­ренции, является ее связь с частной собственностью на средства произ­водства. Эта связь породила капиталистический экономический порядок и привела к неподдающейся контролю экономической власти и к несправедливому распределению труда, доходов и имущества.

Для демократического контроля над экономической властью капи­тала требуется наличие дееспособного государства, сильных профсою­зов и соучастие наемных работников и их профсоюзов в управлении предприятиями.

Неравенство в распределении доходов и имущества продолжает возрастать. Справедливое распределение доходов, имущества и време­ни требует введения тарифной автономии, проведения государствен­ной налоговой и социальной политики, а также образования собствен­ности у работающих по найму.

Система конкуренции не способна обеспечить людей общественны­ми благами и услугами. Создание инфраструктур и предоставление со­циальных услуг -это прежде всего государственная задача.

Экономика, основанная на конкуренции, за счет таких тенденций в своем развитии, как неограниченное потребление ресурсов и бесконт­рольные технические инновации, привела к расточительному исполь­зованию сырья и к разрушению природных основ жизни. Государство должно противодействовать этим экологическим опасностям и доби­ваться внедрения экологически чистых продуктов и технологий.

Конкуренция может без ущерба для производительности быть на­правлена на общее благо, если удастся в обязательном порядке добить­ся общих условий для ограничения интересов капитала. В промышленно-развитых западных странах этого можно достичь путем государственного регулирования, контрвласти профсоюзов, децентра­лизации в принятии решений и общественного консенсуса на основе широкого союза сторонников реформ, в который вовлекаются также новые социальные движения.

Международный аспект

Международная взаимосвязь

Государственное общее регулирование действенно функционирова­ло до сих пор только в рамках национального государства. Между тем капиталистическая экономика выходит за национальные границы. Благодаря этому транснациональные корпорации могут пользоваться преимуществами за счет общества и уклоняться от выполнения обяза­тельств.

В производстве большинства промышленных товаров и в оказании услуг конкуренция приобрела всемирный характер. Мы хотим сохра­нить позиции ФРГ в международной конкурентной борьбе и предоста­вить новые возможности развивающимся странам. Мы против экспор­та, ориентированного на экспансию. Чтобы предоставить нашим торговым партнерам и особенно развивающимся странам новые воз­можности и ликвидировать дисбаланс в международной торговле, нам следует укрепить национальную экономику и открыть собственный рынок.

Для того, чтобы конкуренция за размещение производственных комплексов между экономическими регионами не оказывала давление на величину заработной платы во всем мире, не приводила к ухудше­нию условий труда и сокращению социальных услуг, не нарушала до­пустимые нормы загрязнения окружающей среды, требуются обяза­тельные для всех международные нормы социальных и экологических условий производства [...].

Там, где утрата национальной компетенции не компенсируется меж­дународными соглашениями, действует право сильного. Все народные хозяйства становятся более подвержены кризисам. Поэтому мы хотим вернуть и расширить возможности регулирования экономической дея­тельности с помощью международной кооперации и регулирования. Это не означает, что национальная экономическая политика будет ос­вобождена от своей ответственности.

Справедливый и эффективный международный экономический порядок

Развивающиеся страны в большей степени, чем мы, нуждаются в новом мировом экономическом порядке. Они живут в условиях унизи­тельной зависимости от банков, бирж, концернов и правительств Севе­ра. В Международном валютном фонде и в Международном банке ре­конструкции и развития, условиям которых они подчиняются, доминирующее положение также занимают промышленно развитые страны Запада [...].

Справедливая международная торговля должна быть защищена действенными международными правилами. Преференции, не осно­ванные на взаимности, могут открыть рынки промышленно развитых государств для готовых изделий из развивающихся стран и временно обеспечить развитие их молодых отраслей промышленности, нуждаю­щихся в защите.

Необходимо создать демократически контролируемую междуна­родную валютную систему, чтобы предотвратить валютные спекуля­ции и пагубные колебания курсов валют. Этот валютный порядок по­может снизить высокие ссудные проценты и согласовать валютную и бюджетную политику государств.

Новый международный экономический порядок станет лучше толь­ко тогда, когда радикальные реформы экономической, социальной и политической структур в странах Юга откроют путь стабильному раз­витию, которое предотвратит тем самым новые задолженности и одно­стороннюю экономическую зависимость.

Создание справедливого международного экономического порядка невозможно без тесного международного сотрудничества сильных профсоюзов.

Европейское сообщество как региональное объединение

Созданию справедливого демократического порядка в международ­ной экономике способствуют региональные объединения. Там, гдестраны объединяют и согласовывают свои усилия и интересы, закла­дывается фундамент для нового международного экономического по­рядка.

Европейское Сообщество открывает новые сферы деятельности. Оно способствует самоутверждению и оказывает воздействие на миро­вой рынок. Оно должно срастись в единый экономический, валютный и социальный регион.

Европейское сообщество должно

- гармонизировать экономическую политику его членов, создать евро­пейский внутренний рынок и единую европейскую валюту;

- проводить активную политику занятости и устранять региональные диспропорции;

- эффективно сбалансировать финансы между богатыми и бедными странами-членами сообщества;

- придать социальной политике то же значение, что и экономической;

- сделать наивысшие социальные достижения отдельных стран досто­янием всего сообщества;

- реализовать участие трудящихся и их профсоюзов в управлении предприятиями;

- претворить в жизнь европейскую экономическую демократию, что­бы противостоять концентрации экономической власти;

- объединить усилия всех стран-участниц в сфере науки и исследова­ний;

- действенно поддерживать женщин;

- содействовать экологическому обновлению посредством налогов, отчислений и строгих обязательных норм по охране окружающей среды;

- защищать природные основы жизни путем проведения реформ в аг­рарной политике, удовлетворять интересы потребителей и укреп­лять крестьянские хозяйства;

- обеспечить европейскую идентичность многообразия путем разви­тия региональной и национальной культуры.

Национальная ответственность

Обладая экономической мощью, Федеративная Республика распо­лагает значительной свободой действий в национальном масштабе, ве­лико ее влияние на принятие экономических и политических решений в международном масштабе. Чем решительнее мы будем использовать эту свободу действий в национальных рамках для проведения экологи­ческих и социальных реформ, тем эффективнее мы сможем влиять на принятие решений на международном уровне. Кто рассчитывает толь­ко на общеевропейское или международное регулирование, тот в ко­нечном итоге не дождется и этого.

Хотя многие наши представления могут быть осуществлены полно­стью только в европейском или даже мировом масштабе, начинаться наши действия должны там, где мы непосредственно несем ответствен­ность.

Экологическое обновление

Кризис окружающей среды охватил весь мир. Решая этот вопрос в национальных рамках, мы хотим форсировать необходимые решения на международном уровне. Защита природных основ жизни должна быть закреплена в Основном законе как государственная задача. […]

Этическое обязательство бережного отношения к природе действу­ет для нас и в том случае, если человек не извлекает из него для себя никакой непосредственной пользы. Охрана окружающей среды, при­роды, животных - все это является частью нашей концепции солидар­ного общества. Глубокое уважение к жизни является принципом нашей политики. Сохранение природы должно стать задачей всех областей политики.

С общеэкономической точки зрения не может являться разумным то, что неразумно в экологическом плане. Экология не является допол­нением экономики. Она становится основой ответственного хозяйство­вания. Экологический принцип должен поэтому стать принципом эко­номической деятельности предприятий. Мы можем требовать от природы только то, что она нам может дать без ущерба для себя. Мы должны производить и использовать те товары, которые соответству­ют круговороту веществ в природе. Эта экологическая перестройка нашей экономики охватывает путь от идеи создания продукта через процесс производства и вплоть до его потребления и восстановления использованного сырья, включая круговорот веществ в природе. Она требует экологической экспертизы используемых материалов, соеди­нений и технологий. Она охватывает все формы производства и преоб­разования энергии. Экологическая перестройка должна в первую оче­редь затронуть химическую промышленность, транспорт и сельское хозяйство.

Растущая угроза нашей окружающей среде приводит к углублению социального неравенства во всем мире. Поэтому экологическая пере­стройка тем более должна включать в себя социальный аспект.

У экологической перестройки четкие цели:

— ликвидировать продукты, производства и системы, наносящие вред окружающей среде, и заменить их экологически чистыми;

— ускорить внедрение необходимых для этого технических инноваций;

— развивать вторичное использование материалов;

— эффективно организовать удаление неизбежных промышленных от­ходов;

— максимально быстро удалять залежавшиеся отходы;

— экономно и бережно относиться к земле.

Не может быть никакого экологического обновления без эконом­ного и рационального обращения с энергией. Мы хотим посредством тарифов, цен, налогов, отчислений и норм сделать это обращение с энергией экономическим законом.[…]

Мы хотим содействовать экологическому обновлению везде, где это возможно, не путем отдельных административных решений, а по­литическим регулированием. Экологически вредное должно стать до­роже, а экологически чистое - экономически более выгодным. Этому служат отчисления и налоги, с одной стороны, и финансовые стимулы, - с другой. Энергия должна стать дороже.

Как и прежде, нам нужны приказы и запреты, предельно допусти­мые нормы и продуманные разрешения. Кроме этого, нам нужна эко­логическая экспертиза, более строгое уголовное законодательство по охране окружающей среды и новое понимание юридической ответст­венности, которое возлагает бремя ответственности на виновника на­несенного ущерба. Мы хотим ввести в практику подачу иска от объе­динений или союзов, укрепить положение уполномоченных по охране окружающей среды и расширить соучастие граждан в решении вопро­сов здравоохранения и охраны окружающей среды.

Охрана окружающей среды начинается на местах. Общины и окру­га должны стать движущей силой экологического обновления. Для этого следует укреплять их финансовые возможности.

Прогресс, экономический рост и структура

Не всякий экономический рост является прогрессом. Развиваться должно все то, что обеспечивает природные основы жизни, повышает качество жизни и труда, защищает жизнь и здоровье, обеспечивает мир, дает всем шанс на существование и открывает перспективы на будущее, поддерживает творчество и личную инициативу. То, что под­вергает опасности природные основы жизни, ухудшает качество жиз­ни и лишает шансов на будущее, следует сократить или совсем устра­нить.

Политика выбора направлений экономического роста должна учи­тывать пожелания, потребности, заботы, неуверенность людей и их страх за будущее. Эта политика должна изменить структуры в произ­водстве и в системе распределения, в правовой сфере, в культуре и в си­стеме образования.

Рациональные структурные изменения не придут сами по себе. Структурная политика должна так влиять на направление и скорость структурных изменений и регулировать их, чтобы добиться достиже­ния прежде всего следующих целей:

— экологическое обновление индустриального общества;

— устранение массовой безработицы;

— улучшение условий труда;

— сохранение экономического потенциала;

— создание равноценных условий жизни в регионах;

— разоружение и конверсия.

Формирование техники как политическая задача

Благодаря использованию техники люди существенно изменили природу и создали общественное богатство. Но тем самым они разру­шили природу и создали угрозу основам своей цивилизации. Поэтому не каждая техническая инновация является прогрессом [...].

Мы не хотим приспособить человека к технике, мы хотим иметь технику, отвечающую потребностям человека, социальным задачам общества и не наносящую ущерба окружающей среде.

Технические инновации, без которых немыслима каждая динамично развивающаяся экономика, должны служить экологическому обновле­нию и рационализации, должны делать труд гуманным, защищать ос­новные права и реализовать основные ценности. Они должны повы­шать производительность труда, сокращать рабочее время, гаранти­ровать конкурентоспособность, экономить энергию и сырье, освобож­дать от отчужденного труда и способствовать разумной организации трудовых процессов.

Следует создавать и использовать технику так, чтобы не бояться ошибок и уметь исправлять их, чтобы будущие поколения смогли при необходимости устранить издержки ее развития. Мы против техничес­ких новшеств, не поддающихся демократическому управлению, сте­пень риска от внедрения которых нельзя предвидеть. Так как в масшта­бах одного государства сделать это зачастую бывает невозможно, нам необходимы международные конвенции по взаимному контролю и ин­формации [...].

Экономическая демократия

Достоинство человека и социальная справедливость требуют демо­кратизации экономики.

Экономическая демократия сама является целью, так как она обес­печивает и совершенствует политическую демократию. Она одновре­менно является инструментом, который

— обеспечивает людей товарами и услугами и справедливо распределя­ет общественное богатство;

— использует при этом прогресс науки и техники в социальных целях;

— гарантирует людям право на труд;

— обеспечивает демократию, соучастие в принятии и осуществлении решений на предприятиях и самоопределение во всех областях жиз­ни, защищает природные основы жизни.

Экономическая демократия претворяет в жизнь требование Основ­ного закона: «Собственность обязывает. Пользование ею должно слу­жить одновременно общему благу».

При экономической демократии общественные цели имеют при­оритет перед частнохозяйственными целями приложения капитала. Не экономическая власть и не господствующие на рынке концерны, а де­мократически легитимированные решения должны в интересах всеоб­щего блага определять рамки и цели экономической деятельности.

Хозяйственная деятельность, отвечающая требованиям экологии и общества, может осуществляться лишь там, где отдается предпочтение демократическим решениям перед интересами прибыли и экономичес­кой властью. [°]

Экономическая демократия служит реализации интересов общего блага и контроля за всеми формами экономической власти и определяет экономическое развитие. Она должна быть открытой и многообразной. Она объединяет частную и общественную собственность, личную иници­ативу и ответственность за общество, конкуренцию и государственное регулирование, свободу предпринимательства и контроль за властью, со­участие наемных работников в управлении предприятием и самоуправле­нии. Экономическая демократия является необходимой предпосылкой для бескризисного развития общества. Ни один из этих элементов эконо­мической демократии не является самоцелью; их ценность и значение оп­ределяются исключительно принципами и целями социального и демо­кратического экономического и общественного строя.

Мы хотим участия всех в управлении и владении. Это означает со­участие наемных работников и их профсоюзов в управлении предпри­ятиями на всех уровнях и участие всех во владении производительным капиталом.

Демократическое управление всем обществом

Мы выступаем за качественное развитие нашей экономики. Она должна прежде всего обеспечить полную занятость, сохранение круго­ворота в окружающей природе и тем самым повышение качества жиз­ни. Необходимое для этого совокупное общественное управление должно устанавливаться и осуществляться политическим путем.

Отсюда вытекают задачи для политики, государства и экономики. При этом вопрос заключается не в том, влияет ли государство на эко­номику, а только в том - в каких целях и какими средствами оно это де­лает.

Государство должно планировать свою деятельность на перспекти­ву, давать ход желаемому развитию, предотвращать вероятные оши­бочные тенденции, развития и это планирование должно быть посто­янно открыто для внесения корректив.

Государство должно осуществлять политическую волю большинст­ва, которая выявляется в широком диалоге его граждан.

Государство устанавливает общие условия для экономического раз­вития. Оно должно заботиться о том, чтобы социальные и экологиче­ские расходы, которые несет все общество, по возможности учитыва­лись предприятиями при принятии решений и включались ими в смету расходов [...].

Рынок и управление

В демократически установленных рамках рынок и конкуренция не­заменимы. Рынок эффективно координирует необозримое многообра­зие экономических решений.

Публично-государственные и частные предприятия в сельском хо­зяйстве, в промышленности, в ремесле, торговле и в сфере услуг явля­ются основой нашей экономической жизни.

Экономическая демократия нуждается в предпринимательской ини­циативе и эффективности. Мы признаем их и способствуем их разви­тию. Экономическая демократия должна также проявить свою соци­альную и экологическую ответственность.

Конкуренция среди товаропроизводителей идет на пользу потреби­телям, предоставляя им широкую свободу выбора товаров. Рынок яв­ляется инструментом выравнивания предложения и спроса; будучи по­ставленным в определенные условия, он является также действенным инструментом регулирования спроса и предложения. Он может инфор­мировать о возможном экономическом и структурном развитии. Но сам по себе рынок не может ни обеспечить полную занятость, ни ока­зать воздействие на справедливое распределение, ни защитить окружа­ющую среду.

Конкуренция - насколько возможно, планирование - насколько не­обходимо!

Чрезмерная концентрация ослабляет возможности для действий рынка. Концентрация может сделать мелкие и средние предприятия неконкурентоспособными и ограничить действенность демократичес­ки узаконенных инструментов государственного регулирования. По­этому мы поддерживаем многообразие предприятий и уделяем особое внимание укреплению малых и средних предприятий. Они обладают способностью обновляться и могут легко приспосабливаться к много­образным потребностям рынка. Они играют важную роль и в борьбе с недостатками в региональных структурах. Мы выступаем за их укреп­ление. Мы поощряем тех, кто открывает свое собственное дело.

Наша экономика немыслима без крупных предприятий. Их сила за­ключается в способности проводить долгосрочные исследования и раз­работки, рационально вести производство. Опасность, исходящая от них, заключается в том, что в силу развития власти рынка крупные предприятия подчиняют себе малые и средние предприятия, отгоражи­ваются от установленного политического порядка или даже определя­ют его сами.

Поскольку конкуренция может контролировать власть рынка, мы намерены усилить законы, регулирующие конкуренцию. Сильные профсоюзы должны ограничить господствующую власть капитала. Перерастанию экономической власти в политическую должна проти­водействовать максимальная открытость. Она является одной из основ общественного контроля [...].

Особую приверженность мы выражаем кооперативному началу, со­единяющему солидарную взаимопомощь с демократическим само­управлением. Чтобы облегчить создание кооперативов, мы хотим улучшить общие экономические и правовые положения.

Общественная собственность полезна и необходима там, где иными средствами невозможно обеспечить такое соотношение сил в экономике, которое отвечало бы требованиям общества, и где невозможно обеспечить качественные критерии экономического развития. Обще­ственная собственность не должна претендовать на полную свободу в нашем экономическом и социальном обществе и должна соответство­вать его условиям. Обобществление должно стать одновременно как демократическим элементом, так и инструментом экономической по­литики.

Соучастие наемных работников и наемных работниц в управлении предприятиями

Экономическая демократия требует равноправного и квалифициро­ванного участия наемных работников и наемных работниц и их проф­союзов в управлении предприятиями при принятии экономических и социальных решений [...].

Экономическая демократия может успешно развиваться только на основе действующего права на конкуренцию, путем декартелизации банков и крупных предприятий, а также на основе реформы уставов предприятий с целью укрепления контрольных функций и влияния ор­ганов, участвующих в управлении предприятиями. Дальнейшее разви­тие прав наблюдательных советов и коллективных органов управле­ния должно открыть новые возможности для соблюдения общественных интересов при условии, что паритетное представитель­ство владельцев капитала и наемных работников останется неизмен­ным.

Необходимой предпосылкой экономической демократии является тарифная автономия. Равновесие сил в коллективном трудовом дого­воре требует законодательного запрета локаутов.

Участие наемных работников

во владении производительным капиталом

Элементом демократизации экономики может быть также и учас­тие наемных работников в управлении производительным капиталом. Тем самым работающие по найму участвуют в распределении прибыли и получают часть созданного ими прироста капитала, не затрагивая при этом средства, выделенные на необходимые инвестиции. Наемные работники и их представительства начинают таким образом все боль­ше распоряжаться принадлежащими им средствами производства.

Государственные (offentliche) финансы

Важным инструментом управления экономикой являются государ­ственные финансы. Налоги и отчисления, государственный бюджет и финансовое стимулирование, государственные заказы и инвестиции, валютная и кредитная политика должны быть согласованы между со­бой, чтобы служить политическим целям.

Только богатый может позволить себе бедное государство. Реше­ние новых все более крупных государственных задач в интересах всех едва ли предполагает и в будущем меньшее всеобщее налогообложе­ние, даже при самом строгом хозяйствовании и экономности. Мы хо­тим исключить необоснованные расходы.

Государственные средства поощрения должны иметь строго целе­вую направленность и подлежать действенному контролю, имея в виду эффективность их расходования.

Государственные инвестиции должны улучшать нашу инфраструк­туру, экологию, создавать рабочие места и стимулировать повышение качества жизни во всех регионах. Кроме этого, следует расширять сек­тор государственных услуг. Финансовая политика должна со всей от­ветственностью содействовать решению вопроса занятости. В период ухудшения конъюнктуры расходы не должны сокращаться. Поддержа­ние расходов на постоянном уровне должно привести к стабилизации экономического развития, если даже для этого потребуется получение кредитов. Субсидии, не соответствующие общественным интересам, следует прекратить [...].

Налоговое право нуждается в основательной реформе. Чтобы бо­лее справедливо распределять доходы, мы хотим установить прожи­точный минимум, не подлежащий налогообложению, освободить от налогового бремени низкие и средние доходы, льготы при уплате нало­гов для многодетных семей заменить ежемесячным пособием на каж­дого ребенка, сократить неоправданные налоговые субсидии, оказы­вать прямое содействие реинвестированным прибылям по отношению к выплаченным прибылям, не создавать более благоприятных условий для доходов от финансовых вкладов, чем для трудовых доходов.

Кроме этого, налоговое право должно быть инструментом экологи­ческого обновления. Мы хотим облагать более высокими налогами продукты, загрязняющие окружающую среду, расширять и постепенно повышать налоги прежде всего на использование энергии и снижать налоги на трудовые доходы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.026 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал