Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Метроритм
Звуки мелодии различаются между собой не только по высоте, но и по длительности: мы слышим то долгие, то короткие звуки. Длительность звуков обозначается при помощи заполнения пустого овала, а также добавления к нему вертикальной палочки (штиля) и хвостиков (флажков).
Черный заполненный овал со штилем – четвертную ноту:
Целая нота равна по длительности двум половинным, половинная – двум четвертным, четверть – двум восьмым, восьмая – двум шестнадцатым (см. схему длительностей в приложении). Чередование различных длительностей называется ритмом.
_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
Метр, такт, размер. Слушая любое музыкальное произведение, мы ясно ощущаем равномерную пульсацию определённых длительностей – метрических долей. Метрическая доля – это музыкальный пульс, ровное движение в музыке. Равномерная пульсация этих долей представляет собой временную основу музыки, как бы канву, на которую накладывается ритмический рисунок мелодии. Как и в стихах, метрические доли разделяются на ударные и неударные (сильные и слабые). Чередование сильных и слабых долей называется метром. Последовательность чередования сильных и слабых долей в различных произведениях является неодинаковой.
_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
Двухдольные размеры: Трёхдольные размеры: Это простые размеры (имеют одну ударную долю, один акцент). Существуют и более сложные размеры: и др. Паузы. Перерыв в звучании называется паузой.
________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________
________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________
________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________
________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________
________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________
Способы увеличения длительностей звуков и пауз. 1. Точка справа возле ноты или паузы удлиняет длительность на её половину:
_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
3. Фермата – знак увеличивает длительность звука или паузы по желанию исполнителя (приблизительно в два раза), в зависимости от характера произведения.
Знаки сокращения нотного письма. Для упрощения и сокращения нотного письма применяется ряд знаков: а) знак переноса на октаву выше или ниже; обозначается
_________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________
________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________
г) Знак используется при повторении какого-либо такта один или несколько раз.
а не так: Допускаются исключения:
б) когда у ноты, начинающей метрическую долю. Стоит точка:
__________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
Синкопа – смещение акцента с сильной доли на слабую. Например:
_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
Тактирование. Тактирование представляет собой дирижёрские взмахи, каждый из которых точно совпадает с началом основных метрических долей такта.
два
раз
Движение руки вниз соответствует сильной доле такта (счёт «раз»), движение руки вверх – слабой доле (счёт «два»). Схема тактирования в трёхдольном размере:
Схема тактирования в четырёхдольном размере:
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Запись длительности звуков. 1. Что такое нота? 2. Из чего состоит нотный знак? 3. Перечислить и записать основные нотные знаки, изображающие длительность звуков, нарисовать схему. 4. Что такое штили нот и какое существует общее правило для их написания? 5. Сколько заключается в целой ноте: половинных? четвертей? восьмых? шестнадцатых? 6. Сколько заключается половинных в целой ноте? четвертей в половинной ноте? восьмых в четверти? шестнадцатых в восьмой? 7. Какой одной длительности равны: 2 половинные? 4 восьмых? 4 четверти? 8 шестнадцатых? 8. Какая длительность содержит: 2 четверти? 8 шестнадцатых? 9. Назвать количество:
Какой одной длительности равны суммы следующих длительностей:
10. Написать нотами на всех линиях нотоносца и в промежутках между ними в восходящем и нисходящем порядке следующие длительности: 1/4; 1/8; 1/2; 1/16. 11. Общую сумму длительностей каждой из нижеследующих нотных групп обозначить одной нотой.
12. Что такое ритм? 13. Петь звукоряд различными длительностями.
Метр, такт, размер. 1. Перечислить и объяснить основные понятия метроритма: музыкальная доля, метр, такт, тактовая черта, размер, двух-, трёх-, четырёхдольные метры и размеры, паузы, способы увеличения звуков и пауз, знаки сокращённого нотного письма, группировка длительностей, синкопа, затакт. 2. Играть и петь звукоряд различными длительностями с тактированием, используя двух-, трёх-, четырёхдольные дирижёрские схемы. 3. Русские народные песни «Сорока-сорока», «Уж как шла лиса», «У кота-воркота», «Василёк»; Г. Эрнксанс «Едет, едет паровоз», Д. Какбалевский «Первый класс», М. Красев «Топ-топ», А. Филиппенко «Весёлый музыкант» сольмизировать, сольфеджировать с тактированием; играть на фортепиано с пением текста и показом вступления головой.
__________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
4. Расставить тактовые чёрточки в размерах:
5. Сочинить ритм в размерах, используя все длительности звуков и пауз, на протяжении четырёх тактов.
ЛАД
Музыка – это искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно, упорядоченно. В музыкальных произведениях звуки, сочетаясь друг с другом, воспринимаются по-разному. Одни являются устойчивыми, другие – неустойчивыми. Неустойчивые звуки обычно тяготеют к устойчивым. Переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением. Наиболее устойчивый звук, которому тяготеют все остальные, называется тоникой(Т). Лад – организация устойчивых и неустойчивых звуков вокруг тоники. Устойчивые звуки лада: I, III, V ступени. Неустойчивые звуки лада: II, IV, VI, VII ступени. В современной музыке наибольшее распространение получили два лада: мажорный и минорный. Для каждого музыкального произведения композитор выбирает свой лад. Если мы слышим музыку жизнерадостную, светлую, яркую, это значит, что произведение звучит в мажорном ладу. Музыка мягкая, «затемнённая», с оттенком печали, грусти – обычно минорного лада.
Альтерация. Мы знаем, что в октаве семь основных звуков, имеющих определённую высоту. Высоту каждого из них можно изменить с помощью знаков альтерации. Альтерация – изменение высоты (понижение или повышение) основных звуков. Каждая октава делится на 12 равных полутонов.
_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
Понижение основных ступеней на 1/2 тона обозначается знаком бемоль –
_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
Знак отмены диеза или бемоля – бекар. Знаки, выставляемые при ключе, называются ключевыми, а при нотах – случайными. Ключевые знаки действительны на протяжении всего музыкального произведения для всех октав; случайные действительны только на один такт и лишь для данной ноты в данной октаве.
Строение мажорной гаммы. Гамма – звукоряд в пределах октавы. Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами; название гаммы происходит от названия тоники и лада. Гамма До-мажор.
_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
Формула мажорной гаммы: тон, тон, полутон, три тона, полутон. По данной формуле можно построить мажорную гамму от любого звука.
Трезвучие. Трезвучие – последовательное или одновременное сочетание трёх звуков, расположенных через ступень. Трезвучие, построенное на I ступени лада, называется тоническим. Обозначается Т53.
_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
Тональность. Одно и то же музыкальное произведение может быть исполнено на разной высоте. При этом ритмический рисунок и лад произведения остаются те же, а высота изменяется. Тональность – высота лада. Название тональности происходит от названия тоники и лада данного произведения. В музыкальном произведении тональность определяется по ключевым знакам и тонике.
__________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ Порядок расположения мажорных тональностей - диезных вверх по чистым квинтам, а бемольных вниз по чистым квинтам – называется квинтовым кругом.
Исключение: в тональности Фа мажор один бемоль – си. В мажорных диезных тональностях, в названии которых либо нет никакаих знаков, либо есть слово «диез», ключевые знаки пишутся в изученном порядке до тех пор, пока не будет назван знак, находящийся на VII ступени тональности (т. е. Перед тоникой). Например, в тональности Ля-мажор ключевыми знаками будут фа, до, соль – диезы; в тональности Ми-мажор – фа, до, соль, ре –диезы.
Буквенное обозначение тональностей. Каждый звук может обозначаться буквами латинского алфавита:
Мажор – dur
Приставка –is означает Приставка –es означает
g-moll – соль-минор; Es-dur – Ми -мажор; B-moll - Си -мажор; As-dur – Ля -мажор; исключение gis-moll – соль -минор; B-dur – Си -мажор.
Минор. 3 вида минора. Параллельные тональности. Минорный лад – это лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Окраска звучания минорного лада: тёмная, сумрачная, печальная, грустная и т.п., часто – мягкая, нежная, лиричная. В быстром темпе создаётся образ настороженный, тревожный, в медленном темпе – задумчивый, безрадостный, траурный. Гамма минорного лада отличается от мажорной гаммы последовательностью секунд. Минор бывает 3-х видов: натуральный, гармонический и мелодический.
__________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
Тональности мажора и минора, которые имеют одинаковые ключевые знаки, и тоники которых находятся на расстоянии м.3, называются параллельными тональностями.
ре минор имеет, как и Фа мажор, си
ми минор имеет такие же знаки, как и Соль мажор -
соль минор имеет такие же знаки, как и Си мажор -
Переменные лады. Существуют лады, объединяющие в себе 2 лада. Тоники их проявляются в музыке чередуясь, поэтому они называются переменными ладами. Тональности мажора и минора, имеющие одинаковые ключевые знаки, называются параллельными. Если в произведении чувствуется смена лада (звучит то мажор. То минор), но не появляются новые ключевые знаки альтерации, такой лад называется параллельно-переменным. (Например: До мажор – ля минор, Соль мажор – ми минор и т.д.) Одноимённые тональности – мажорные и минорные тональности, имеющие одинаковые тоники. Другим видом переменности является лад, в котором сопоставляются одноимённые мажор и минор. (Например: До мажор – до минор, Ре мажор – ре минор и т.д.)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Лад. 1. Что такое лад? 2. Выразительное значение мажорного и минорного ладов. Нарисовать мажорное и минорное «настроение» различными красками. 3. Объяснить основные понятия лада: тоника, устойчивые и неустойчивые ступени, мажор и минор, альтерация, тон и полутон, диез, бемоль, бекар, тональность, трезвучие, гамма. 4. Как определяется тональность в музыкальном произведении? 5. По формуле мажорной гаммы от звуков соль, фа, ре, си построить гаммы с соответствующими названиями; в них обозначить устойчивые и неустойчивые ступени, вводные ступени; построить тоническое трезвучие. 6. Определить тональность в песнях: 1) З. Левина «Белочки»; 2) А. Филиппенко «Урожайная»; 3) М. Красев «Ёлочка»; 4) Е. Крылатов «Колыбельная медведицы»; 5) Русской народной песни «Во поле берёза стояла»; 6) Г. Фрид «Песенка о весне» 7) __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
7. Какие знаки альтерации называются «ключевыми», а какие – «случайными»? 8. Выучить последовательность диезов и бемолей в тональностях. 9. Какой лад называется мажорным? минорным? 10. Какие тональности называются одноимёнными? параллельными? 11. Какой минорный лад называется натуральным? гармоническим? мелодическим? 12. Найти и построить параллельные минорные тональности от мажорных тональностей: Соль-, Ре-, Фа-, Си -мажор, в них – минорное трезвучие.
|