Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интервалы
Интервал по-латински означает «промежуток». Интервал – это две ступени лада, взятые одновременно или последовательно, одна за другой. Интервал, звуки которого взяты одновременно, называется гармоническим. Интервал, звуки которого взяты последовательно, называется мелодическим. _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
Нижний звук интервала называется основанием, верхний – вершиной. Каждый интервал определяется двумя величинами – ступеневой и тоновой. Ступеневая величина определяется количеством ступеней, составляющих интервал. Например, «до – ми» - три ступени. Тоновая величина определяется количеством тонов и полутонов («до – ми» - 2 тона).
Название простых интервалов. Интервалы в пределах октавы называются простыми. Ступеневая величина интервалов обозначается арабскими цифрами; названия интервалов применяются на латинском языке и в виде порядковых числительных: 1 – прима, 2 – секунда, 3 – терция, 4 – кварта, 5 – квинта, 6 – секста, 7 – септима, 8 – октава. Тоновая величина обозначается прилагательными: малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшенная (сокращённо м., б., ч., ув., ум.) В зависимости от качества звучания интервалы делятся на: 1) консонансы (звучат мягко); 2) диссонансы (звучат резко).
Таблица интервалов.
Обращение интервалов – перенесение нижнего звука на октаву вверх или верхнего на октаву вниз. Все чистые интервалы обращаются в чистые, малые интервалы обращаются в большие, большие интервалы обращаются в малые. Сумма ступеневых величин простых интервалов. Обращающихся друг в друга, равна 9 ступеням:
1 8 2 7 3 6 4 5 5 4 6 3 7 2 8 1
Характеристика интервалов. Прима. Прима чистая – это интервал, состоящий из повторения одного и того же звука («до-до», «ре-ре» и т.д.) Такое сочетание звуков называется унисоном. Ступеневая величина – 1, тоновая «0» тонов. Унисон достигается полным слиянием высоты, силы и тембра поющих голосов. Интервал «прима» часто используется в русских народных прибаутках, скороговорках: «Андрей-воробей», «Дон-дон», «Барашеньки-крутороженьки» и др. По характеру звучания – консонанс. Секунда. Ступеневая величина – 2 ступени. Тоновая величина – м. 2 – ½ тона, б. 2 – 1 тон. По характеру звучания относится к диссонансам. Две соседние ступени звукоряда образуют интервал «секунда». Малые секунды: ми-фа, си-до, а также между белыми и соседними чёрными клавишами (до-ре, ре-ми и т.д.) Большие секунды: до-ре; ре-ми; фа-соль; соль-ля; ля-си, а также до -ре, ми-фа и т.д.) Интервал «секунда» часто используется в русских народных скороговорках: «Дождик», «Срока» и др. Терция Ступеневая величина – 3 ступени. Тоновая величина – м. 3 – 1 ½ тона, б. 3 – 2 тона. По характеру звучания – консонанс. __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
Звучание терции в музыкальном произведении создаёт впечатление покоя, лиричности, мягкости. Малая терция звучит «минорно», интонируется низко; большая терция звучит «мажорно», интонируется высоко. Кварта. Кварта чистая: ступеневая величина – 4 ступени, тоновая величина – 2 ½ тона. По характеру звучания – консонанс. __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
Многие песни, марши, гимны, революционные песни начинаются с интервала «кварта чистая» («Гимн России», музыка А. Александрова; «Песня о Родине», муз. И. Дунаевского; «Интернационал», муз. Дегейтера) Квинта. Квинта чистая: ступеневая величина – 5 ступеней, тоновая величина – 3 ½ тона. По характеру звучания – консонанс. __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
В гармоническом сочетании интервал ч. 5 звучит «пусто», «прозрачно», как крайние звуки трезвучия. Квинта чистая часто используется в русских народных песнях («В сыром бору тропина», «Заиграй, моя волынка» и др.)
Секста Интервал секста: ступеневая величина – 6 ступеней, тоновая величина – м. 6 – 4 тона, б. 6 – 4 ½ тона. По характеру звучания – консонанс. __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ Большая секста звучит «мажорно», интонируется высоко; малая секста звучит «минорно», интонируется низко. Септима. Интервал септима: ступеневая величина – 7 ступеней, тоновая величина - м. 7 – 5 тонов, б. 7 – 5 ½ тонов. По характеру звучания – диссонанс. __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
В мелодическом сочетании интервал «септима» звучит широко; с интервала «септима» начинаются песни: А. Новиков «Дороги» (припев), А. Рубинштейн «Горные вершины» и др. Октава. Интервал октава чистая: ступеневая величина – 8 ступеней, тоновая величина – 6 тонов. По характеру звучания – консонанс. В гармоническом сочетании звуки интервала «октава» сливаются в октавный унисон. С интонации «октавы» начинаются песни: В. Соловьёв-Седой «Вечер на рейде»; В. Баснер «С чего начинается Родина?»
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Интервалы. Трезвучия. 1. Что называется в музыке интервалом? 2. Какие интервалы называются мелодическими? гармоническими? 3. Что такое основание и вершина интервалов? 4. Что такое ступеневая, тоновая величина интервалов? Какие названия применяются для их обозначения? 5. Какие интервалы называются простыми? Перечислить их, показать сокращённые обозначения интервалов. 6. Дать выразительную характеристику интервалов. 7. Обозначить интервальный состав мелодии русской народной песни «Вот уж зимушка проходит» __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
8. Определить диапазон в мелодиях ранее исполняемых детских песен. 9. Построить и играть мажорные и минорные трезвучия от всех основных звуков
|