Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Кафедра русской филологии и переводаСтр 1 из 16Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ МАРИУПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра русской филологии и перевода
ПРАКТИКУМ ПО ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МОДУЛЬ 2. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ
для студентов дневной и заочной форм обучения специальностей Язык и литература (русский), Перевод (украинский, русский, польский языки), Язык и литература (новогреческий), Язык и литература (итальянский)
МАРИУПОЛЬ 2016 ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Курс «История зарубежной литературы Средневековья и Возрождения» предназначен сформировать у студентов систему ориентирующих знаний о литературе Европы от ее начала до начала XVII века и фрагментарное представление о литературах других регионов мира. Методические рекомендации включают программу курса, темы семинаров, темы и задания для самостоятельной работы студентов, списки художественных текстов, рекомендуемых для обязательного чтения, пояснения и фрагменты критической литературы. Первый содержательный модуль включает материал по изучению литературы Средневековья. Практическое занятие посвящено изучению героического эпоса на материале французского эпоса «Песнь о Роланде», в рамках которого также рассматриваются некоторые аспекты германского эпоса «Песнь о Нибелунгах» и испанского эпоса «Песнь о моем Сиде». На самостоятельное изучение выносится рассмотрение исландского эпоса «Старшей Эдды» и жанра рыцарского романа, на материале романа о Тристане и Изольде и романов Кретьена де Труа. Второй содержательный модуль включает материал по изучению литературы Возрождения. Изучение темы СРС по «Божественной комедии» Данте связано с проблемой формирования нового отношения к авторству, писательству, самоощущению человека в мире, знакомством с вечными литературными образами. Разговор об Изменяющемся отношении к Человеку, его положению в мире, к Любви и Смерти, к человеческому Достоинству продолжается на занятии по творчеству Петрарки, фигура которого является ключевой при изучении курса. При этом делается акцент на развитии Петраркой жанра сонета. Практическое занятие по изучению романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» строится, прежде всего, на знакомстве с основными положениями книги М.М. Бахтина о творчестве Рабле. В этой связи студентам предлагается внимательно проработать «Введение» к книге и ответить на вопрос о том, как и какие идеи М.М. Бахтина помогают анализировать тексты и какие из них были использованы на более ранних занятиях при изучении курса (например, анализ пространственно- временной структуры при изучении эпосов). Общим тезисом практического занятия по творчеству Шекспира становится утверждение того, что изучается наследие одновременно великого поэта и драматурга. При изучение шекспировских сонетов подчеркивается умение автора как поэтически развить метафору, так и драматизировать переживаемое событие, работу души, а также преодоление литературоведческих штампов в отношении к сонетам Шекспира, в частности с уточнением тезиса о том, что Шекспир развивает традиции Петрарки. В ходе рассмотрения «Трагической истории Гамлета, принца датского» ведется разговор о жанровых трансформациях, происходящих с произведением при включении в него «нежанрового», неорганичного для него материала: о том, как метафизичность монологов Гамлета выводит произведение на жанрово новый уровень - от трагедии мести к трагедии состояния мира, который никогда и никем не был повторен. Завершает курс занятие по роману Сервантеса «Дон Кихот»; подводятся итоги курса. В его ходе студенты должны продемонстрировать полученные умения и навыки анализа текста с точки зрения его жанровой природы. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1
ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ Введение. Средневековый мир и средневековая культура. Источники средневековой литературы. Периодизация литературы Средних веков. Клерикальная литература на латинском языке. «Каролингское возрождение» как эпоха расцвета клерикальной литературы на латинском языке. Творчество вагантов и голиардов. Народное поэтическое творчество раннего Средневековья. Кельтский эпос, его основные циклы, проблематика и основные образы. Понятие о жанре саги. Древнескандинавский эпос и лирическая поэзия. «Старшая» и «Младшая» Эдды. Лирика скальдов. Скандинавские саги, их важнейшие циклы. Героический эпос зрелого Средневековья. Понятие о творчестве хугларов и шпильманов. Бахтин о трёх основных отличиях эпопеи. Героический эпос Франции, его основные циклы. «Песнь о Роланде»: анализ эпического мира. Испанский героический эпос. Основные циклы героического эпоса Испании. Историческая действительность и эпическая правда в поэме. Немецкий героический эпос и его значительный памятник «Песнь о Небелунгах». Влияние рыцарской литературы на поэму. Рыцарская литература Средневековья. Условный характер рыцарской культуры. Рыцарская поэзия Прованса. Жанровая система рыцарской лирики. Поэзия труверов на севере Франции и миннезингеров в Германии. Возникновение рыцарского романа, его жанровое своеобразие и эволюция. Художественное время и пространство в рыцарском романе. Тематические циклы рыцарских романов. Пародирование рыцарского романа («Окассен и Николетт»). Городская литература Средневековья. Развитие и рост городов; цеховые ремесла; борьба городов против феодальных сеньоров. Особенности городской литературы: герой – простолюдин; сатира, критика феодальных порядков; изображение обыденной жизни. Основные жанры средневековой литературы. Средневековая драма и театр. ТЕМЫ И ВОПРОСЫ СЕМИНАРОВ
|