![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объяснительная записка.
Этнокультурологическая специфика содержания образовательного процесса определила особые пути передачи и освоения информации, основанные на важнейшем для народной культуры принципе вариативности, обеспечивающем жизнеспособность традиции, её постоянное творческое обновление, что также обогащает арсенал современных педагогических технологий. Учебно-методическое пособие составлено на основе анализа накопленного опыта работы МОУ Старобесовская основная общеобразовательная школа им.А.Ф.Юртова в рамках программы развития инновационных процессов (РИП) Ульяновской области по воспитанию подрастающего поколения на этнокультурных ценностях региона. Учебно-методическое пособие создано для реализации национально-регионального компонента в начальной школе. Работу в этом направлении может осуществлять, учитель, воспитатель группы продленного дня с одним или несколькими классами, при организации функционирования этнокультурного кружка, этнокультурного клуба для учеников и их родителей. Цель использования учебно-методического пособия: деятельностное приобщение младших школьников к культуре мордва-эрзя. Задачи: 1. Воспитание у школьников любви к культуре мордвы-эрзи, к своему родному краю, где бытует народная культура. 2. Формирование у школьников социальной ответственности и межкультурной толерантности. 3. Воспитание истинных носителей лучших образцов национальной культуры, последователей и продолжателей творческого наследия предыдущих поколений Реализация учебно-методического пособия предполагает использование в образовательном процессе школы всех составляющих национальной культуры. Однако особое место в работе по учебно-методическому пособию занимают следующие направления: 1.Широкое использование фольклора. В фольклоре сочетаются слово и музыкальный ритм. В нем отразились черты национального характера, присущие народу национальные ценности (представления о добре, красоте, правде, верности и т.п.). Особое место в произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. 2.Знакомство с народными и традиционными праздниками. Праздники – знаменательные дни, отмечаемые в связи с радостными, торжественными событиями и сопровождаемые особыми обрядами. Праздники связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни народа. Благодаря им, накопленная народом мудрость передается подрастающему поколению. Праздник связан с особым праздничным состоянием, побуждающим ребенка к активной деятельности. 3.Знакомство с народным искусством. Народное искусство – это проявление творческих устремлений и способностей лишь в создании предметов, необходимых в быту и труде. В народном искусстве отражается духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира, природы, людей. Указанные направления реализуется во всех изучаемых предметах постоянно, однако наиболее полно – в литературном чтении и изобразительной деятельности.
Учебно-методическое пособие по этнокультурному образованию для начальной школы включает следующие компоненты: - программа по литературному чтению; - программа по декоративно-прикладному искусству мордвы; - рабочая тетрадь-раскраска для школьников; - хрестоматии: «Фольклор народов Поволжья», «Баягине», изданные в 2003, 2007гг.; - список библиографии; - фольклорные тексты.
Учебно-методическое пособие реализуется через все предметы, изучаемые в начальной школе, путем включения в отдельные темы элементов культуры мордва-эрзя. В обязательном плане внеклассная работа включает в себя проведение: национальных праздников, концертов, утренников с программой народных песен и танцев для семей воспитанников и т.п. Основную нагрузку несут на себе предметы «Литературное чтение» и «Декоративно-прикладное искусство мордвы-эрзя», программы которых целенаправленно посвящены приобщению младших школьников к культуре мордвы-эрзи. Материалы учебного пособия могут быть использованы для функционирования в образовательном или в культурно-досуговом учреждении этнокультурного кружка, работу которого может организовать как учитель начальных классов, так и педагог дополнительного образования. 3.Программа по литературному чтению.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценки и анализа художественных произведений, овладения богатейшими выразительными средствами родного языка. Программа нацелена на работу в 2-4 классах начальной школы, имеющей среди воспитанников представителей мордвы-эрзи. В программе используются высокохудожественные произведения устного народного творчества, произведения мордовских писателей и поэтов. В предлагаемых текстах заложены нравственные, познавательные и воспитательные ценности мордовского народа, что способствует успешному этнокультурному воспитанию учащихся. Программа предполагает решение цели: создание условий для успешной национальной самоидентификации личности ребенка, формирование у младших школьников чувства любви и уважения к своему народу. Задачи программы: 1. Расширить кругозор в области культуры мордовского народа средствами литературы. 2. Развивать творческое воображение, умение воспринимать национальный художественный образ, представленный в литературном произведении. 3. Формировать интерес к самостоятельному чтению произведений устного народного творчества, произведения мордовских писателей и поэтов. 4. Совершенствовать навыки чтения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4 года обучения. Учащиеся должны уметь: · определять тему, главную мысль прочитанного народного произведения; · высказывать свое отношение к произведению народного фольклора, эмоционально переживать прочитанное; · пересказывать кратко, подробно, выборочно произведения мордвы-эрзя; · пересказывать от лица автора, от лица героя произведения; · использовать элементы описания, рассуждения, цитаты и произведений фольклора мордвы-эрзя; · находить составляющие, из которых складывается народный художественный образ. Учащиеся должны знать: · название и авторов, содержание изученных произведений мордовских писателей и поэтов; · наизусть 3-4 стихотворения (фольклорные, мордовских поэтов); · наизусть 3-4 мордовские загадки, пословицы, песни, сказки, мифы; · владеет сведениями о том, как создавалось устно-поэтическое творчество мордовского народа.
Примерное планирование учебного материала
Темы уроков по литературному чтению
Содержание программы Программа литературного чтения по каждому году обучения включает в себя четыре раздела: · Энциклопедия народной жизни. · Судьба и Родина едины! · Неиссякаемый источник красоты. · Радость детства. Главное внимание в работе с текстом обращается на воспитание личного отношения к прочитанному. Работа с текстом должна помочь учащимся понять прочитанное - разобраться в содержании, определить отношение к поступкам действующих лиц, объяснить различные явления и факты, установить между ними взаимосвязь. Такой подход к чтению произведений позволяет решать в единстве образовательные и воспитательные задачи, учит детей сознательному чтению, формирует у них представление об окружающем мире, понятие образа и воспитывает эстетические и нравственные чувства. Эффективным средством, помогающим детям в усвоении прочитанного, является наглядность. Поэтому на уроке целесообразно использовать картины природы родного края, иллюстрации к изучаемым произведениям, музыкальные произведения. Немаловажным является использование учителем дополнительных сведений, которые содействуют лучшему пониманию содержания произведения, формированию полноценного навыка чтения.
|