Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Список учебников в начальных классах
2 класс 1. Гудошникова М.А., Куркина Т.Ф. «Родной вал» (Родное слово). – Саранск, 2007. -166 с. 2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. «Родная речь».- М. «Просвещение», 2007. -213с. Учитель: Ишмаева Ольга Анатольевна 3 класс 1.Инжеватов И.К., Ширманкина В.С. «Родной вал» (Родное слово). - Саранск, 2007. -158 с. 2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. «Литературное чтение». -М. «Просвещение», 2008.-219 с.
Учебные пособия: 1. Горбунова А.А. Эрзянский язык во 2 классе, методическое руководство по обучению эрзянскому языку во 2 классе для школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся. – Саранск, 2002. – 76с. 2. Горбунова А.А. Эрзянский язык в 3 классе, методическое руководство по обучению эрзянскому языку в 3 классе для школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся. – Саранск, 2002. -76с. 3. Программа по изучению эрзянского языка в начальных классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся. Рекомендована к изданию Республиканским экспертным советом Министерства образования Республики Мордовии. 2004.-39 с. 4. Методические рекомендации учителям мордовского языка и литературы. Автор составитель Кузьмина Т.В. Методист кабинета проблем национального образования. УИПКПРО, 2004-2008г. 5. Беспалова Г.Ф..Практические задания и методические указания по эрзянскому языку.- Саранск: «Красный Октябрь», 2004. -67с. 6. Голенков Николай. Уроки эрзянского языка. Составлены по программе изучения эрзянского языка в начальных классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся. – Саранск: «Писатель».-2006.-56с. 7. Цыганкин Д.В. Морфемика и словообразование мордовских языков. Учебное пособие. – Саранск, 2006. -58с. Литература для учителя и учащихся. 1. Голубчик Е.М. Писатели Мордовии.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. 2. Джежелей О.В. Программа «Чтение и литература». - М.: Просвещение, 2001. 3. Кочеваткина О.В. Роль регионального компонента в литературоведческом образовании современных школьников. - Саранск: Изд-во МРИО, 2005. 4. Кошелева Н.В. Мордовский музыкальный фольклор в школе. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. 5. Мордва: Историко-культурные очерки / Ред. Кол. В.А.Балашов и др.- 6. Мордовское устное народное творчество. – Саранск, 1987. 7. Мудрова М.М. Мордовские писатели - детям. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. 8. Обрядово – праздничные традиции в жизни мордовского народа (метод.сб.). – Ульяновск, 2001. 9. Поршакова А.Н. Терёхина А.Ф. Штрихи к портретам. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. 10. Стрекозин В.П. Актуальные проблемы начального обучения. - М.: Просвещение, 1976.
4. Программа по декоративно-прикладному искусству мордвы.
Декоративно-прикладное искусство любого народа всегда предметно, оно имеет свое специфическое смысловое поле, свой образный ряд, свою неповторимую специфику. Именно в этом заключен его могучий творческий потенциал. В свое время известный русский философ И.А.Ильин говорил, что Россия выйдет из того кризиса, в котором она находится, и возродится к новому творчеству и новому расцвету – через сочетание и примирение трех основ, а точнее – трех законов духа: свободы, любви и предметности. Искусствоведы А.В.Бакушинский, И.Я.Богуславская, В.С.Воронов, Т.М.Разина, Б.А.Рыбаков, известные педагоги, методисты Ю.В.Максимов, Б.М.Неменский, В.Г.Смирнов, С.Б.Рождественская, Т.Я.Шпикалова и др. в своих исследованиях подчеркивают роль народного декоративно-прикладного искусства, как древнейшего вида художественной деятельности, в образном осмыслении ребенком окружающей действительности, в присвоении им мировоззрения народа, а в целом - сохранении и развитии художественных традиций. Процесс приобщения ребенка к культуре своей среды идет через присвоение опыта предшествующих поколений, освоения его в активной созидательной деятельности, что доказали представители теории культурно-исторического наследия В.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.В.Эльконин. Главная закономерность развития человека, как определяли сторонники этой теории, в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической (т.е. совместной со взрослым и опосредованной знаками) деятельности. Национальное искусство, как часть культуры конкретного региона обеспечивают не только познание и присвоение детьми региональных культурных ценностей, но и активную реализацию усвоенного в собственной деятельности. По мнению психологов Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, В.И.Киреенко, Б.Ф.Ломова, Б.М.Теплова и др. произведения художественного творчества имеют огромное влияние на формирование целостной личности ребенка, развитие его интересов и на этой основе становление художественного творчества. Национальное искусство предоставляет возможность каждому, в зависимости от его знаний, умений, способностей и наклонностей, реализовать свои интересы в деятельности по созданию изделий в выбранной технике и из разного материала, их оформлению или изображению. Такая разноплановость реализации интереса особенно важна в период становления личности. Программа по изобразительному искусству нацелена на работу в 1-4 классах начальной школы, имеющей среди воспитанников представителей мордвы-эрзи. В программе используются высокохудожественные произведения декоративно-прикладного искусства, произведения мордовских художников и скульпторов. В предлагаемых произведениях заложены нравственные, познавательные и воспитательные ценности мордовского народа, что способствует приобщению учащихся к культуре своей национальности. Программа предполагает решение цели: создание условий для успешной национальной самоидентификации личности ребенка, формирование у младших школьников чувства любви и уважения к своему народу. Задачи программы: 1. Знакомить детей с народной художественной культурой. 2. Развивать эстетическую потребность общения с художественной культурой мордвы-эрзя. 3. Формировать интерес к овладению народными мордовскими художественными традициями на уровне восприятия, воспроизведения и творчества.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4 года обучения. Учащиеся должны уметь: · видеть черты национального своеобразия в произведениях народного искусства: в декоре традиционного жилища, предметах быта, орнаментах вышивки, одежды; · проявлять интерес, бережное отношение к народному прикладному искусству как к сокровищнице духовного, нравственного, эстетического опыта народа; · уметь выявлять в произведениях народного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов языка, единство материала, формы и декора; · активно включаться в процесс восприятия и в практическую деятельность, связанную с созданием разнообразных «проектов» и декоративных рисунков с учетом особенностей образного языка народного прикладного искусства; · выявлять связь художественного образа вещи с ее практическим значением, материалом, техникой исполнения (ткачество, вышивка, резьба по дереву и т. д.); · воплощать собственный замысел с опорой на народную традицию.
Учащиеся должны знать: · об истоках и специфике образного языка декоративно-прикладного искусства; · об особенностях уникального народного искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе крестьянских вещей, множественность вариантов художественных трактовок традиционных образов, мотивов, сюжетов).
Разделы программы: 1. В мире волшебных красок (окружающий мир как основа творчества народа). 2. Орнамент как отражение мировоззрения народа (построение, виды). 3. Предметы декоративно-прикладного искусства и их роль в жизни народа (работа в творческих мастерских). Указанные разделы представлены во всех классах начальной школы в разном объеме в зависимости от представлений и умений учащихся. К данной программе разработана тетрадь-раскраска для закрепления знаний учащихся о значении элементов орнамента, умения их изображать и для стимулирования использования полученных знаний и умений в самостоятельной деятельности. Тематическое планирование. Класс.
Класс.
Класс.
4 класс.
Содержание программы.
Декоративно-прикладное искусство как предмет, наделен общеобразовательной функцией. При этом смысловая нагрузка в процессе обучения учащихся основам декоративно-прикладного искусства принадлежит национальному орнаментальному строю. Отсюда проистекают и его этнокультурные формы. Посредством декоративно-прикладного искусства ребенок открывает для себя исторически заданный образ мира, семантика и формы которого не пребывают в замкнутости, а остаются открытыми, что в свою очередь дает широкие возможности реализовываться творческому потенциалу ребенка. Последнее является условием полноценного личностного роста ребенка. Процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Художественно-творческая деятельность детей на уроках в начальной школе (первый этап художественного развития) протекает на эмоционально-чувственной основе, в то же время закладываются основы познавательно-аналитического уровня, обязательно с сохранением в нем эмоционально-образного, творческого начала. В I–IV классах дети входят в увлекательный мир декоративно-прикладного искусства, осваивая его целостно и во взаимосвязи с окружающей жизнью. Все разделы программы взаимозависимы. В первом разделе «В мире волшебных красок (окружающий мир как основа творчества народа)» ученики получают общие представления о декоративно-прикладном искусстве как способе отражения окружающей действительности, учатся находить общее и различие в природе и народных декоративных узорах (цвет, форма элементов, их расположение). Во втором разделе «Орнамент как отражение мировоззрения народа (построение, виды)» учащиеся приобщаются к разнообразному миру элементов узоров и орнаментальных композиций декоративно-прикладного искусства мордвы-эрзя, учатся изображать элементы орнамента. Изучение третьего раздела «Предметы декоративно-прикладного искусства и их роль в жизни народа (работа в творческих мастерских)» носит практико-ориентированный характер. Ученики реализуют свои творческие замыслы, украшая мордовским орнаментом предметы быта и элементы одежды. Усложнение знаний и умений учащихся от класса к классу происходит за счет усложнения техники изображения элементов и композиций орнамента, знания и понимания сути миропредставления мордовского народа, его отражения в орнаментальных узорах. В первом классе даются первоначальные представления об орнаменте мордовского народа. При изучении отдельных тем в сознании детей устанавливается связь между образным строем произведений декоративно-прикладного искусства и богатейшим миром природы. Во втором классе, используя разнообразные материалы и техники, дети украшают элементарными декоративными элементами предметы быта и одежды, стремятся выразить через украшение характер человека; конструируют добрые и злые символы. Художественно-декоративная деятельность детей носит творческий характер. В третьем классе дети знакомятся с разнообразными произведениями декоративно-прикладного искусства, окружающими их в повседневной жизни, а также сами изображают, мастерят и украшают посуду, игрушки, платки, обои, кованые ограды, фонари, витрины, маски, театральные костюмы. Дети учатся создавать выразительные силуэты, украшать их, ритмично выстраивая в единую композицию изобразительные элементы и цветовые пятна, осваивают разнообразные техники и материалы. В четвертом классе, когда у детей формируются представления о многообразии художественного творчества народа, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства происходит в контексте изучения разных художественных культур. Четвероклассники в процессе приобщения к искусству своего народа в более детально знакомятся с конструкцией, декоративным убранством предметов быта, костюма мордвы-эрзя. Такое распределение при изучении программного материала позволяет сформировать широкий спектр представлений школьников о декоративно-прикладном искусстве как особой деятельности, обогатить их восприятие, расширить познавательный кругозор. Ученики начинают осознавать, что каждый художественно оформленный предмет декоративно-прикладного искусства мордовского народа включен в систему человеческих отношений, помогал строить общение между людьми на духовном уровне. Взгляд на художественную вещь именно с такой точки зрения приобретает исключительное значение для формирования ценностных ориентаций школьников. Уроки декоративно-прикладного искусства — это педагогически организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности, это сотворчество, создающее наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка. В этом плане мудрое высказывание М. М. Пришвина — «хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться» — представляется нам бесценной формулой педагогики сотрудничества, когда обе стороны, глубоко заинтересованные в наилучшем результате, совместно решают насущные проблемы. Общение должно осуществляться на каждом уроке. Каждый ученик должен быть уверен, что его мнение будет услышано и даже маленькие творческие победы не останутся незамеченными. Процесс обучения учащихся младших классов основам изобразительной грамоты по средством народного и декоративно-прикладного искусства мордвы-эрзя в каждом классе строится поэтапно: 1. Специально организованное знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства. 2. Глубокое изучение национального образного строя, компонентом которого является орнамент. 3. Изучение социокультурного контекста, т.е. познаний из областей истории, мифологии, фольклора. 4. Освоение необходимых технологических знаний по изобразительному искусству и основным видам декоративно-прикладного искусства. 5. Развитие художественного воображения детей, используя различные формы специальных заданий и упражнений. 6. Формирование специальных умений и навыков. 7. Изготовление художественного изделия. Методы обучения, используемые при реализации программы: - словесные (лекции, беседы, дискуссии); - наглядные (репродукции произведений декоративно-прикладного искусства, фотографии, таблицы, технологические карты и вариативные модели, схемы с этапами выполнения изделий, слайды); - практические (выполнения самостоятельных заданий учащимися на основе усвоенного материала). Формы работы: традиционный урок введения и закрепления материала, урок-лекция, урок-игра, урок защиты проектов, урок-практикум, урок коллективной творческой деятельности. Виды контроля: - анализ результатов индивидуальной и коллективной творческой деятельности; - анализ проектной деятельности, - наблюдение активности учащихся на занятиях, беседы с учащимися. Работа учащихся в рамках данной программы носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и художественной культуры. Творческие работы учащихся могут быть включены в школьное портфолио ученика. Усвоение программы направлено, в том числе и на совершенствование внеклассных и внешкольных форм художественно-эстетической деятельности (праздники, выставки, посещение музеев, смотры семейных талантов, знакомство с мастерами и народными умельцами и др.). Обязательным условием успешности реализации программы является опора на семейные традиции художественного воспитания, опыт народных умельцев, мастеров прикладного творчества и народного искусства. Выполнение заданий по рабочей тетради предусмотрено в ходе проведения уроков, кружковых занятий, самостоятельной деятельности детей в школе и дома для закрепления пролученных знаний, умений и развития творческих наклонностей учащихся. Задания могут выполняться также с помощью старших членов семей воспитанников. Список литературы для учителей: 1. «Баягине»: хрестоматия по фольклору мордвы-эрзи. - Ульяновск, 2007.-88с. 2. Выгонов В.И. Я иду на урок. Трудовое обучение. // Приложение к журналу 1 Сентября. Москва 2003 г. 3. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. - Москва. Просвещение 2003 г. 4. Дементьева Е.Е. Диагностика профессиональной деятельности учителей изобразительного искусства и мировой художественной культуры /Под ред. Браже Т.Г. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1998. 5. Динамические таблицы на уроках ИЗО: Методические рекомендации /МГПИ, Сост. В.И. Колякина. - Магнитогорск, 1996. 6. Достижения учащихся по изобразительному искусству как результат образовательной деятельности / Составитель Н.В. Карпова. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1998. 7. Калякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. Владас. Москва 2002 г. 8. Лузгин А.С. Жизнь промыслов (Этнокультурные аспекты). – Саранск: «Мордовское книжное издательство», 2007.-225с. 9. Лузгин А.С., Рогачёв В.И. Осмысление традиций орнаментальных мотивов мордвы. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 2005. - 85с. 10. Сокольникова Н.В. Изобразительное искусство и методика его преподавания. Академия 2003 г. 11. Сокольникова Н.В. Основы композиции. Обнинск. Титул.1996. 12. Чадина Т. А. Изобразительные технологии в детском саду и начальной школе /Методическое пособие. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005.
Дополнительная литература. 1. Бояркин Н.И. Памятники музыкального искусства мордовского народа./ Н.И.Бояркин. Том 2. – Саранск: Морд. книжн. изд., 1984. – 319 с. 2. Брыжинский А.И. Лисьмаприне./ А.И. Брыжинский. – Саранск: Морд. книжн. изд., 1993. – 288 с. 3. Брыжинский В.С. Сиянь рисьминеть. (Серебрянные цепочки), - Саранск: Мордовское книжное издательство, 2002. – 269 с. 4. Брыжинский М.И. Книга для чтения в 6 классе./ М.И. Брыжинский, Н.Н. Брыжинская. – Саранск: Мордв. книжн. изд., 1994.- 230 с. 5. Ёвксонь кужо: Эрзянь ёвкст./ Пурныцясь Кемайкина Р.С.; Художникесь А.Коровин. – Саранск: Мордов.кн.изд-вась, 1993. – 192 с. – Мордов. – эрзя яз. (Сказочная поляна: Эрзянские сказки./ Под редакцией Кемайкиной Р.С.) 6. Ишуткин Н.И. Ютко шкасто./ Н.И. Ишуткин. – Саранск: Морд. книжн. изд., 1994. – 96 с. 7. Кемайкина Р.С. Ёвксонь кужо./ Р.С. Кемайкина. – Саранск: Морд. книжн. изд., 1993. – 190 с. 8. Коростина Е.А. Поурочные планы по учебнику В.С. Кузина, Е.И. Кубышкиной «Изобразительное искусство в начальной школе» Программа 1-4. Волгоград. 2002. 9. Крюкова Т. А. Мордовское народное изобразительное искусство. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968. 118 с. 10. Мартьянов В.Н. Мордовская народная вышивка. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1991 – 120 с. 11. Мордовские народные сказки/Собр.и обраб.К.Т.Самородов, Сост.А.А.Долгачев, А.Д.Шуляев. – Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2006. – 384с. 12. Мордовский народный костюм. Альбом./ Сост. авт. Текста Г.П.Прокина, М.И.Сурина: - Саранск: мордовское книжное издательство, 1990- 384автор- составитель: Т. Н. Баранова- Саранск: Мордовское книжное издательство. 1987. 240. 13. Мордовское народное искусство. Альбом./ Сост. Ю. Ф. Юшкин.- Саранск: Мордовское книжное издательство, 1985. 143 с. 14. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Изобразительное искусство. В.С.Кузин. М. Просвещение. 2001. 370 с. 15. Родники народной мудрости: устно-поэтическое творчество мордов.народа./ Сост.Л.В.Седова. – Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2007. – 240с. 16. Самородов К.П. Мордовские пословицы и присловия./ К.П. Самородов. – Саранск: Морд. книжн. изд., 1968. – 87 с. 17. Седова Л.В. Пингеде пингес кандозь вал./ Л.В. Седова. – Саранск: Морд. книжн. изд., 1992. – 239 с. 18. Степан Дмитриевич Эрьзя. Альбом. Автор- составитель: Т. Н. Баранова: - Саранск: Мордовское книжное издательство, 1987. 240 с. 19. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: сборник. Том 10. - Саранск, 1983. – с. 213 – 215. 20. Федот Васильевич Сычков. Альбом./ Сост.Л. А.Букина, М.И.Сурина. Художник: Ю. Ф. Юшкин./ Саранск. Мордовское книжное издательство. 1985. 143 с. 21. Чувашев М.И. Духовное наследие народов Поволжья: живые истоки./ М.И.Чувашев, И.А.Касьянова, А.Д.Шуляев и др. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. – 536 с. 22. Эрзянь-рузонь валкс. Эрзянско-русский словарь. /Под ред.Серебренникова Б.А., Бузаковой Р.Н., Мосина М.В. - Москва: Русский язык, Дигора, 1993. – 803 с. 23. Юшкин Ю.Ф. Мордовия. Народное искусство. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1985.
|