Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Легенда о сотворении мира
Мордва говорит о сотворении мира следующее: прежде везде была вода, и по этой воде плавал в виде утки Бог. Захотелось Богу сделать землю, нырнул он в воду, вытащил в клюве землю, выплюнул, и пошла земля. Черт это подсмотрел и нырнул в свою очередь за землей, вынырнул, вытащил в горсточке, разбросал, и от этого произошли горы... Сотворив таким образом землю, Бог, по словам мордвы, начал лепить из глины человека. Черт долго не мог понять, что он делает; но вот Бог дунул на сделанную им фигуру, человек встал и пошел. Черту стало завидно, он в свою очередь начал лепить из глины же фигуру. Лепил, лепил — дунул, фигура встала, заблеяла. Оказывается, он вместо человека слепил козла.
Легенда о церкви села Бесовка [2]
Год строят церковь – не строится. Выстроят – рушится; хорошо строят они – дело ни на шаг вперёд не идёт. Призадумались строители, собрали сходку и говорят: Церковь наша, старики, не строится. Это чего-нибудь да не так. Подумали, потолковали старики между собой и пришли к заключению: чтобы церковь прочно стояла, молитвы молящих были приняты богом и дело пошло успешнее, под церковь нужно что-нибудь положить. Если хлебный сноп, толкуют они, положить под неё, то хлеб перестанет родиться; если какой-нибудь скот положить, то скот перестанет множиться, да не так приятно будет и богам-то. Видно уж человека нужно положить. Нужно будет девицу чистую, непорочную душу положить. На том и порешили старики. Да только вот беда: кто согласится заживо свою дочь под церковь посадить. Судили-рядили и кинули жребий, и пал жребий на двух братьев – Солодю и Сульдю, один из которых должен был свою дочь под церковь положить. Кому своего дитя не жалко? Порешили Солодя и Сульдя из другого села девицу похитить. Заложили они пару лихих и отправились в степь за Самару. Там остановились они в лугах недалеко от мордовского селения Тумолово (Поддубное). Сколько времени пришлось дожидаться им – неизвестно; но вот видят они целая толпа тумоловских девушек отправились в степь по ягоды. Оставили пару свою в овраге, сами залегли за ближайшим к девушкам холмом; подпустили их на близкое расстояние, выбрали что ни на есть лучшую, кинулись на неё, скрутили ей руки-ноги и увезли. Подруги этой бедной девушки кинулись домой и рассказали о случившемся. Всё селение всполошилосьи и кинулось в погоню, да ни с чем вскоре разошлись: не знали даже, куда и в какую сторону умчали их Снальтё (так звали похищенную девушку). Солодя и Сульдя благополучно прибыли домой и объявили всем, что вместо своих дочерей достали они чужую. Повели Снальтё в баню, вымали её там хорошенько, расчесали и заплели белокурую косу. Одели её в полный мордовский девичий костюм. Девушка она красивая: лицо белое, полное, щёчки румяные, ротик маленький, губы пухленькие, розовенькие, носик правильный, глазки голубые, белокурая коса до самых пят опускается, телосложения плотного, как обыкновенно у мордовок, стройная, росту среднего – заглядение девушка. На неё глядя, жалость так и берёт, только Солодя и Сульдя непреклонны. Снальтё чуя не доброе, начали умолять своих похитителей, чтобы они открыли ей, зачем её похители – те упорно молчали. Тогда она начала их заклинать: «Если вы хотите замуж взять за кого – либо из членов вашей семьи, то благославит вас господь бог и наградит всем. Но если похитили, желая погубить, то пусть накажет вас господь бог и вся…» Вот привели Снальте к строящейся церкви, положили её вверх лицом на поясницу поперёк бревна, сверху положили два бревна, надавили на оба бревна за концы, сломили ей спинной хребет в пояснице. Потом посадили её, бесчувственную, в загодя вырытую яму, возле которой был врыт столб. К нему её привязали. И тогда пошла – закипела работа. А несчастная Снальте трое суток, пока была жива, кляла бесовцев, сначала громко, а потом всё тише и тише и под конец чуть слышно… Она, между прочим, следующее заклятие сделала: «Дай господь, чтобы у вас, бесовцев, во веки веков не было добрых коней за то, что они подо мною не пали, если бы они пали, то быть может, моих похитителей догнали, настигли мои родители и отбили бы от них… За то, что вы меня лишаете жизни и моим детям не дали возможности не только жить, но и родиться на свет, пусть мстит вам господь до двух и трёх поколений кряду». Потом она же предрекла по непонятнойц причине, что до известного срока пожаров в Старой Бесовке не будет. Ведь это всё так, сынок. Увидишь ли ты у кого-нибудь из бесовцев добрых коней? Нет. У нас, как в других селениях, из поколения в поколение счастливо живущих семейств тоже нет. И о пожарах, ею предречённых, сказание тоже исполнилось. Старики (самые старые) не помнят, когда в Бесовке пожар был, да вот и я стара стала, а пожаров не видала… А по происшествию ею предречённых лет, вероятно, и пошли пожары: в году несколько пожаров было. Да ладно одна знахарка надоумила наших бесовцев обедни и панихиды по ней служить и поминать блинами, лепёшками, яйцами и сыченым мёдом. Ну, с тех пор как последовали совету доброй знахарки, пожаров вроде бы и не стало. Ах да, сынок, я и позабыла было всю эту печальную историю досказать. Вот через три дня, как привезли сюда Снальтё, прибыли по следам родители: отец и мать. Последняя долго вопила возле безвременно похороненной дочери своей Снальтё, которая в это время была жива ещё: время от времени билась и издавала какие-то непонятные звуки. Потом отец Снальтё сказал матери: «Что сделоно – не исправить нам, а плакать перестань». Старая Бесовка, как, вероятно, большая часть селений, разделена на четыре квартала. В воскресенье перед Вознесением после обедни из каждого квартала по две старушки идут сварить яйца, на вырученные таким образом деньги служат обедню, покупают свечки; на остальные деньги покупают мёд доля пива. В Воскресенье после обедни идут старушки к левому клиросу с внешней стороны до конца. Тут же съедают все блины, лепёшки, яйца, выпивают всё сыченое пиво. А потом расходятся по домам. Солодя и Сульдя вскоре, вероятно, после построики церкви переселились в Новую Бесовку, находившуюся в дводцати пяти верстах. Потомки Солоди до сего времени здравствуют, а они точно также уверяют, что приведённое предание совершенно сходно с их семейным преданием.
Легенда «Морок – князь мордовский».
В то время, когда во всем Поволжье «русского духу» и в помине не было, когда в место теперешних полей с золотистой рожью простирались леса дремучие, да непроходимые – тогда Волга была шире и глубже. Реки приволжские кишели всевозможной рыбой, да бобровыми гонами. Леса тогдашние были переполнены всевозможным пушным зверьем. Все было хорошо – да люду оседлого за сотни верст не сыщешь. Не каждый решался поселится в богатом Поволжье. Дико, пустынно было тогда. Одна лишь вольница волжская наслаждалась всеми благами Волги, нападая на проходившие изредка купеческие суда. Далеко в округе знали про волжские богатства, многих манила к себе Волга. Находились смельчаки. Первым засел Морок – «князь» мордовский со своими мордвинами. Обзавелся, остроился, частоколом огородился. Вглубь на сто верст от Волги ушел, Чтоб безопаснее было, чтоб не донимали волжские разбойники. И жил Морок со своими мордвинами много лет. Свыклись с Волгой они, а она их дарила всеми благами природы. Так бы и дальше жил Морок, но дело случилось иначе. Жил на Дону атаман Сокол с шайкой разбойников в сто человек. Надоело там – на Волгу перебросились. Пять лет рыскал Сокол по Волге – тоже надоело. Собрал вокруг себя молодцов: -Слушай, братва, вглубь хочу двинуться! Ну, как вы! -Воля твоя атаман! -Хоть к черту в пекло! -Хоть к самому дьяволу! Так и порешили на этом. Попрощались с Волгой, да и пошли как раз ту сторону, где Морок засел. Несколько дней пробирались непроходимым лесом – живого человека – ни души. На пятый – живьем запахло. Кочевья мордовские попадаться стали. Испугалась мордва. До Морока добежали, рассказали о появлении «неприятеля». Вооружилась мордва, войну затеяла. Повоевали, повоевали, да и бросили. Перемирие заключили. Сокол так и остановился поблизости Морокова городка. Больно уж местность ему по душе пришлась. Год прошел, подружилась мордва с «разбойниками», а Сокол с самим Мороком. Друг к дружке стали ходить- как будто век вместе жили. И полюбил тут Сокол Варвару -дочь Морокову. -Варвара! Пойдем ко мне жить, - говорил он ей не раз. А она мотнет головой и как дикая козочка скроется в лесной чаще. Но Сокол настоял на своем: в одну из темных ночей украл Варвару, обесчестил ее. А она, не вынося позора, повесилась на осине перед Соколовым шатром в ту же ночь. Долго плакал Морок, узнав о потере своей любимой дочери, и горевать пришел к Соколу. -Жаль мне, Сокол, Варвару! -Да и мне жаль! Сама она ко мне пришла. Как это случилось – я и сам не знаю – хитрил Сокол. Но хорошо знал Морок, что Сокол -виновник смерти Варвары. И он затеял бескровную месть. Наварил Морок сорок бочек пива медового и пригласил на Варварины поминки Сокола со всеми его молодцами. Здорово поминали Варвару. Но поплатился на этих поминках Сокол со всей своей вольницей. Не знали «разбойники», что пиво было отравлено, и остался в живых только сам Сокол, который не пил, да десять человек охраны из «разбойничьего» лагеря. -Ах, ты этак, так и мы будем делать так! – Сокол. С оставшимися молодцами поймал Сокол Морока, а расчет с ним был короток: живым был закопан в землю. И остался с тех пор Сокол жить с мордвинами. Много, много лет прошло с того времени, но память о Мороке жива и по сие время.
Детский фольклор Колыбельные песни Спи, спи, засни, засни, Мой мальчик, ты засни, Мой ребеночек, усни, И кукушечка заснула, И воробушек спит. И ты, сыночек, закрой глазки, Утю-балю тебе спою. *** Ложись-ка, доченька, Ложись-ка, лапонька! Под головку положу высокую подушку, Постелю тебе мягкую постельку.
* * * Ой, ты, киса, кисонька, Серые колючие усы. Где ходила-бродила, Где мышей ловила? —Ходила в старый амбар Железный капкан ставить. Чтобы мыши знали, На уме держали, Что хозяйкою здесь я И мышкам не сестра.
Потешки ** * — Сорока, сорока, Сорока-белобока. О чем стрекочешь? Что потеряла, Что уронила? — Орешки уронила, Совсем их потеряла. — Орешки мы нашли. Домой принесли, Из мешочка взяли, Ребяткам раздали: Машеньке — орешек, Дашеньке — орешек, Катенька мала, Ей я три дала. — А Петеньке, который нашел, Дадим пять (орешков).
Прибаутки
*** — Сорока-белобока, почему у тебя хвост гладкий? — Дедушка дал мне ложку меду, Бабушка дала ложку масла. Потому и хвост у меня гладкий, Потому и головушка блестит.
* * * — Ай, кошечка, кошечка, Где ты — устроила дом себе? — Под печкою, За лавкою. — Ай, кошечка, кошечка, Куда ходила ты вчера? — К бабушке (ходила). — Чем она тебя угощала? — Сметанку показала. — Чем она тебя побила? — Лучинкою с лавки. — Как же ты выбралась? — В дымовое окошечко.
*** — Зайчик, дружочек, В белую шапку одетый, Почему ты такой пучеглазый? — Звездочки на небе считать. — Почему у тебя торчком торчат ушки? — Собак на деревне слушать. — Почему у тебя такой гладкий лоб? — Сквозь кучи мусора проходить. — Почему у тебя такие длинные ноги? — По глубокому снегу бродить. — Почему у тебя такие острые зубы? — Прутики глодать. — Почему у тебя такая мягкая шерстка? — В морозы греться.
|