Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальные и социологические проблемы
эоблемы, которые интересуют социолога, не Зязательно являются проблемами для других эдей. Необходимо проводить различие между)циальными и социологическими проблемами, эрвые предполагают решение практических щач прежде всего теми, кто наделен властью, ж заметил известный американский социолог /|тер Бергер, обычно о социальных проблемах 1Ворят тогда, когда в обществе происходит что-i не так, как предполагали официальные вла-и, и, следовательно, требуется какое-то вме-ательство с их стороны. Социологическая про-1ема, в свою очередь, имеет теоретический, етодологический характер. Вопрос для соци-юга состоит не столько в том, почему что-то щет не так» с точки зрения властей, а в том, (к действует система в целом, каковы исходив предпосылки ее существования и за счет |ких средств поддерживается ее единство. Так, апример, рост детской преступности может э1ть оценен как социальная проблема в том иысле, что она требует конкретных действий) стороны соответствующих органов управле-1я. Социологи могут быть приглашены участво-пъ в ее решении на этапе анализа ситуации, днако собственно социологический интерес взывает и, следовательно, в качестве социоло-! ческой проблемы выступает не вопрос «что злать с детской преступностью?», но изучение чособов существования и взаимодействия в энном обществе разных возрастных групп, а не только положения детей; анализ особенностей установления, внедрения и поддержания норм порядка как на уровне данного сообщества в целом, так и в отношении конкретных групп. Таким образом, даже если социолог занимается решением конкретной социальной проблемы, ему необходимо понять социальную ситуацию в целом, ценности и способы действия всех участвующих в ней сторон, формы их сосуществования во времени и пространстве. Умение ви- деть любую ситуацию как бы со стороны, отстранение, беспристрастно, с позиций всех ее участников является отличительной чертой социологического рассмотрения проблемы. Знание, полученное при изучении социологических проблем, поскольку оно расширяет видение социальной действительности, может быть плодотворным и для людей, специально социологией не занимающихся, но призванных решать социальные проблемы. Источник: Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология. Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Батыгина. М.: NOTA BENE, 1999. С. 10-11. альная антропология также проводит междисциплинарные по своей сущно сти исследования. В одних случаях новое направление исследований никак не называется в других оно получает самостоятельное название, статус и предмет. Например, социальные исследования, проводимые с привлечением социологии \ педагогики, не получили статуса самостоятельной дисциплины. Напротив социально-экономические исследования, сформировавшиеся на стыке социологии и экономики, превратились сегодня в мощную научную дисциплину — экономическую социологию. О ее статусе, предмете и методах ученые еще ведут дискуссии: экономисты утверждают, что экономическая социология — часть экономики, а социологи полагают, что она — подотрасль социологии. Но несомненно одно: экономическая социология привлекает сотни и тысячи исследователей, преподавателей, студентов, которые изучают социологические аспекты рынка, предпринимательства, маркетинга и т.д. Сформировавшийся ныне на границах социологии широкий пласт прикладных (отраслевых) направлений занят как раз такими междисциплинарными, или социальными исследованиями. Это экономическая социология, социология права (другое ее наименование — социология преступности) социальная инженерия, заводская социология, социальная экология, социальная психология и т.п. В других академических науках, как и в социологии, образовался такой же пласт прикладных направлений, окружающих эти науки своеобразным поясом. Проводимые в их рамках исследования нельзя считать строго психологическими, юридическими или экономическими — это междисциплинарные исследования. Например, экономическая психология, психотехника, психология медицины и т.п. Выразим ситуацию схематически (рис. 26). Рис. 26. Социология и пограничные науки 89 В США выделяют следующие виды прикладной работы: клиническая практика, анализ политики, бизнес-консультирование, социальные исследования. Среди них социальные исследования — самый распространенный и успешный вид социологической практики. Кто только ими не занимается. Ряды прикладников США постоянно пополняются министрами и экс-министрами, радикалами и экс-радикалами, консерваторами и экс-консерваторами. Социология прельстила их, видимо, своими возможностями влиять на социальные реформы. К тому же они обладали уникальным опытом и знаниями в этой области. Прикладное социальное исследование призвано изучать и оценивать последствия происходящих в обществе и природе реальных процессов, например, воздействие наводнений на поведение людей и жилой фонд городов. Его цель — выяснить, какую федеральную помощь следует оказать пострадавшим. В противоположность ему базисное исследование нацелено на обнаружение нормативно-правовой основы для вынесения судом решения, касающегося выплаты компенсаций пострадавшим домовладельцам3. Первый тип исследования снабжает информацией местные власти для принятия ими компетентного решения в сфере социальной политики, второе идет дальше текущих вопросов, поскольку выплата компенсаций включает вопрос о перераспределении доходов, который не правомочны решать только местные власти. Итак, социологические исследования — это тип внутридисциплинарных исследований. Социальные исследования — это тип междисциплинарных исследований.
|