Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Логический квадрат типов исследования
Качественные и количественные исследования, фундаментальные и прикладные образуют логический квадрат (рис. 21)
Фундаментальные исследования
| Прикладные исследования
| Структурный функционализм,
Марксизм,
Институционализм
| Заводская социология, Социальное планирование
| Символический интеракционизм,
Феноменологическая социология,
Социодраматургия
| Прикладная антропология, Маркетинговые исследования
| Рис. 21. Соотношение четырех типов исследования на схеме логического квадрата
В квадратах пересечения показаны яркие примеры того или иного типе исследования. Так, яркими представителями прикладного количественногс исследования выступают заводская социология, социальное планирование маркетинговые исследования.
Фундаментальные и прикладные исследования различаются: а) направленностью получаемого знания — на развитие науки и углубление познания или на решение практических задач, конкретных проблем; б) местом работы социологов — в университетах или фирмах.
Фундаментальная социология подразделяется на теоретические и эмпирические исследования.
Прикладная социология — на прикладные и практические исследования
Количественная и качественная методологии различаются: а) методом получения знания — формализованными (математико-статистическими) или неформализованными (глубинное интервью, фокус-группы); б) уровнем изучаемых явлений — общество в целом (макроанализ) или индивид и малые группы (микроанализ).
Обобщая сказанное выше о свойствах качественных и количественны* методов, можно построить таблицу, которую можно считать продолжением, конкретизацией и завершением построенного выше логического квадрата различных исследовательских стратегий в социологии (табл. 2).
Таблица 2 Сравнение качественных и количественных методов
Количественные методы
| Качественные методы
| Что исследуют с их помощью
| знь общества на основе объективных статис-ескихданных
| Жизнь общества на основе субъективных свидетельств людей
| Кругизучаемыхтем, вопросов, проблем
| ичные и общественно значимые события: рация, социальные и этнические конфликты, зис социальных институтов и др.
| Нетипичный индивидуальный опыт (болезнь, ре-лигиозныеубеждения, потребление наркотиков), личные биографии
| Первичные данные
| одированные ответы респондентов, статис-еские данные, официальные документы
| Текстовые записи интервью и наблюдений, личные и официальные документы, фотографии
| эвичными считаются любые данные, в том ле о субъективных мнениях людей, удобные i обработки методами математической статики
| Первичными являются данные о субъективных мнениях людей, выраженные чаще всего пространными высказываниями, реже —жестами, символами, отражающими их взгляды
| Предмет изучения
| анальный мир больших групп людей; повторя-, иеся, типичные черты; глобальное общество, сальная структура и институты, социеталь-з системы; миграция народов
| Жизненный мир индивидов или малых групп; неповторимо личные, уникальные черты; локальные сообщества, чувства, взгляды, восприятие; каждодневные социальные практики людей
| цественная жизнь
| Частная жизнь
| Уровень научного анализа
| кроанализ
| Микроанализ
| диальное
| Индивидуальное
| Характеристики языка
| эдлагаютрезультаты измерений, выраженные искусственных (формализованных) языках
| Предлагают результаты наблюдений, записанных с помощью естественного, разговорного языка
| На какие вопросы отвечают
| элько? Откуда? Почему? Каким образом? Как; то? Какдолго?
| Что это? Откуда? Почему? Каким образом? Каков смысл?
| Теоретико-методологическая база
| зитивизм, количественная методология, тео-ч измерения, теория вероятностей, математи-жая статистика
| Понимающаясоциология, феноменология, гуманистически ориентированная социология, социальная драматургия
| Теоретико-методологическая ориентация
| гический позитивизм, т.е. поискфактов и при- i социальных феноменов без особого внима-ч к субъективным состояниям индивидов
| Феноменологизм, т.е. понимание человеческого поведения, исходя из интерпретации субъекта
| Научные принципы
| ъективность и незаинтересованность, невме-тельство наблюдателя в ход исследования, эбода от оценочных суждений
| Метод вживания, субъективность и пристрастность, опора на оценку ситуации и фактов, заинтересованность, герменевтика и расколдовывание смысла
| ъектоцентричность, дистанцированность от товека
| Человекоцентричность, максимальная приближенность к человеку
| " отение к естественно-математическим на-»м и точности, рациональности и рассудочно-1, дедукции, расчету
| Тяготение кискусству, художественному воображению, интуиции, индуктивным методам
|
Таблица 2 (Продолжение} Сравнение качественных и количественных методов
Количественные методы
| Качественные методы
| Теория и метод
| Четкое разграничение теории и метода как раз-ныхформ научной деятельности, различныхсис-тем правил, технологий построения
| Нераздельность теории и метода, теория как метод: постоянное движение от концептуализации к сбору данных и обратно (их интерактивность)
| Теория и факты
| Факты нужно приспосабливать ктеории
| Теория должна приспосабливаться к фактам
| Вид используемых теорий
| Гипотетико-дедуктивные, казуальные, формализованные, номотетические, идеальный тип, граф-теории
| Неформализованные, недедуктивные, описательные (граунд-теории), идеографические, паттерн-теории
| Методы
| Опрос — утомительный экзамен по заранее составленным вопросам
| Интервью — неформальный дружеский разговор в доверительной обстановке
| Анкетный опрос, контент-анализ (количественный анализ), структурированное наблюдение, формализованное интервью, экперимент
| Участвующее наблюдение, неформализованное интервью, качественный анализ личных документов (текстовых, реже визуальных — фото- и видеоисточников)
| Гипотезы
| Гипотезы выдвигаются «на входе»
| Гипотезы выдвигаются «на выходе»
| Гипотезы формулируются в программе до начала сбора данных
| Гипотезы формулируются по ходу исследования и могут меняться в процессе сбора данных
| Инструменты измерения
| Разрабатываются и проверяются в пилотаже, обычно формализируются
| Создаются в ходе полевого исследования, не пилотируются и не формализуются
| Одининструмент(анкета)можетиспользоваться неоднократно разными исследователями в разных исследованиях
| Один инструмент создается как уникальный интеллектуальный продукт, используется однократно, всякий раз создается заново
| Измерительные инструменты разрабатываются вначале и принимаются по итогам пилотажного этапа
| Измерительные инструменты разрабатываются по итогам полевого этапа
| Характеристики используемых методов
| Числовые
| Нечисловые
| Стандартизированные
| Нестандартизированные
| Жесткие
| Мягкие
| Объективные
| Субъективные
| Выдвижение понятий
| Общие понятия операционализируются до разработки инструментария и начала полевого исследования
| Общие понятия становятся более конкретным! / лишь в результате послеполевого обобщения
| Роль исследователя
| Роль исследователя минимальна, он выступает пассивным инструментом познания
| Роль исследователя велика, он выступаетактив-ным инструментом познания
| Представление обработанных данных
| Ввидестатистическихраспределений, шкал, коэффициентов связи
| В виде высказываний, фрагментов документов наблюдений, транскриптов
|
Таблица 2 (Окончание) Сравнение качественных и количественных методов
Количественные методы
| Качественные методы
| Что делает исследователь
| оциолог изучает поведение людей какпредста-/ггелей больших социальных групп, субъектов эциального взаимодействия, которое возника-г, формируется и развивается в социальных ор-1низациях и социальных институтах общества, оциология как строгая наука представляет со- о\л единство теоретического и эмпирического нания, которые социологи получают при помо-, и опроса, наблюдения и анализа документов, олученные таким образом данные социология > уппирует, классифицирует и обрабатывает на знове приемов математической статистики. В эзультате получается социально-типическая фтина поведения, ценностных ориентации и нений людей. Социология — логически строй-ая система достоверного знания — позволяет вводить закономерности и тенденции в проте-1нии социальных процессов, прогнозировать /дущие события
| Социолог постигает мироощущения людей и смыслы жизни; все время находится среди людей и в гуще событий; анализирует поток разнохарактерных полевых материалов; гибко строит процесс сбора данных, не придерживается жестко заданной программы и первоначальной стратегии исследования, постоянно меняет их с учетом реальных обстоятельств; осуществляет «монтаж» фрагментов информации об изучаемой реальности в концептуальное видение; многократно возвращается к начальным этапам, критически переосмысливает ситуацию, распознавая реальные противоречия и несоответствия, сопоставляя ситуацию с теоретическими представлениями47
| Результаты представлены в виде
| груктурированного и кодифицированного текс-1, часто принимающего вид табуляграмм, таб-1ц, графиков и т.д.
| Неструктурированныхтекстовых материалов, содержащих оценочные высказывания людей о практике своей жизни
| Верификация
| швный прием в подтверждении научного стату-iтеории
| Почти запрещенное, грязное слово в тезаурсе «качественников»
| В заключение стоит сказать вот о чем. Для современной методологии науки характерен плюрализм в выборе методов и методологии эмпирического исследования, признание равноценности различных стандартов научности. Типологические таблицы, классификации и логические квадраты служат всего лишь пропедевтическим приемом, помогающим лучше уяснить природу и отличительные черты того или иного метода, той или иной стратегии, но никак не руководством к научному поиску, где фантазия ученого раскрепощена и он выбирает метод, наилучшим образом соответствующий его целям и задачам. А задачи научного исследования чаще всего требуют комплексного подхода к проблеме, сочетания самых разных техник, методов и приемов.
-еменова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М, 1998. С. 13—14.
|