Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Заводской социолог в системе управления коллективом
По нашему мнению, задача заводских социологов заключается не столько в поиске путей решения отдельных острых вопросов жизни трудового коллектива, сколько в выработке концепции деятельности заводской социологической службы. От этого во многом будет зависеть и эффективность работы служб в целом, и решение отдельных практических задач социального управления. Далее мы остановимся на некоторых вопросах организации и функционирования заводской социологической службы, и прежде всего на проблеме ее включения в управленческую структуру предприятия (объединения). В литературе неоднократно указывалось, что многие трудности в работе заводских социологических служб обусловлены нечетким определением их функций в системе социальной организации предприятия. Как справедливо отмечает В.Г. Бритвин, в деятельности «заводских социологических подразделений явно наблюдаются элементы некоторой неупорядоченности, случайности». И, думается, проблему нельзя кардинально решить, передавая социологов отделам НОТ, кадров, труда и заработной платы. Эффективность управления социальными процессами (а именно в этом направлении должна развертываться деятельность социологической службы!) может быть достигнута лишь тогда, когда подобного рода деятельность строится с учетом теории и практики формирования организационных структур управления. Обычно в основе всех создаваемых до сих пор систем управления предприятием лежала одна идея — выполнение производственных программ. Управление процессами социального развития коллектива, если и было представлено в организационных структурах, то, как правило, на «периферии». Современная теория управления характеризуется более широким подходом к задачам, стоящим перед предприятиями. Чаще всего выдвигаются четыре главные цели: техническая, производственная, экономическая и социальная, соответственно в организационной структуре формируются четыре основных блока управления. При этом подразумевается, что социальные вопросы будут решаться лишь в социальном блоке, а остальные подобных функций выполнять не будут. На практике так и происходит: техническому, производственному, экономическому блокам (их отделам и службам) задаются только производственные цели и функции1. Ясно, однако, что деятельность любого управленческого подразделения всегда связана с «человеческим фактором», имеет определенные социальные последствия. И если управленческому блоку задать только производственные цели и функции, то это затруднит, с одной стороны, целенаправленное использование социальных факторов в технико-экономической области, а с другой — регулирование социальных последствий организационно-технических решений. Таким образом, многие аспекты социального развития коллектива выпадают из-под контроля, возникает разрыв между социальным и технико-экономическим планированием и управлением. Необходимо, следовательно, видоизменить целевую направленность основных блоков управления предпри -ятием (объединением). Прежде всего речь идет о «дереве целей» первого уровня управления. На схеме представлена организационная структура управления Тирас-польского производственного швейного объединения им. 40-летия ВЛКСМ, созданная здесь в период перехода на ВАЗовскую систему. Каждому блоку управления задаются не только производственные, но и социальные цели. Иначе говоря, в ходе проведения технических, технологических и организационных мероприятий планомерно решаются социальные задачи, а социальные факторы «подключаются» к выполнению производственных задач. Разработка подобной системы входит в компетенцию предприятия, вмешательство верхних этажей управления тут не требуется. Успех во многом за- Такой подход предопределяет, по нашему мнению, основной недостаток в организации деятельности социологической службы: все, что технические отделы упустили в социальной сфере, предлагается решить социологам. висит от инициативы руководителей объединения, общественных организаций, социальной активности коллектива. И еще одно немаловажное обстоятельство, которое возникает, если взять на вооружение упомянутую выше структуру управления. Социологическая служба получает при этом возможность постоянно руководствоваться в своей работе долговременной целью — совершенствованием социальной организации предприятия. Повышается вместе с тем эффективность работы службы, поскольку она строится на научной основе, на принципах теории управления. Обобщенные социальные цели первого уровня каждый блок делегирует своим службам, что закрепляется в «Положениях» об их деятельности. Эти службы в свою очередь формируют более частные социальные цели (второго уровня) и через должностные инструкции обеспечивают выполнение поставленных задач. Необходимо подчеркнуть: система социальных функций в блоках не добавочная нагрузка той или иной службе, а важная предпосылка для перехода на более высокий уровень деятельности всей системы управления, предпосылка, позволяющая планомерно получать и использовать социальный эффект. Конечно, данная система организации деятельности социологической службы не может автоматически решить все вопросы, стоящие перед заводскими социологами. Наоборот, она обостряет ряд «традиционных» проблем — подготовки профессиональных социологов, разработки социальных показателей, систематического накопления социальной информации, повышения социологической культуры руководителей и т.д. Вместе с тем упомянутый подход открывает перспективы для обеспечения единства науки и практики, социальной, экономической и технической политики предприятия. Коротко проанализируем шаги, уже предпринятые в этом направлении тирас-польскими швейниками. На интересном опыте Пермского телефонного завода учились многие социологи. Однако опубликованное недавно положение о социологической службе этого предприятия, на наш взгляд, не отвечает современным требованиям, предъявляемым к системе управления социальными процессами. В документе, например, ничего не сказано о цели создания социологической лаборатории, задачи и функции нередко отождествляются, подменяются перечнем конкретных видов деятельности (совершенствование соревнования, системы материального и морального поощрения и т.п.), слабо разработан и вопрос о правах и обязанностях службы. Документ отражает принципиальный недостаток в организации работы лаборатории — необходимость искусственно «привязывать» ее к работе других подразделений. Включение же социологической службы в организационные структуры управления предприятием позволяет осуществить четкое разделение функций и обеспечить взаимодействие социологов с другими звеньями управления. В «Положении», разработанном для социологической службы Тирасполь-ского объединения ее цель определяется следующим образом: дальнейшее совершенствование социальной политики и социальной организации объединения. Исходя из этого, выдвигаются следующие основные задачи: 1) разработка и внедрение прогрессивных методов социального управления и планирования в объединении с учетом специфики последнего, достижений общественных наук, требований научно-технического прогресса; 2) создание организационных условий для реализации в объединении социальной политики... эффективного управления процессом воспитания кадров, разработка соответствующих целевых программ; 3) изучение социальных процессов, совершенствование системы информации об их состоянии и тенденциях развития (по основным сферам жизнедеятельности: труд, общественно-политическая активность, быт, досуг, общение, семейные отношения и т.д.); 4) совершенствование социальной организации коллектива объединения, форм и методов использования «человеческого фактора» в технических, технологических и организационных мероприятиях; 5) обеспечение эффективного функционирования автоматизированной системы управления процессом социального развития объединения.
|