Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Схема организационной структуры управления Тираспольским производственным швейным объединением имени 40-летия ВЛКСМ
В рамках поставленных задач социологическая служба осуществляет следующие функции: планирования, организации, исследования и анализа, распорядительства, контроля и оценки, представительства2. Характер ее деятельности, кроме того, определяется «Положением о взаимоотношении органов аппарата управления объединения, парткома, общественных организаций и социологической службы», распределяющим полномочия между указанными органами. Обозначенный выше статус социологической службы может вызывать возражения сторонников концепции «исследование — рекомендации» (когда основным видом деятельности социолога на предприятии считается проведение исследований, при этом подразумевается, что рекомендации будет внедрять кто-то другой). Практика, однако, показывает: реализовывать за социологов рекомендации другие отделы и службы не будут. Работают они зачастую по очень напряженной, строго установленной программе. Социальные цели и функции должным образом не отражены в их структуре, т.е. не обеспечены организационно. Следовательно, внедрение ими даже самых простых рекомендаций социологов целиком зависит от субъективных обстоятельств. Включение социологической службы в организационную структуру управления позволит, во-первых, более квалифицированно, целенаправленно проводить необходимые исследования: накапливаемая в различных отделах социальная информация даст возможность определить наиболее актуальные проблемы, требующие изучения. Отпадает, кроме того, необходимость проводить исследования по незначительным вопросам. Во-вторых, социолог уже не будет заниматься множеством частных проблем, например созданием технических условий для внедрения рекомендаций. Подобную работу выполнят другие подразделения. В дискуссиях о работе заводских служб часто указывается на необходимость помощи им со стороны Госкомтруда, Академии наук СССР, отраслевых министерств. Где-то должны создать методики, положения, инструкции, нормативы, стандарты, кто-то должен заводского социолога «признать», «понять», «одобрить», «поддержать» и т.п. Конечно, помощь нужна. Но для решения подавляющего большинства проблем отнюдь не обязательно вмешательство сверху. Взять, например, «Положение о социологической службе предприятия». Практически у каждой крупной организации достаточно прав, чтобы разработать его своими силами. Да и многие ведомства уже не надо уговаривать, когда речь заходит о социологических лабораториях. Безусловно, методическое содействие в создании службы необходимо. Однако, на наш взгляд, здесь одна из главных проблем сводится, что называется, к месту действия социолога — существуют ли в данном коллективе объективные и субъективные предпосылки для целенаправленного регулирования социальных процессов. В условиях, когда предприятия имеют различный уровень технико-экономического и социального развития, требовать единого положения о службе преждевременно. Речь должна идти скорее о документе, раскрывающем основные направления работы. В качестве таковых можно выделить следующие: 1) сбор социологической информации о различных сторонах деятельности коллектива, анализ полученных данных с целью разработки мер, направлен- Основными элементами службы являются следующие: социологическая лаборатория (восемь человек); заместители начальников цехов по воспитательной работе; диспетчер-координатор социальных мероприятий. Функционально все они подчинены лаборатории, а служба в целом — директору объединения. ных на всемерное совершенствование социальной организации предприятия; 2) разработка целевых программ социальных реконструкций; 3) создание организационных условий для внедрения целевых программ. Иными словами, изучив и оценив содержание тех или иных процессов на предприятии, социологи совместно с администрацией и партийной организацией должны в случае необходимости разработать программу их реконструкции, организовать ее реализацию, «выдавая» задания всем службам (блокам) управления, подключая различные общественные организации, первичные коллективы и т.д. Мы не случайно употребили термин «реконструкция». Ныне интенсивное развитие экономики осуществляется преимущественно за счет реконструкции отраслей народного хозяйства и отдельных предприятий. Обычно она представляет собой комплекс мер, направленных на увеличение объема производства, освоение выпуска новой продукции и технологии, перестройку системы управления, улучшение условий труда. Понятно, что в ходе технических реконструкций социальный эффект отнюдь не достигается автоматически. Они сами невозможны без социальных перестроек, без качественно нового уровня социального и социально-психологического обеспечения деятельности коллектива. При этом нельзя просто где-то что-то улучшить. Речь идет о воспроизводстве системы именно на новом уровне, об отказе от многих традиционных видов деятельности, рутинных форм организации, морально устаревших стандартов управления и т.д. Реконструкция социальной организации предприятия обязательно должна сопровождать его техническое перевооружение. Это вытекает из тесной взаимосвязи различных сторон деятельности трудового коллектива. Инерция, присущая социальным процессам, — во многом следствие зависимости «живого» труда от труда «прошлого». В сфере управления она особенно сильна — любые нововведения отражаются здесь на самых различных сторонах деятельности коллектива. Например, внедрение бригадной формы организации труда (особенно на предприятиях преимущественно со сдельной оплатой) требует не просто пересмотра принципов оплаты и нормирования труда, но и изменений в организации соревнования, в участии трудящихся в управлении делами коллектива. Вместе с тем это влечет за собой иные методы создания первичных коллективов, линейных и функциональных структур управления, новые формы воспитательной работы. Мы уже не говорим о преодолении каждым работником психологического напряжения, связанного с вхождением в новую производственную ситуацию. Понятно, что эффективность такой реконструкции будет во многом зависеть от надежности и обоснованности ее программы, от того, насколько «живой» управленческий труд сможет нейтрализовать инерцию «прошлого» труда. Если попытаться составить перечень неотложных задач заводской социологии, то он окажется весьма солидным даже для коллектива с высоким уровнем социального развития. Качественного совершенствования требуют идеологическая работа, система социально-психологического обеспечения плановых заданий и социалистического соревнования, процесс адаптации работников в коллективе, методы деятельности общественных организаций, культурно-массовая и физкультурная работа и т.д. Попытки решать их поочередно, одну задругой, малоэффективны. Социальные проблемы коллектива обычно тесно связаны между собой. Например, нельзя снизить текучесть кадров, предав забвению вопросы соревнования, психологического клима- та, демографические особенности, образовательный и квалификационный уровни работающих. Поэтому задача службы заключается в «сведении» всего множества социальных вопросов к нескольким крупным, решение которых может дать множественный, комплексный эффект, т.е. повлиять на разные стороны жизни коллектива. Социальная реконструкция станет, таким образом, занимать одно из главных мест в планировании социального развития коллектива, а процесс реализации планов будет сводиться к последовательной цепи реконструкции в тех или иных сферах социально-производственной деятельности (труд, быт, досуг, общение и т.п.). В целом план социального развития коллектива должен, по нашему мнению, иметь три основных аспекта (раздела): а) условия для оптимального протекания социальных процессов; б) совершенствование деятельности коллектива в производственной и внепроизводственной сферах; в) самосовершенствование работника. В существующих методиках (и планах) упор обычно делается на первый аспект (иногда эти вопросы занимают до 80% объема плана), в то время как проблемам оптимизации собственно жизнедеятельности коллектива внимание уделяется явно недостаточное. Многие предприятия, например, затратили тысячи рублей на создание благоприятных условий труда. Но эти меры не дали желаемого снижения текучести кадров, улучшения трудовой дисциплины. По нашему мнению, одна из главных задач при составлении плана социального развития заключается не столько в создании дополнительной материальной базы, сколько в превращении ее в подлинное условие деятельности коллектива. Словом, речь идет прежде всего о совершенствовании всей системы жизнедеятельности предприятия, поиске и реализации потенциальных возможностей коллектива. И еще об одном важном аспекте проблемы. К сожалению, на практике работа по руководству социальным развитием начинается как бы с конца, с составления плана. Но ведь он всегда был и будет продуктом определенной концепции, т.е. целостной системы представлений о функционировании объекта, целях и задачах, методах его преобразования. Если же концепции нет, если социологи, а вслед за ними и органы управления идут «от проблем», то план — не более чем набор мероприятий, пусть даже и влияющих на те или иные стороны жизнедеятельности завода, фабрики. Только концептуальное понимание особенностей коллектива может дать ключ к эффективному решению стоящих перед ним, проблем. Конечно, разработка и внедрение комплексных программ социальных реконструкций должны происходить постепенно: от простых к сложным, от тех областей, где уже есть определенный опыт, к новым проблемам, от одной программы к созданию комплекса программ. Накопив опыт социальных реконструкций на уровне отдельных коллективов, можно будет осуществлять крупные социальные реконструкции на уровне региона, а в перспективе и в рамках всесоюзной социологической службы. Сокращено по источнику: Чичилимов В.В. Заводской социолог в системе управления коллективом//Социологические исследования. 1982.№4.С. 127—133.
|